SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматриваются факторы самоактуализации личности. Изучается понятие самоактуализации личности в контексте гуманистического направления психологии и теории А. Маслоу, основанной на стремлении к личностной реализации путем удовлетворения высших потребностей. Анализируется иерархия потребностей. Приводятся основные характеристики видов факторов самоактуализации личности. Сделан вывод о наличии социального запроса на формирование всесторонне развитой личности, способной к самоэффективности и актуализации внутренних ресурсов для достижения социально-полезных целей, формированию ценностных ориентаций, отвечающих морально-нравственным нормам.
В статье рассматривается самоактуализация личности в современной психологии. Описана история становления исследований феномена «самоактуализация» в психологической науке. Проведен анализ понятия посредством исследования основных подходов и концепций понимания самоактуализации личности, предложенных и сформулированных учеными в области психологической науки. Определена роль самоактуализации личности в современных условиях жизни. В результате феномен самоактуализации определен как: основа стремления к реализации личностью собственного потенциала; характеристика зрелой личности; основа психологического благополучия личности; основа мотивационной и ценностной сферы осуществления деятельности; феномен стремления личности к саморазвитию.
В статье представлены результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе исследования специфики самоактуализации и самореализации лиц, отбывающих наказание в исправительном учреждении за совершение преступлений различной степени тяжести, и лиц, не имеющих судимости. В исследовании использовались методики на выявление уровня самоактуализации: краткая форма «Опросник личностной ориентации» А. Джоунса и Р. Крэндалла, «Оценка уровня самоактуализации личности» Э. Шострома, для исследования процесса самореализации авторская методика В.П. Прядеина «Жизненный опыт». Были выявлены значимые различия между показателями самоактуализации и самореализации у лиц, отбывающих наказание (с криминальной направленностью) и лиц, не имеющих проблем с законом (с просоциальной направленностью), которые проявляются через такие особенности как: более острое переживание проблемности своей наличной жизненной ситуации, неготовности изменять что-то в достигнутом жизненном уровне, отсутствие направленности на социальное одобрение, присутствующее у осужденных. Результаты исследования позволяют определять расхождения в сущностных характеристиках лиц просоциальной и криминальной направленности, а также выявить различия в характеристиках самореализации осужденных для построения адресной программы психокоррекции и более успешной ресоциализации осужденных в условиях исправительного учреждения.
Лживость и апатия представляют собой сложные и многомерные феномены, которые, в свою очередь, соотносятся с различными психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими характеристиками личности. Подростковый возраст, известный своей нестабильностью и кризисными явлениями, может стать ключевым периодом для их изучения. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования взаимосвязи лживости и апатии в подростковом возрасте. Анализ результатов представлен в виде корреляционных связей, на основе которых осуществлена интерпретация полученных данных. Выводы исследования свидетельствуют о том, что склонность к лживости уменьшается при возрастании уровня апатии (выявлена обратная корреляция). При этом гендерные различия отсутствуют: подростки обоих полов демонстрируют схожие результаты. Учет полученных результатов позволит в дальнейшем проектировать психологическое сопровождение подростков в состоянии апатии.
В своей жизни человек в зависимости от ситуации использует различные форматы самопрезентации, но при этом у него, как правило, есть наиболее предпочитаемые варианты, которые наиболее соответствуют его имиджу. Самопрезентация личности в профессиональной деятельности – важный аспект. Формирование позитивного образа профессии и ее представителей актуально. Умение специалиста себя презентовать остается востребованным в обществе на протяжении многих лет. В статье рассматриваются результаты эмпирического изучения особенностей самопрезентации у представителей разных типов профессий в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Выводы исследования свидетельствуют о том, что респонденты больше отличаются в плане умения контролировать самопрезентацию и ее стратегии, чем в тактическом плане самопредъявления. Тактика «извинение» является лидирующей и часто применяемой по мнению респондентов, что скорее отражает социально одобряемое поведение, чем реальное. Остальные тактики больше характеризуются ситуативным применением.