ПРОФЕССОРСКИЙ ЖУРНАЛ. СЕРИЯ: РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

Архив статей журнала

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ НОВАТОРСКОГО СЛОВАРЯ. РЕЦЕНЗИЯ НА КН.: БОЛЬШОЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ. УПОТРЕБЛЕНИЕ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ. 6-Е ИЗД. / ОТВ. РЕД. В. Н. ТЕЛИЯ. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, ГРАМОТА, 2024. 784 С (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Федуленкова Татьяна Николаевна

В рецензии подчеркивается неординарный, инновационный характер словаря, изданного под редакцией В. Н. Телия. В результате многолетнего кропотливого исследования коллективу авторов данного словаря удалось создать беспрецедентное лексикографическое издание, дающее широкоформатное представление о фразеологической системе современного русского языка, о соотношении значений ее единиц и закономерностях контекстуального использования фразеологизмов.

Сохранить в закладках
РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ХИРУРГИЯ» КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Габдулхаков Валерьян Фаритович

В статье демонстрируется опыт использования смысловой структуры текста для развития связной речи школьников. Обоснованы принципы обучения структурно-смысловой организации речи на уроках риторики: учет уровня владения учащимися текстовой организацией речи; опора на структурные (смысловые, тематические, межфразовые) особенности высказывания; использование в речи конструктивных схем смысловой организации текста; учет особенностей тематического строения высказывания. Приведен пример алгоритма по реализации этих принципов, проанализирована репрезентативная выборка высказываний, подтверждающая их эффективность.

Сохранить в закладках
ЯЗЫКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Хамраева Елизавета Александровна, Семенова Светлана Степановна

Статья посвящена организации полилингвального обучения в Республике Саха (Якутия), где в школьном пространстве одновременно изучаются государственный русский язык, родные языки и иностранный язык. Специфика Республики Саха заключается не только в необходимости качественного обучения русскому или якутскому языкам, но и в необходимости сохранения родного языка ребёнка: эвенского, эвенкийского, юкагирского, долганского, чукотского, что накладывает отпечаток на создание вариантов полилингвальной модели поликультурного образования, с которыми сталкиваются учителя школ. При этом специфика организации полилингвального образования не вызывает сомнений: такой тип школ создает в республике уникальный языковой ландшафт. В работе описаны модели организации полилингвальных школ и детских садов, проанализированы их отличия и представлена специфика языкового обучения республики.

Сохранить в закладках
ЖИВОПИСНЫЙ ЭКФРАСИС В «ЗАМЕТКАХ О ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВКАХ» И РАССКАЗАХ В. М. ГАРШИНА (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Ксения Константиновна Сизова

Статья посвящена живописному экфрасису в «Заметках о художественных выставках» и рассказах В. М. Гаршина, его функциям и особенностям, а также рассмотрению экфрасиса как сюжетообразующего приема. В статье уделяется внимание теоретической стороне вопроса, а именно, отделению понятия «экфрасис» от других близких терминов и от «мнимого экфрасиса». Автор дает развернутую характеристику экфрасиса в «Заметках…» и рассказах «Художники» и «Надежда Николаевна», анализирует связь этого приема с проблематикой произведений В. М. Гаршина.

Сохранить в закладках
ПРОСТРАНСТВО ВЕРЫ: ИЕРАРХИЯ ЛОКУСОВ В «ЗАГРОБНЫХ ПЕСНЯХ» К. К. СЛУЧЕВСКОГО (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Чэнь Фанмин

Данная статья посвящена творчеству К. К. Случевского и комплексному анализу его поэтической книги «Загробные песни». Основная задача работы - исследовать иерархию локусов и определить роль «пространства веры» в этом произведении. Анализируются лексика, метафорика и стилистические приёмы, использованные автором для формирования «пространства» потустороннего мира. Реконструирована структура «пространства веры» в «Загробных песнях». Акцентируется внимание на особенностях композиции и нарративной структуре произведения, характеризующих уникальность построения Случевским поэтического текста. Работа вносит вклад в изучение данной поэтической книги, предоставляя её новую интерпретацию.

Сохранить в закладках
ВОЗВРАЩЕНИЕ АМУРЦА (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Голубков Михаил Михайлович

В статье рассматриваются современные издания замечательного сатирика Приамурья первых двух десятилетий ХХ века Фёдора Ивановича Чудакова, подготовленные профессором Благовещенского педагогического университета Анатолием Васильевичем Урмановым. Имя и творчество Чудакова было забыто на целое столетие, в то время как по своим творческим возможностям он вполне сопоставим с самыми яркими фигурами «Сатирикона». Поэтому современники называли его амурским Сашей Чёрным. В статье также рассказывается о судьбе Чудакова и о той роли, которую играют научные изыскания А. В. Урманова для восстановления творческой репутации забытых художников Приамурья.

Сохранить в закладках
РОЛЬ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В СОЗДАНИИ КРЕОЛИЗОВАННОГО РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Селезнева Диана Андреевна

Работа направлена на рассмотрение механизмов креолизации рекламного текста. Представлены материалы анализа роли модифицированных фразеологизмов в создании креолизованного рекламного текста. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что измененные фразеологические единицы в сочетании с иконической частью делают рекламу яркой, образной, оригинальной, запоминающейся и эффективной.

Сохранить в закладках
ФЕОФИЛАКТ ЛОПАТИНСКИЙ И ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ КАК ВЕРОЯТНЫЕ РЕДАКТОРЫ ПЕРЕВОДА СОЧИНЕНИЯ МАВРО ОРБИНИ «ЦАРСТВО СЛАВЯН» (2025)
Выпуск: № 1 (21) (2025)
Авторы: Шикина Екатерина Валерьевна

В типографии Санкт-Петербурга в 1722 году в печать выходит перевод книги хорватского священника Мавро Орбини «Царство славян», которым занимался приближенный к царю серб Савва Лукич Рагузинский. Перевод Рагузинского выполнен на церковнославянском языке, перед печатью текст был отредактирован. В роли возможных справщиков выступают Феофилакт Лопатинский и Феофан Прокопович, однако исследователями еще не было установлено, кто именно это был. В данной статье предпринята попытка посредством лингвистического анализа установить личность редактора перевода текста Мавро Орбини.

Сохранить в закладках
РЕЦЕПЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗОВ В РУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ: ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 2 (22) (2025)
Авторы: Жукова Александра Андреевна, ПОТЁМКИНА Е. В.

Работа посвящена рассмотрению концепта БОГ в иностранной аудитории филологического профиля. В ходе исследования авторы опирались на принципы, разработанные в когнитивной лингводидактике. Полученные результаты легли в основу урока из пособия «Концепты русской песенной традиции: от романса до рэпа»; в нем на материале текстов песен рассматриваются константные для русской культуры образы Христа и его учеников, а также характерные для русской песенной традиции христологические мотивы. В целях формирования когнитивного уровня языковой личности иностранных учащихся в уроке эксплицируется ассоциативное поле ‘Христос’ и реконструируется фрагмент языковой картины мира, связанный с концептом БОГ.

Сохранить в закладках
ЛИНГВОДИДАКТИКА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)
Выпуск: № 2 (22) (2025)
Авторы: Леонид Викторович Московкин

В статье представлен обзор эволюции лингводидактики как направления научных исследований. Рассматриваются предпосылки возникновения лингводидактики, среди которых отмечаются несоответствие дидактики и методики обучения иностранным языкам и тенденция к унификации обучения русскому языку в национальной школе. Описывается лингводидактика как общая теория обучения языкам, а также иные ее интерпретации: лингводидактика как наука о лингвистических основах обучения языкам, как наука об овладении и владении языком, как синоним методики обучения, как теоретический раздел методики. Выдвигается предположение о том, что в будущем термин «лингводидактика» будут использовать как синоним термина «методика обучения».

Сохранить в закладках
ИЗ ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭПИГРАММЫ (МАРГИНАЛИИ З. ПАПЕРНОГО НА ПОЛЯХ СБОРНИКА «323 ЭПИГРАММЫ) (2025)
Выпуск: № 2 (22) (2025)
Авторы: Катаев Владимир Борисович

В статье отмечается, что по преимуществу устный, квази-фольклорный путь бытования и распространения эпиграмм ведет к вольному обращению с авторством: порой наиболее удачные рифмованные шутки или политические стихи в устном бытовании приписываются не их создателям, а иным авторам. На сохранившемся экземпляре сборника «323 эпиграммы» (изданном Е. Г. Эткиндом в 1988 году) З. С. Паперный внес пометы, уточняющие текст и авторство ряда произведений. Эти маргиналии можно рассматривать как один из первоисточников в предполагаемой истории изучения жанра эпиграммы советского периода.

Сохранить в закладках
МЕМУАРИСТ КАК «НЕНАДЕЖНЫЙ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ». (НА ПРИМЕРЕ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ А. П. ЧЕХОВЕ) (2025)
Выпуск: № 2 (22) (2025)
Авторы: Зайцев Виктор Сергеевич

Мемуарный комплекс чеховианы обширен и традиционно используется в качестве полноценного источника фактов о жизни и творчестве А. П. Чехова. Между тем, обращение к исследованиям, посвященным специфике нейрофизиологии человеческой памяти, позволяет выявить сущностные недостатки всех воспоминаний, проистекающие из особенностей работы человеческого мозга. Подобного рода подход приводит к аналогии между любым мемуаристом и «ненадежным повествователем» как литературным приемом. Таким образом, каждый текст воспоминаний необходимо воспринимать как потенциально фальсифицированный до тех пор, пока не доказано обратное. Это избавит научное поле от неконструктивных дискуссий о подлинности тех или иных воспоминаний, и позволит исследователям продвинуться на пути к созданию полноценной научной биографии А. П. Чехова.

Сохранить в закладках