SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).
Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).
Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.
В рамках данной статьи решается вопрос о возможном воздействии на мнение святителя Григория Нисского об апокатастасисе культурно-исторических событий древней Греции и Римской империи. Используются исторический метод и сравнительный анализ. Прослежено воздействие Гомера, событий микенской культуры, Платона, средиземноморских походов античных городов-государств на греческую философию и в дальнейшем на святителя Григория Нисского. Удалось выявить возможное проникновение библейских понятий и терминов в древнегреческую философию. На культурном фоне Римской империи прослежена эволюция взглядов святителя Григория Нисского на философию, что, весьма вероятно, также оказало большое влияние на его решение отказаться от идеи апокатастасиса. Также показано, что путешествие святителя Григория Нисского в Аравию и Иерусалим, которое произвело на него удручающее впечатление в связи с упадком нравов тамошних христиан, также, вероятно, могло добавить пессимизма в его розовые представления о всеобщем обращении человечества к добру. Приглашения императора тоже могли сыграть свою роль в данном вопросе и подтолкнуть его к более строгому отношению к своим словам, в отличие от его некоторых прежних абстрактных рассуждений которые он «не излагал утвердительно», но предлагал «в виде упражнения».