SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье исследуется взаимосвязь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте. Социальная тревожность, страх социального взаимодействия, страх негативной оценки социальное избегание создают препятствия для нормальной социальной адаптации и личностного роста подростка. Выделены особенности проявления тревожности в ситуациях социального контакта. Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с использованием методик «Краткая шкала страха негативной оценки», «Шкала социального избегания и дистресса», теста «Оценка уровня общительности». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена высокая связь между социальной тревожностью и уровнем общительности в подростковом возрасте.
В статье представлены ключевые подходы к изучению саморегуляции, механизмы регуляции учебной и профессиональной деятельности, рассмотрены основные аспекты студенческого возраста. Проанализированы понятия «саморегуляция» и «саморегуляция учебной деятельности». Рассмотрены две основные группы саморегуляции: деятельностная и личностная, охарактеризованы ведущие мотивы обучения в вузе: коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, социальные, мотивы избегания, мотивы престижа. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи саморегуляции учебной деятельности с уровнем адаптированности студентов в вузе. Проведена диагностика первокурсников с целью выявления лиц, испытывающих трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности, с использованием методик «Адаптированность студентов в вузе», «Мотивация учебной деятельности», «Стиль саморегуляции учебной деятельности – ССУД-М». С помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена определена умеренная и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности студентов и уровнем адаптированности к группе, а также выявлена высокая и прямая связь между саморегуляцией учебной деятельности и уровнем адаптированности к учебной деятельности.
Всепоглощающее проникновение информационных технологий трансформирует не только деятельность интернет-пользователя, но его окружающую действительность, среду жизнедеятельности, а также и многие атрибуты его личности. Контакт пользователя и виртуального пространства носит характер взаимодействия, взаимопроникновения и взаимоизменения двух систем.
Результатом данного процесса выступает виртуальная личность интернет-пользователя. Движущей силой ее формирования является виртуализация и совокупность мотивов, которые совместно образуют мотивационный механизм формирования виртуальной личности интернет-пользователя.
Цель статьи заключается в выявлении и анализе закономерностей в мотивационном механизме формирования виртуальной личности. В качестве эмпирических методов применялись авторские опросники, а также методики на определение мотивационного профиля личности и выявление ведущих интернет-мотивов.
Полученные результаты дают возможность проанализировать внутреннюю структуру мотивационного механизма в процессе формирования виртуальной личности интернет-пользователя. Уровень виртуализации, а также сложность и разнообразие взаимодействия между личностью и виртуальным пространством тесно связаны с мотивами пользователя, которые можно разделить на универсальные и специфические.
Мотивационный механизм представляет собой структурно-функциональную совокупность универсальных мотивов, свойственных для всех пользователей и реализуемых как через возможности реального пространства, так и через виртуальное пространство, а также специфических мотивов, которые присущи только виртуальному пространству и могут быть реализованы только через его уникальные возможности.
Результаты исследования позволили установить взаимосвязь уровня виртуализации личности интернет-пользователя и групп мотивов, как универсальных, так и специфических.
Полученные данные позволяют расширить дальнейший спектр исследования виртуальной личности интернет-пользователя.
Температура воды регулирует многие физические, химические и биологические процессы в озерах, поэтому её оценка важна для понимания экологического состояния водоёма и его функционирования, а также для понимания последствий изменения климата. Актуальность исследования обусловлена получением наиболее точных долговременных пространственно однородных рядов данных о температуре поверхности воды. Целью работы является определение наиболее достоверных результатов при дистанционном определении температуры поверхности воды по данным спутниковых снимков. В исследовании проведён сравнительный анализ спутниковых снимков для оценки температуры воды крупного пресноводного озера. Для сравнения были использованы продукты MODIS версии 6.1 MOD11A1, Landsat 8 и Landsat 5, а также Sentinel-3 SLSTR L1B. Определена температура поверхности воды по снимкам MODIS, Landsat и Sentinel за период с 2000 по 2023 гг. с мая по сентябрь. Выполнена верификация измерений температуры по данным спутниковых снимков с наземными измерениями. Определены различия значений температур между дистанционными данными и натурными. Показано сравнение значений температуры между пикселями спутниковых снимков и пикселями, соответствующими расположению водного поста для гидрологических наблюдений. Выполнено сравнение статистики растровых слоёв - MODIS, Landsat 8 и Sentinel-3.
В статье рассматривается проблема соотношения образа Я и Я-концепции, определяется роль образа Другого в формировании вышеперечисленных категорий, на основе теоретического анализа формулируется определение профессиональной Я-концепции. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение различий в структурах образа полицейского (профессиональная Я-концепция) и образа правонарушителя (образ Другого)
Актуальность. Существует множество источников, посвященных исследованию выгорания, однако в современной психологической науке еще нет единого представления о механизмах его происхождения. Цель нашего исследования: анализ взаимосвязей между «ингибиторами», «катализаторами» и показателями психического выгорания специалистов социономических профессий. В исследовании приняло участие 229 человек: социальные работники (89 человек) и учителя (140 человек), женщины, в возрасте от 22 лет до 71 года.
Материалы и методы. В работе был использован метод тестирования (опросник «Профессиональное выгорание», опросник волевого самоконтроля и т. д.) с последующей аналитикосинтетической обработкой полученных данных методом корреляционного анализа.
Результаты. Полученные данные о взаимосвязи выгорания с личностными особенностями работников социономических профессий дают основания предположить, что есть определенные точки приложения для воздействия на них в процессе психотерапии.
Заключение. Проведенное исследование может сыграть важную роль в управлении рабочим стрессом и минимизации рисков синдрома выгорания, помочь разработать психотерапевтическую стратегию по совладанию с выгоранием у специалистов социономических профессий.
Актуальность исследования проблемы обусловлена потребностью общества в понимании механизмов формирования дефектов правовой социализации личности и возможностей их корригирования с целью снижения количества несовершеннолетних правонарушителей, численность которых на сегодняшний день составляет до 4 % от общей преступности в России. Дефекты правовой социализации личности обуславливают как развитие склонности к совершению правонарушений, так и формирование виктимности несовершеннолетних, что также представляет собой важную проблему психологии преступлений. Представленная программа психологической коррекции личностных особенностей несовершеннолетних с дефектами правовой социализации является одним из эффективных инструментов разрешения данного противоречия. Программа является продолжением эмпирического исследования, проводимого автором. Цель исследования заключается в разработке и апробации программы психологической коррекции, способствующей изменению отношения несовершеннолетних правонарушителей к праву и соблюдению правовых норм. Проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной программы, что обеспечивает возможность ее распространения в научных кругах. Материалы и методы исследования. Выявление личностных и поведенческих особенностей несовершеннолетних проведено при помощи психодиагностических методик: школьный тест умственного развития К. М. Гуревич (субтесты «Осведомленность» (1 и 2)), методика «Отношение к праву» С. П. Безносова, многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолл (в адапт. Н. В. Водопьяновой, Е. А. Старченковой), опросник «Диагностика ценностных ориентаций подростков» В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной. Также для осуществления цели исследования была сформирована и реализована программа психологической коррекции личностных особенностей несовершеннолетних с дефектами правовой социализации.
Результаты. В ходе реализации программы психологической коррекции дефектов правовой социализации несовершеннолетних получены доказательства изменения отношения к праву, развития эмоционально-волевой устойчивости, формирования коммуникативных умений, развития адаптивной стратегии совладающего поведения, развития правосознания у участников данной программы. Важным результатом ее реализации является развитие показателей правового реализма, что указывает на готовность несовершеннолетних действовать в соответствии с требованиями закона благодаря критичному отношению к нормам и пониманию юридически значимых последствий своего поведения.
Введение. Развиваясь в деятельности, человек сосуществует в обществе. В социуме осуществляется и процесс обучения личности. Изучение психологических детерминант успешности обучения не может быть полным без изучения качеств личности, определяющих межличностные отношения в коллективе. Особенно значима эта проблема для курсантов военно-учебных заведений, так как их процесс обучения реализуется практически без отрыва от своего воинского подразделения. Объектом изучения в данном исследовании являются курсанты, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования в высшем военно-учебном заведении. Это молодые люди юношеского возраста, в котором формируется самосознание, осознание ценности дружбы, профессионального самоопределения. Мы полагаем, что успешность курсантов в обучении во многом обусловливается их умением выстраивать эффективные взаимоотношения с сослуживцами. Цель исследования – изучение особенностей развития личностных характеристик: влиятельности (авторитетности) в коллективе, лидерских качеств, эмоционального интеллекта, агрессивности, успешных в обучении курсантов.
Материалы и методы. Обоснование личностных качеств, определяющих межличностные отношения в коллективе как детерминанты успешности обучения, проводилось методами сравнения и сопоставления результатов психодиагностического обследования. Применялись методы письменного социально-психологического опроса, психологического тестирования курсантов. Использованы методы математической статистики: частотное распределение, t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Пирону.
Результаты. Показана целесообразность изучения и анализа личностных качеств курсантов, определяющих межличностные отношения в коллективе для определения их значимости в успешности обучения, применительно к конкретным видам деятельности – учебной, служебной, «общественной нагрузке». Обозначена важность изучения межличностных отношений в воинском коллективе для успешности обучения курсантов.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ показал, что успешность курсантов среднего профессионального образования в обучении детерминируют влиятельность (авторитет) в воинском коллективе, качества делового и (или) эмоционального лидера, развитый эмоциональный интеллект. Указанные качества значимы для успеха курсантов в обучении в целом, включая успешность в учебной, служебной деятельности и «общественной нагрузке». Кроме того, они обусловливают успешность курсантов на протяжении всего периода обучения в военно-учебном заведении. Затрудняют успешность в обучении агрессивные формы поведения, в частности физическая, вербальная и аутоагрессия. В числе личностных качеств военных педагогов значимыми для успешности обучения курсантов являются высокий самоконтроль поведения, настойчивость и добросовестность.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
Введение. Подготовка будущих педагогов включает в себя не только формирование учебных компетенций и навыков преподавания, но и развитие так называемых «soft skills», включающих в себя, помимо прочего, стрессоустойчивость и навыки быстрой адаптации и гибкости в сложных ситуациях. Это актуализирует изучение психологической резильентности, исследования которой пока недостаточно представлены в русскоязычном сегменте. В то же время ряд авторов указывает на то, что данный феномен является одной из детерминант готовности к профессиональной деятельности и будущему профессиональному саморазвитию, что особенно важно для педагогов, от которых в современных условиях требуется повышенная гибкость и адаптивность.
Материалы и методы. На базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины было проведено исследование взаимосвязи психологической резильентности и парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у студентов педагогических специальностей. Участие в исследовании приняли студенты филологического факультета и факультета физической культуры (n = 90). Была использована русскоязычная версия краткой шкалы резильентности Brief Resilience Scale в адаптации В. И. Марковой (Маркова и др. 2022) и опросник «Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.) (Фетискин и др. 2002, 294-297).
Результаты исследования. В рамках проведенного исследования была выявлена слабая прямая связь между уровнем психологической резильентности и мотивационным и нравственно-волевым компонентами готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию, а также между уровнем психологической резильентности и способностью к самоуправлению в педагогической деятельности.
Заключение. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности разработки коррекционно-развивающих программ, направленных на повышение уровня психологической резильентности, что будет способствовать также повышению способности к самоуправлению и развитию нравственно-волевых качеств будущих педагогов. Кроме того, полученные результаты расширяют теоретические знания о психологической резильентности и особенностях ее взаимосвязи с профессиональной готовностью будущих специалистов, что может быть использовано для дальнейшего углубления исследований.