ISSN 1605-7953 · EISSN 2587-5868
Язык: ru

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕНЕДЖМЕНТ

Архив статей журнала

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ ИЗ СТРАН С РАСТУЩИМИ ЭКОНОМИКАМИ: ОПЫТ РОССИИ (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: КЛИШЕВИЧ ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА

В статье рассматривается взаимосвязь государственной собственности в российских компаниях со степенью их интернационализации. Международная активность госкомпаний из стран с растущими экономиками - актуальная тема в литературе по международному бизнесу и стратегическому менеджменту, причем исследования взаимосвязи госсобственности и интернационализации демонстрируют противоречивые результаты. Одна из причин неоднозначности результатов исследований заключается в различиях страновых контекстов растущих рынков, которые оказывают влияние на то, каким образом госсобственность соотносится с интернационализацией. Российские государственные компании наименее изучены среди фирм из стран с растущими экономиками, поэтому для целостного понимания воздействия госсобственности на интернационализацию компаний из стран с растущими экономиками необходимо рассмотрение их международной деятельности. В работе изучается интернационализация российских государственных компаний в период с 2013 по 2017 г. Результаты анализа показывают, что чем больше доля госсобственности в российских компаниях, тем меньше степень их интернационализации. Исследование вносит вклад в дискуссию о роли государства в интернационализации компаний, а также о влиянии госсобственности на международные стратегии компаний, подчеркивая, что контекстуальная специфика имеет важное значение.

Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: НА ПРИМЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГИ США (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: ШВАЛЁВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ, РОМАНОВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА

Цель исследования - представить и описать основные направления цифровой трансформации бизнес-модели профессиональных спортивных объединений на примере Национальной футбольной лиги как субъекта спортивной индустрии. Используя подход М. Джонсона, К. Кристенсена и Х. Кагерманна к определению бизнес-модели компании, где выделяются четыре основных компонента, проанализированы бизнес-модель Национальной футбольной лиги и влияние цифровых технологий на ее компоненты. Опираясь на данные анализа, а также интервью и высказывания представителей спортивных организаций в зарубежных средствах массовой информации, выделены основные направления цифровой трансформации бизнес-модели профессиональных спортивных объединений - изменение ценностного предложения путем вовлечения болельщиков в цепочку создания добавленной стоимости и формирование дополнительных источников дохода посредством трансформации существующей бизнес-модели в направлении D2C (direct to customer). Результаты исследования могут быть использованы менеджерами профессиональных спортивных объединений при формировании цифровой стратегии организации и стратегии трансформации бизнес-модели.


Сохранить в закладках
РАСХОДЫ НА ЛОББИРОВАНИЕ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ США (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: Фрейшанет Солирвисенс Хуан, Шалев Лев Сергеевич

В литературе, посвященной корпоративной политической деятельности, много исследований посвящено лоббистской деятельности в Соединенных Штатах и ее взаимосвязи с финансовыми показателями фирм. Лоббизм в США возник одновременно с самим государством, и демократическая система правления способствовала его быстрому развитию. Однако было проведено несколько исследований, посвященных фирмам со штаб-квартирами за пределами Соединенных Штатов, в которых изучалось, как национальность влияет на их лоббистскую деятельность. В данной статье на основе институциональной теории утверждается, что высокие расходы транснациональных корпораций на лоббирование увеличивают их годовой доход. В ней также утверждается, что этот эффект сдерживается национальной принадлежностью фирмы и ее размером. Сформулированные гипотезы были проверены на выборке из 51 фармацевтической компании, охватывающей пятнадцатилетний период 2005-2020 гг. и представляющей 12 стран. В качестве модераторов были использованы два показателя размера компании: общий объем активов и количество сотрудников. Полученные результаты подтверждают гипотезу о взаимосвязи между расходами на лоббирование и годовым доходом, как описано выше. Однако полученные данные не подтверждают доводы о сдерживающем влиянии размера на эту взаимосвязь. Исследование ограничено одним конкретным сектором. Однако, благодаря универсальности измерения, возможны дальнейшие сравнительные исследования между секторами в разных странах. Результаты исследования углубляют понимание факторов, определяющих политическую активность корпораций, и дают представление о дальнейшем развитии темы и расширении знаний. Это исследование имеет важное значение для кадровой политики фирм, оптимизации стратегии лоббирования и управления местоположением бизнеса.

Сохранить в закладках
HR-ЦИФРОВИЗАЦИЯ:ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: ТАТЕВОСЯН СТЕЛЛА

Цифровые технологии играют всю большую роль во всех областях жизни и все чаще коренным образом меняют процессы и структуры организаций вне зависимости от направления их деятельности. Управление человеческими ресурсами на данный момент является одним из ведущих организационных процессов, проходящих через активный этап развития с помощью цифровизации. С учетом растущего процента HR-практик, переходящих в цифровой формат, меняются и требования к компетенциям HR-специалистов, линейных руководителей и рядовых сотрудников. В статье систематизированы результаты исследований проблематики HR-цифровизации, проводившихся в течение двух последних десятилетий. На основе представленного обзора литературы рассматриваются ведущие направления развития HR-цифровизации, факторы, влияющие на внедрение и использование HR-технологий, а также актуальные области будущих исследований по данной теме. Среди направлений HR-цифровизации выделены цифровизация человека, цифровизация рабочей деятельности и цифровизация HR-процессов. Факторы, влияющие на внедрение и использование HR-технологий, разделены на три блока, а именно: организационные, технические и человеческие. Области дальнейшего анализа включают в себя контекст, в котором осуществляется цифровизация, ее отдельные процессы, социальные составляющие, технические аспекты, а также результаты. Статья может быть интересна исследователям, занимающимся данной темой, а также организациям, в которых проводится или планируется цифровизация.


Сохранить в закладках
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СЕКТОРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ПРИМЕР АЛБАНИИ (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: Персиани Николо, Чепику Денита, Омбаши Беса

Целью данного документа является анализ внедрения государственно-частного партнерства в секторе здравоохранения как способа использования частного финансирования и экспертных знаний для достижения целей государственной политики в Албании. Исследование состоит из обзора четырех государственно-частных партнерств в сфере здравоохранения и подробного анализа основных характеристик двух из них. Сектор здравоохранения в качестве объекта исследования был выбран в связи с проводимыми реформами, направленными на улучшение системы общественного здравоохранения и качества обслуживания. Тематическое исследование основано на данных, собранных в результате анализа контрактов, подписанных между сторонами, отчетов, интервью и документов по управлению этими контрактами. Исследование также опирается на вторичные источники информации, ориентированные на законодательство и другие государственные правовые акты. В статье подчеркивается необходимость принятия долгосрочной стратегии в области здравоохранения, а также применимых стандартов мониторинга процедур ее реализации. Во время пандемии COVID-19 реализация этих контрактов стала еще более важной для страны, где контракты рассматривались как способ повышения качества государственных услуг. Ряд рекомендаций, предложенных в статье, может способствовать дальнейшим исследованиям в этой области.

Сохранить в закладках
ФАКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ КЛИЕНТОВ В ОНЛАЙН-РИТЕЙЛЕ: АНАЛИЗ ОНЛАЙН-ОБЗОРОВ (2023)
Выпуск: Т. 22 № 1 (2023)
Авторы: РЕБЯЗИНА ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА, Хаддади Мехран

Цель этой статьи - проанализировать отзывы онлайн-покупателей и получить представление о факторах удовлетворенности клиентов на основе большого количества пользовательского контента онлайн-магазинов США. Этот пользовательский контент стал более содержательным, особенно в эпоху СО-ВИДЕО-19, в результате стремительного роста онлайн-покупок. В этом исследовании используются большие текстовые данные о 5 340 786 онлайн-отзывах, которые были собраны с платформы bizratesurvey.com. Исследование было сосредоточено на отзывах отдельных покупателей о 839 интернет-магазинах США. Для обработки данных были использованы частотный анализ слов и методы скрытого распределения Дирихле. Результаты выявили три основные темы, связанные с простотой использования, продуктом и доставкой, которые были отмечены очень довольными клиентами онлайн-магазинов США. Авторы правильно обозначили темы, рассмотрев по крайней мере двадцать наиболее вероятных слов в каждой теме. Результаты дают руководителям онлайн-магазинов представление о том, как повысить удобство покупок, улучшить качество продукции и ее доставку покупателям. Специалисты-практики могут повторить процесс анализа данных, выполненный в этом исследовании, чтобы отслеживать отзывы клиентов. Полученные результаты также предоставляют новый способ использования больших текстовых данных из отзывов клиентов в дальнейших исследованиях.

Сохранить в закладках