SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассмотрена история проектирования Троицкой церкви на Петроградской стороне. Для ее создания был объявлен закрытый архитектурный конкурс, в котором приняли участие в. В. Суслов, в. А. Покровский, А. В. Щусев, А. А. Ильин, А. П. Аплаксин, А. Кипнес. Так как данный проект являлся государственным заказом, то стиль постройки определил сам Николай II. Из представленных ему вариантов он остановился на владимиро-суздальском, объяснив это тем, что во Владимире был погребен особо почитаемый на Руси Св. благоверный князь Александр Невский, и именно оттуда его мощи были перенесены в Санкт-Петербург Петром I. Строительство нового храма на берегу Невы, напротив Зимнего дворца, должно было бы молитвенно связать память о двух знаковых для России правителях.
В наши дни текстовые материалы конкурса хранятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге. К сожалению, чертежи (за исключением карандашного наброска А. В. Щусева) выявить в ходе исследования не удалось, известно лишь, что они были отправлены в начале 1917 г. императрице Александре Федоровне в Царское Село, и дальнейшая судьба их неизвестна. Но сохранились записки архитекторов — участников конкурса, которые представляют и теоретический интерес — они позволяют проследить ход мыслей, творческие поиски, выбор источников, первообразов из «первых уст», а также практический интерес — могут служить источниками вдохновения при создании современных культовых построек.
Убранство и культурные символы королевских зданий династии Цин представляет собой значимую и многоаспектную область исследований, которая позволяет глубже понять не только архитектурное наследие, но и социально-культурные аспекты одной из величайших цивилизаций в истории человечества. Династия Цин, будучи последней императорской династией в Китае, оставила значительный след в истории страны, особенно в архитектуре и искусстве. Архитектурные сооружения этого периода, включая дворцы, храмы и мавзолеи, являются не только свидетельством величия и мощи императорской власти, но и носителями глубокого символического значения, отражающего философию, религиозные верования и мировоззрение того времени. Изучение убранства и символики этих зданий открывает уникальное окно в мир китайской культуры и истории, демонстрируя, как архитектура может служить средством передачи и сохранения культурных и духовных ценностей. Объектом исследования являются убранства и культурные символы королевских зданий династии Цин. Цель исследования - комплексное изучение архитектурного стиля, декоративных элементов и символических аспектов королевских зданий династии Цин. Методы исследования включают исторический анализ, визуальный анализ архитектурных элементов, сравнительный анализ с другими архитектурными традициями. Научная новизна исследования заключается в систематизации архитектуры династии Цин с позиции исторических, культурологических и архитектурных аспектов. Основное внимание уделяется таким архитектурным объектам, как Запретный город, Летний дворец, Мавзолей восточных Цин, Храм Неба, Старый Летний дворец, Шэньянский императорский дворец. Исследование способствует лучшему пониманию не только прошлого, но и настоящего Китая, а также влияет на сохранение и интерпретацию его богатого наследия для будущих поколений.
Архитектура - это не только вид искусства, но и зеркало, которое может отражать эстетические изменения современного общества и усиливать их. В истории архитектуры есть много удивительных произведений, и пирамида Лувра, безусловно, является такой достопримечательностью. Франция - страна с выдающимся художественным вкусом. Лувр когда-то был не только тюрьмой, но и дворцом, свидетелем перемен, произошедших во Франции за эти годы. Сейчас Лувр - всемирно известный музей. В 1980-х годах Лувру была предоставлена возможность расшириться, и в результате был утвержден архитектурный план китайско-американского архитектора Бэй Цзяньмина. В процессе строительства были использованы новые строительные материалы и сохранены древние символы пирамид. Лувр во Франции отличает как исторический, так и современный художественный колорит.
Для зданий научно-инновационной направленности актуальна проблема соотношения сроков морального старения к физическому износу архитектурных сооружений, создающая коллизию между развивающейся функцией и отстающим от её развития архитектурным пространством; на этом основаны многие проблемы архитектурного проектирования.
Среди приёмов функционально-пространственной организации таких объектов, направленных на решение этой коллизии: оптимизация архитектурных и инженерных решений, создание системы дополнительных возможностей для трансформации и модернизации комплексов. Один из универсальных принципов обеспечения устойчивости развития и надёжности функционирования научных и инновационных объектов – пространственное и технологическое резервирование (часто именуется гибкостью). Применяются различные приёмы достижения гибкости при проектировании объёмно-пространственных решений, инженерно-технологических устройств и сетей, лабораторной мебели и оборудования. Приведён один из возможных приёмов оценки принятых решений с этой точки зрения.
В качестве основания для всех рассмотренных приёмов подразумеваются такие положения, как социальное взаимодействие, безопасность и модернизация научно-инновационного процесса.
В статье описывается опыт полевого исследования в течение 2023–2024 годов на территории храма священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе (Москва), где расположена кофейня «ANTIПА». Исследование затрагивает вопросы создания, организации, функционирования и структуры инициированного и курируемого религиозной общиной публичного пространства, а также посвящено социальным агентам, которые взаимодействуют с этим пространством. Предлагается рассматривать кофейню «ANTIПА» через призму пяти аспектов: 1) пространственного, 2) социального, 3) эстетического, 4) организационного, 5) экономико-трудового. Прицерковная территория данного комплекса может быть охарактеризована как светское пространство с религиозными элементами, которое выполняет следующие функции: 1) место встречи (как точка на карте, где можно встретиться), 2) место коммуникации (как место, где можно провести время в общении), 3) медиатор между городом и религией (как место, дающее возможность жителям и гостям столицы встретиться с религиозным).
Статья посвящена новейшим формам проявления религиозности в пространстве города. Исследование сфокусировано на изучении религиозного аспекта городской эргонимии. Исследовав вывески магазинов, навигационные карты, товары на полках сетевых магазинов, использующие имена богов Древней Греции, авторы поставили задачу реконструкции невербализованного мифологического нарратива, составленного эргонимами и товарными именованиями. Религиозная жизнь городского пространства понимается в статье в качестве характерных для древнегреческой религиозности практик благочестия: воззвания и посвящения. Реконструируются специфические механизмы воспроизводства культуры в Древней Греции и Европе XXI века. На основании проведенного различия описывается «мифосоциализирующая» функция современного образования в процессе трансляции мифологического нарратива и реинтерпретации олимпийского мифа. Статья обращается к данным о религиозной жизни юридических лиц. На основе анализа частотности упоминания имен олимпийских богов в едином реестре юридических лиц и сопоставления имен богов с заявленными формами экономической деятельности реконструируется олимпийский миф XXI века — «Эргонимический миф Гермеса». Статья предполагает описание материально воплощенных пространств священного на улицах современных городов методом хорографии. Подобный подход представляется новым в исследовании культуры и человеческого общежития.
Статья написана на полевом материале, собранном в г. Медногорске (Оренбургская обл.) в декабре 2021 года, и посвящена изучению взаимодействий религиозного и историко-культурного ландшафтов города. Особенностью промышленного Медногорска, основанного в эпоху индустриализации, является его «церковная история» советского времени. Ее константа — жизнь прихода, протекавшая с 1943 года в молельном доме, переоборудованном позже в храм Святителя Николая Чудотворца. Десятилетия существования в городе так называемого «старого Никольского храма» привели к обогащению и усложнению религиозного ландшафта, включающего в себя скрытые публичные практики защиты веры и места молитвы. К последним относятся эпизод коллективной защиты храма от разрушения в 1961 году и книга Веры Поповой, ставшей признанным в городе «историком храма» из числа старейших прихожанок. Статья содержит сопоставительный анализ устной и письменной версий истории Никольского храма.
В 2007 году в Медногорске был освящен новый храм Николая Чудотворца. Анализируется распределение функций между двумя Никольскими храмами в малом городе. Делается вывод о взаимопроникновении историко-культурного и религиозного наследия города, возникшего как поселение при медно-серном комбинате, а также о том, что церковная составляющая истории Медногорска позволяет интерпретировать его советский период как альтернативную версию советской индустриализации в небольшом заводском городе.
В статье рассматриваются интерпретации некоторых памятников архитектурного и археологического наследия Крыма, возникшие в Новое время. Путешественники-христиане, описывавшие в XVII-XIX вв. Крымский полуостров, пришли к выводу, что наиболее выдающиеся соборные мечети были перестроенными церквями. Они исходили из убеждения в неспособности мусульман создать столь величественные сооружения, а также из их умозрительных представлений об архитектуре. Дополнительный импульс этим рассуждениям придало присоединение Крыма к России. Сказывалось отсутствие точных знаний о ранней христианской истории региона и истории архитектуры в целом. После присоединения Крыма к России некоторые авторы независимо друг от друга пришли к мысли о том, что средневековые «пещерные» города и монастыри были звеном в культурных и религиозных связях между Византией и Русью. Основанием для таких выводов стало визуальное сходство между искусственными пещерами Крыма и Святогорского и Киево- Печерского монастырей. Проанализированные сюжеты говорят о попытках отыскать «древнейшее прошлое» крымского христианства, не имевших отношения к исторической реальности. Однако такого рода суждения характеризуют особенности мышления представителей интеллектуальной элиты Нового времени.
Проблема исследования – поиск архитектурно-художественных и непространственных методов, позволяющих интегрировать материальное и нематериальное наследие во вновь создаваемую городскую ткань. Современный мегаполис сочетает элементы как целостной и однородной исторической застройки, так и элементы культурного наследия, нуждающиеся во включении в современный градостроительный, социальный и культурный контекст. В статье представлен актуальный подход к сохранению и приспособлению ОКН в городской среде.
Цель – охарактеризовать кейс «Екатеринбург-СИТИ» как вариант реализации механизмов сохранения ценностей исторической среды в современном мегаполисе. Используются методы монографического и сравнительного градостроительного анализа, графическая реконструкция, анализ современной практики охранного градорегулирования.
Автор рассматривает квартал улиц Ельцина – Челюскинцев – Октябрьской революции – Боевых дружин. Этот участок характеризуется максимальной утратой исторической среды, но обладает признаками социокультурной ценности для Екатеринбурга. Алгоритм сохранения ценностей в условиях максимальной утраты объектов материальной культуры следующий: 1. Изучение истории земельного участка (архивная работа, работа с фотодокументами, антропологические изыскания – городские легенды и пр.) с целью обоснования набора ценностей территории. 2. Построение градостроительных связей с целью проектирования современных функциональных потребностей в условиях сохранения исторических объектов. 3. Анализ историко-культурного значения земельного участка с целью формирования перечня нематериальных ценностей – люди и группы людей, профессиональные или иные объединения, существовавшие на территории и пр. 4. Формулирование социокультурных смыслов / кодов территории в условиях утраченной среды. 5. Выбор средств сохранения выявленных ценностей и смыслов с учетом всех доступных вариантов – для ОКН: реставрация, приспособление, цитирование, прямое использование, воссоздание; для современных решений: интерактивные информационные технологии, геймификация и пр.
Благоустройство «Екатеринбург-СИТИ» с учетом выбранных ценностей и смыслов может включать баланс охранных зон и современного подхода к трафику пешеходов и удовлетворения потребностей горожан, использование натурального мощения, аутентичных покрытий, уложенных историческими способами или в современной интерпретации (габионы), применение исторического кирпича с аутентичными клеймами, создание музейных фрагментов (на основе творчества Олега Елового) и использование интерактивных технологий для представления истории места (QR-коды).
В статье разработана и представлена универсальная систематизация нормативных требований, регламентирующих доступность объектов городской инфраструктуры маломобильным группам населения. Разработана методика оценки доступности зданий и сооружений маломобильным категориям граждан. На основе данных мониторинга общественных зданий и сооружений социального назначения в г. Орле и Орловской области выполнена численная реализация предложенной методики оценки доступности на примере структурно-функциональных зон одного из объектов здравоохранения – поликлиники г. Малоархангельска. Предложенная систематизация нормативных требований и методика позволят выявить наиболее проблемные места в обеспечении доступности городской инфраструктуры, количественно оценить критерии адаптированности городских объектов для людей с ограниченными возможностями. Результаты оценки могут служить инструментами повышения эффективности принимаемых стратегических решений по повышению уровня жизни населения на урбанизированной территории в целом.