SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Актуальность исследования предикторов субъективного ощущения социальной поддержки у больных язвенной болезнью заключается в развитии понятия внутренняя картина болезни соматических больных.
Теоретический анализ. Социально-психологические стратегии преодоления, являясь частью внутренней картины болезни, составляют значимую и недостаточно изученную область. Это предполагает необходимость рассмотрения параметров социальной поддержки и удовлетворенность ею.
Эмпирический анализ. В данной статье на примере больных язвенной болезнью устанавливаются предикторы показателей удовлетворенности социальной поддержкой больных хроническими соматическими заболеваниями.
Заключение. Для больных язвенной болезнью выявлено снижение удовлетворенностью социальной поддержкой, прежде всего, сотрудничеством с социальным окружением, близостью эмоциональных контактов и опорой на близких.
Во введении анализируется роль искусства в жизни общества. Искусство является одним из способов познания и описания мира, чья роль в развитии целостной личности огромна.
В теоретическом анализе представлены некоторые исследования в рамках нейроэстетики. Обсуждается выбор стимульного материала – картин пяти направлений живописи: реализма, импрессионизма, модерна, кубизма, сюрреализма. Высказывается предположение, согласно которому в процессе рассмотрения художественных произведений разных направлений окуломоторная активность (ОМА) будет различной.
Эмпирический анализ позволил выявить различия по параметрам ОМА: моргания, фиксаций, саккад у испытуемых при предъявлении им картин различных направлений. Установлено, что при восприятии картин импрессионистов у испытуемых преобладало эмоциональное возбуждение, при восприятии картин модерна и импрессионизма наблюдалась наименьшая концентрированность внимания, но проявлялся наибольший интерес. Высокая концентрация внимания фиксировалась при зрительной перцепции направления реализма. Наибольшая когнитивная нагрузка была выявлена при предъявлении картин кубистов. В процессе обработки сюрреалистических изображений задействовались рациональное созерцание и ресурсы памяти.
В заключении отмечаются характерные паттерны ОМА при восприятии различных направлений в живописи. Результаты исследования могут быть использованы в практике пассивной арт-терапии в рамках создания программ по психопрофилактике.
Контекст и актуальность. Задача слежения за движущимися объектами широко используется для оценки профессиональных способностей. В связи с этим важно понимать, какие процессы лежат в основе ее выполнения и определяют межиндивидуальные различия результатов. В работе выполнены обобщение и систематизация существующих представлений о психологических механизмах слежения за движущимися объектами. Представления о механизмах. Несмотря на отсутствие однозначного понимания того, как именно происходит связывание объектов с их репрезентациями и обновление информации об изменении местоположения во время слежения, можно говорить о том, что данный процесс обеспечивается вниманием при возможном участии пространственной рабочей памяти. Во время слежения возможна группировка целей в единый объект, и этот процесс имеет особенности, характерные для каждого из полушарий, в значительной степени независимо обрабатывающих информацию из разных полуполей зрения. Вопрос о том, одновременно или последовательно обновляется информация об объектах, остается дискуссионным, но допускается участие обоих механизмов во взаимодействии друг с другом. Также установлено динамическое перераспределение ресурсов внимания области, где объекты имеют наибольшую вероятность быть потерянными.
Выводы. Выделены параметры задачи, накладывающие ограничения на точность слежения за движущимися объектами. Обсуждаются перспективы прикладных исследований межиндивидуальных различий слежения за движущимися объектами.
Рассматривается задача разработки многодисциплинарного учебника. Приводится вариант анализа систем образования, сделанный с помощью схемы «9 окон» из Теории Решения Изобретательских Задач. Рассмотрены возможности и ограничения кросс-сенсорных систем. Обоснована необходимость изучения схематизации и других способов формализации, равно как и основ культуры и общежития различных социальных систем. В результате всё это может обеспечить приемлемый уровень ситуационной и когнитивной осведомлённости. На основе гипотезы о мультисенсорном характере образовательных сред будущего предлагается формат учебника, объединяющий формы комикса и лубка. Формат комикса используется для представления развития ситуации; формат лубка - для представления обобщённой панорамы изучаемой темы. Вариантами такой панорамы могут быть метафорические когнитивные карты, использующие универсальный язык графического искусства. Комикс может быть выполнен одновременно на нескольких языках. Тексты и иллюстрации могут быть подобраны в соответствии с различными вариантами психологического профиля учеников. Представленные форматы снабжены авторскими иллюстрациями. Предложенный формат учебника предполагается сделать на основе подхода «4К» (коллективный, когнитивный, конфигураторный, конвергентный) в когнитивной инфраструктуре ситуационного центра.