SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Вступительная статья ответственного редактора журнала, суммирующая ключевые аспекты выпуска.
В выступлении на конференции педагог делится своим практическим опытом по оказанию помощи участникам СВО, рассказывает про систему работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей в школе. Рассказывает о систематической работе с детьми по формированию правильного отношения к событиям прошлого, настоящего и будущего, понимания связи поколений, времен и народов.
В статье представлен практический опыт работы МБОУ «Демушкинская СШ» по оказанию помощи участникам СВО.
В статье рассматривается положительный опыт по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении, где создано музейное пространство соответствующей тематики, а также рассказывается о мероприятиях, направленных на сохранение памяти о героях Отечества как прошлого, так и настоящего времени.
В статье исследовано отношение современных школьников к образу известных политических деятелей русской, российской и советской истории. Проведен анализ современной ситуации отражения образов выдающихся исторических персонажей в российском обществе. Автором систематизированы основные факторы, влияющие на получение исторической информации современными школьниками, а также приведены результаты проведенного эмпирического исследования отношения учеников 9-х классов к образам Ивана IV (Грозного), Петра I (Великого), В. И. Ульянова (Ленина). Выявлены корреляции при изучении исторической личности посредством применения рассмотренных методов и алгоритмов, форм работы при исследовании мемориальной литературы с решением ряда важных задач патриотического воспитания молодежи через наблюдаемые учебные действия.
В статье представлен успешный опыт ГБУ СБ «КВП» «Лесная сказка», которое на своем примере доказало, что Россия может воспитывать гражданско-патриотическое общество не хуже, чем другие зарубежные страны. Дополнительно описан российский механизм по осуществлению проектного подхода в организации патриотического воспитания. Авторы исследуют один из самых главных вопросов в системе российского образования - патриотическое воспитание детей и подростков в городе Самаре, дает рекомендации по внедрению и совершенствованию механизмов реализации проектного подхода и решению возникающих проблем, связанных с данной темой.
Статья посвящена теоретико-методологическому анализу работ российских социологов, занимавшихся исследованием патриотизма. Целью теоретической исследовательской работы является попытка выработки методологического аппарата для конструирования конкретного социологического исследования патриотизма в современном российском обществе через систематизацию ключевых подходов к интерпретации понятия патриотизма, анализа типологий этого явления и осмысления имеющихся методологических наработок в эмпирических исследованиях патриотизма.
Инициирующим шагом погружения в обозначенный дискурс стало обращение к определениям патриотизма. Анализ работ российских социологов позволил выделить четыре схожих по содержанию групп определений, где патриотизм понимается как эмоциональное чувство, социальное чувство, ценность и государственный ресурс. Разнообразие трактовок патриотизма порождает разнообразие типологий патриотизма, выявляемых в ходе исследовательской рефлексии. Методологический интерес представляет классификация патриотизма, предложенная проф. И. А. Халий в рамках деятельностно-активистской парадигмы. Авторы статьи, обращаясь к широкой вариативности типов патриотизма, отдельное внимание уделяют лжепатриотизму как самостоятельному явлению, нашедшему отражение в дискурсе социологической науки.
Проведенное теоретическое исследование позволяет сформулировать авторское определение патриотизма. Патриотизм понимается как ощущение индивидом своего вхождения в некоторое надындивидуальное единство, выполняющее идентификационную и интегративную функции и представленное в 1) отношении, т. е. эмоциональной стороне данного вхождения, 2) осознании, т. е. понимании этой идентификации как ценности, а также 3) деятельности, т. е. отстаивании ее в виде действий, направленных на защиту компонентов единства, общих для всех его членов.
Сложность операционализации понятия патриотизма заключается не только в разнообразии исследовательских подходов, но в понимания патриотизма в массовом сознании современных россиян как многовариантного и неоднозначного, что находит отражение в имеющемся массиве эмпирического материала. Проанализированные методологические основания эмпирических исследований позволяют сделать вывод о перспективности применения аксиологического подхода при социологическом исследовании патриотизма с дополнением его аспектами идентификационной и социокультурной составляющих, базирующейся на определении патриотизма как значимой для личности ценности и ориентированный на интерпретацию патриотизма в сознании личности посредством понимания причин формирования той или иной его формы.
Осознание общности геополитических и цивилизационных вызовов Российской Федерации и Республике Беларусь подталкивает к углублению интеграционного взаимодействия на разных направлениях. Пристальное внимание уделяется проблематике безопасности, интерпретируемой в расширенном ключе. Ее обеспечение коррелирует с укреплением гуманитарного измерения Союзного государства, включая формирование единого образовательного пространства. В современных условиях актуализируется его увязка с закреплением в интеграционном поле политики патриотического воспитания. Цель исследования – выявление специфики их сопряжения с учетом динамики союзного строительства.
Материалы и методы. Исследование базируется на методах бинарного сравнения, традиционного и дискурс-анализа официальных текстов. Дополнительным методом выступает формализованный заочный экспертный опрос. Ключевые материалы – нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь, межгосударственные, межправительственные и интеграционные соглашения, информационный контент веб-ресурсов Союзного государства. Теоретико методологические основы исследования составляют новый политический институционализм, многомерная модель социального действия, парадигма «политического объединения».
Результаты исследования. Охарактеризованы нормативные основы государственной политики в сфере образования и интеграционные ориентиры в культурно-гуманитарной плоскости в рамках движения к союзному образовательному пространству. Выявлены востребованные категории аксиологического плана, отсылающие к взаимосвязи образования и воспитания. Показаны ключевые линии дискурсивных практик на площадках союзных институций. Акцентированы понимание необходимости адаптации систем образования к требованиям времени и увязка патриотического воспитания с защитой и сохранением общей исторической памяти.
Обсуждение и заключение. Результаты исследования и экспертные оценки предполагают артикуляцию не только положительных изменений, но и насущных векторов совершенствования национальных подходов и интеграционных решений. Они корреспондируют с устранением коллизий, разработкой и принятием новых документов уровня Союзного государства, имплементацией ценностных категорий и новых сфер единой политики. Полученные результаты могут представлять интерес для органов государственной власти и союзных институтов, участников патриотического воспитания на территории Союзного государства.
В статье раскрыт термин «патриотизм» и значимость его содержания; обращается внимание на изменения, происходящие в обществе, на реализуемые патриотические мероприятия в Воронежской и Мурманской областях с целью формирования патриотизма у молодежи.
Представленный материал доказывает необходимость постоянного проведения работы по воспитанию патриотизма в обществе как фактора формирования у граждан страны активной гражданской позиции, готовности к самоотверженному служению своему Отечеству, уважения к законности и правопорядку, что является мобилизующими ресурсами развития современного общества России.
В статье рассматриваются возможности осуществлять патриотическое воспитание средствами городской культурно-исторической среды на примере парка культуры и отдыха имени 30-летия Победы в г. Краснодаре.