SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 13 док. (сбросить фильтры)
Статья: ОСОБЕННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Работа с детьми с ограниченными возможностями сопряжена с различными трудностями, что отражается как на работе специалистов, так и на взаимодействии структурных подразделений, в обязанности которых входит мониторинг и поддержка реабилитации, интеграции и приобщения таких детей. Однако на примере работы логопедов из различных учреждений в рамках междисциплинарного взаимодействия с другими специалистами можно проследить проблемные аспекты. Целью исследования является изучение механизмов обеспечения преемственности в работе структурных подразделений, участвующих в обеспечении населения услугами здравоохранения, образования и полноценной жизни. При подготовке работы использовались общенаучные, описательные и аналитические методы исследования. В статье подчеркивается важность системы нейрореабилитации для детей с ограниченными возможностями. Результаты исследования показывают, что в системе межведомственного взаимодействия остаётся много нерешенных проблем. Однако в ряде регионов и крупных городов сформировались практики, способствующие активной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Была описана одна из таких практик, указывающая на возможности психолого-педагогической поддержки детей в условиях стационара. Сделан вывод о том, что комплексный и системный подход в рамках междисциплинарного взаимодействия специалистов с участием логопедов будет способствовать успешной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Волкова С.
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Статья посвящена актуальной проблеме диагностики уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в частности с задержкой психического развития. Цель работы - выявить и проанализировать уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей указанной категории. В исследовании представлена разработанная методика, включающая комплекс заданий, направленных на оценку навыков самообслуживания, коммуникации и организации быта, и основана на количественных и качественных показателях, оцениваемых по трехбалльной шкале, что позволяет определить уровень сформированности навыков (высокий, средний, низкий) и выявить индивидуальные трудности каждого ребенка. Апробация методики проводилась на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида» г. Рузаевка Республики Мордовия с участием 12 детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Результаты исследования показали преобладание у дошкольников низкого уровня сформированности социально-бытовых навыков, что свидетельствует о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы. Статья подчеркивает важность разработки программ, направленных на развитие социально-бытовых навыков у детей с задержкой психического развития, что будет способствовать их успешной социализации и интеграции в общество. Предложенная методика может быть использована в практике работы педагогов, психологов и родителей для диагностики и дальнейшей коррекционной работы с детьми данной категории.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Барцаева Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: Роль прародителей в жизни семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: теоретический обзор научных публикаций

Статья представляет собой теоретический обзор и систематизацию публикаций зарубежных авторов, посвящённых изучению специфики участия прародителей в системе семейных отношений, что позволило определить ключевые направления психолого-педагогической помощи, основывающиеся на научном анализе потребностей людей данной категории.

Материалы и методы. Исследование базируется на результатах теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме участия прародителей в семейных отношениях. Были изучены публикации, размещённые в электронных базах данных ResearchGate и Scopus за период с 2018 по 2023 г. В обзор были включены 50 работ по рассматриваемой проблеме, в которых представлены результаты исследований с участием 353 родителей и более 800 прародителей. Анализ проводился с учётом актуальных данных о межпоколенческом взаимодействии, роли прародителей в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и поддержке семей, воспитывающих таких детей.

Результаты исследования. Проведённый анализ научных статей позволил выявить наиболее существенные переменные, которые являются главными показателями степени участия прародителей в жизни семьи, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. К таким переменным относятся: характер внутрисемейных отношений, характер функционирования семейной системы, отношение к болезни и особенностям психического развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, качество жизни прародителей.

Заключение. Результаты обзора зарубежных исследований подчёркивают необходимость комплексного подхода к изучению проблемы и необходимости поддержки прародителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, с учё- том их семейного контекста и индивидуальных потребностей. В качестве основных направлений, которые могут стать мишенями для психолого-педагогической работы, можно указать следующие: структура семьи, возрастной фактор, физическое и психологическое состояние семьи, ресурсы и поддержка семьи на каждом этапе, общественная поддержка.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Боженкова К.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Формирование медиакомпетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются предпосылки и факторы развития медиакомпетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию дополнительной медиаобразовательной деятельности. Также автором описывается представленная модель дополнительной медиаобразовательной деятельности (педагог, ребёнок, родитель), позволяющая с точки зрения деятельностного подхода развивать медиакомпетентность у трёх субъектов, погружённых в медиадеятельность. Даны рекомендации по организации дополнительной медиаобразовательной деятельности в ходе работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

Материалы и методы. Использовались материалы и исследования российских педагогов, психологов в области медиаобразования, применялись методы анализа, моделирования и проектирования, работы по формированию медиакомпетентности.

Результаты исследования. Практико-ориентированная составляющая работы заключается в сопоставлении автором результатов, полученных из практического опыта работы с детьми, обучающимися по адаптированным дополнительным общеразвивающим программам с использованием дополнительной медиаобразовательной деятельности. Также определены условия, необходимые для развития медиакомпетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Кутимский А.
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлены результаты научно-исследовательской работы, в ходе которой разработана и апробирована технология внутренней системы оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе в образовательных организациях Рязанской области, этапы и инструменты проведения, условия и способы включения участников в процесс оценки качества реализации инклюзивного образования. Материалы помогут образовательным организациям провести ежегодную процедуру самообследования процесса реализации инклюзивного образования и спланировать развитие качественной инклюзии. Статья адресована руководителям, заместителям руководителей по учебно-методической и воспитательной работе, учителям и узким специалистам образовательных организаций.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Царева Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье раскрываются основные аспекты сетевого взаимодействия образовательных организаций дополнительного и общего образования, создающих условия для социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Представлен инновационный социальный проект «Город будущего», реализуемый муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Центр детского творчества «Стрекоза» города Рязани; выделены основные направления работы с детьми с сохранным интеллектом, имеющими ограниченные возможности здоровья, в том числе инвалидами.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чудакова Елена
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОТКРЫТИЯ ЧАСТНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЦЕНТРА

Статья посвящена проблеме увеличения количества детей, имеющих особенности в развитии, и недостаточности сети специализированных учреждений и организаций, осуществляющих коррекционно-профилактическую работу. Целью работы является на основе анализа состояния муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в том числе коррекционной направленности, в г. Магнитогорске Челябинской области рассмотреть модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В исследовании представлены данные, полученные путем применения методов теоретического и эмпирического характера: теоретический анализ и изучение специальной литературы, статистические методы маркетинговых исследований, педагогический опыт дефектологической диагностики, наблюдение, методы опытно-экспериментальной работы. В качестве результата работы предлагается модель создания современного частного специализированного коррекционно-развивающего центра для детей с ОВЗ, включая описание предлагаемых услуг, категории детей, специфику видов образовательной деятельности, разработку и представление элементов бизнес-плана, планируемые результаты. Область применения: система современных дошкольных образовательных организаций, включая частные учреждения коррекционной направленности. Значимость исследования заключается в актуализации и обосновании целесообразности расширения специализированных коррекционно-развивающих центров как связующего звена в рамках традиционной системы коррекционного воспитания и образования детей с особенностями развития. Открытие таких центров поможет интенсивнее оказывать квалифицированную помощь детям на ранних этапах развития и способствовать решению данной проблемы.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНО-СРЕДОВОГО ПОДХОДА

В определении стратегических целей воспитания на этапе современных социально-исторических преобразований в обществе и стране особую значимость приобретают проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с тем, что современная педагогическая наука пришла к пониманию воспитания как межличностного взаимодействия и сотрудничества, предполагается создание в образовательных организациях условий, в которых обучающийся становится не объектом воздействий педагога, а активным участником развития и преобразования собственной личности. Ряд педагогических подходов позволяют решить определенные задачи патриотического воспитания, но вопрос о проявлении субъектности обучающегося в процессе патриотического воспитания не представлен. Связь внутренних процессов, регулируемых личностью, и педагогического влияния на них отражает объективизация. Объективизировать процесс патриотического воспитания возможно при совокупности условий, которые содержат объективный и субъективный аспекты деятельности. Данная идея позволяет рассмотреть объективизацию процесса патриотического воспитания как взаимоотношение субъекта и среды, результатом которого является формирование патриотизма. Цель статьи заключается в анализе возможности объективизации процесса патриотического воспитания с позиции рефлексивно-средового подхода. Методологической основой исследования являются идеи рефлексивно-средового подхода, основывающегося на представлении о взаимодействии субъекта и среды с опорой на актуализацию процессов рефлексии. Данный подход рассматривается как одно из новых направлений в изучении проблемы патриотического воспитания обучающихся, которое сочетает в себе педагогическое управление взаимодействием в воспитательной среде и его рефлексивное преломление в формировании патриотических знаний, чувств, убеждений и мотивов деятельности самим обучающимся.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Воробьёва Оксана
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья, которая заключается в поиске эффективных методов, приёмов и средств коррекции когнитивных функций, обеспечивающих всестороннее развитие и социализацию таких детей в обществе. В работе рассмотрены основные аспекты развития когнитивных функций головного мозга у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, выявлены особенности проявления данного нарушения. Автором обоснована эффективность воздействия нейропсихологических упражнений на развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и выделены основные принципы их применения в коррекционно-воспитательной работе.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПАКИСТАН

В статье представлены материалы компаративного исследования системы подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Цель исследования заключается в выявлении специфики специального образования и системы помощи лицам с инвалидностью в Пакистане. Проведенное на основе применения методов фокус-группы и анкетирования респондентов, анализа научных статей и материалов исследование позволило определить основные содержательные аспекты подготовки педагогических кадров для системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан. Материалы статьи содержат описание актуальной практики образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Исламской Республике Пакистан: уровень подготовки педагогов, применяемые коррекционно-развивающие технологии, содержание образования обучающихся с различными нарушениями развития, принципы коррекционной педагогики, реализуемые подходы и стратегии к диагностике и обучению детей с инвалидностью. Система психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями развита в Пакистане неравномерно: не все дети с особенностями развития имеют доступ к образованию или возможность получить сопровождение квалифицированного педагога-дефектолога; образовательные системы каждой отдельной провинции Пакистана отличаются собственными стандартами и учебными планами. В отдельных административных центрах и местностях открыты специальные школы для детей конкретной нозологии, в других образовательных организациях реализуется инклюзивное образование. Подготовка дефектологов осуществляется на базе департамента специального образования Открытого университета им. Алламы Икбала в г. Исламабад. В статье предложены рекомендации по постдипломному сопровождению педагогов, педагогов-дефектологов в ключе интеграции научных подходов, реализуемых в специальном (дефектологическом) образовании в России и Исламской Республике Пакистан.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем