SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Развитие компьютерных технологий способствует росту доступности широкого спектра методов коммуникации. Однако специфика интернет-общения не только порождает множество способов передачи информации, но и содействует созданию новых правил этикета (нетикета), а также невербальных средств, используемых при синхронном и асинхронном разговоре реакций пользователей на сообщение адресантов, в том числе форм их фильтрации и психологической защиты. Одним из таких феноменов является молчание или отсутствие ответа в диалоге и полилоге. Такое поведение приобретает новую интерпретацию, выступая в невербальной коммуникации в роли отдельного кода. Более того, онлайн-общение способствует возникновению новых функций и способов репрезентации категории «молчание». С учетом того, что данная коммуникативная единица в семиотических текстах китайской культуры может иметь отличные от русской модели речевого поведения обозначения, важно учитывать разницу данных невербальных знаков и особенности их декодирования.
В статье представлен обзор лучших практик реализации курса «Основы российской государственности», введенного в образовательный процесс университетов с сентября 2023 г. Опыт реализации учебного курса в российских вузах демонстрирует разнообразие методов, технологий и конкретных практик в преподавании дисциплины. При этом учитывается, что курс обладает мировоззренческим характером, поднимает важнейшие элементы ценностной проблематики и направлен на формирование патриотических установок студенческой молодежи, их вовлечение в актуальную общественно-политическую повестку. На основании информационных материалов веб-сайтов университетов выделяются наиболее успешные образовательные практики, используемые при организации аудиторной и внеаудиторной работы с обучающимися в рамках реализации курса. Эффекты приведенных образовательных форматов обосновываются с учетом результатов специализированных опросов студентов, завершивших освоение дисциплины. Авторы подчеркивают значимость интерактивных и проактивных форм обучения, направленных на формирование устойчивого интереса студентов к содержанию курса, а также мотивированию обучающихся к конкретной деятельности непосредственно в ходе освоения учебной дисциплины.
Реализация новой учебной программы в рамках курса «Основы российской государственности» осуществлялась в изначально негативной информационной и психологической среде, с целым рядом предустановок, характерных для студентов и их родителей, в связи с нежеланием выступать в роли объектов «идеологического» влияния, о чем свидетельствуют разнообразные социологические исследования и опросы. Этот вызов, заключающийся в изначальном антагонизме среды (обучающиеся и их родители) и действующего лица (педагога) является интеллектуальным вызовом для педагогов, которым доверено чтение курса «Основы российской государственности», наделенного очевидной идеологической и воспитательной миссией. Вместе с тем, профессиональные обязанности требуют от преподавателя рассматривать упомянутый вызов как педагогическую задачу, в связи с чем вопрос о выборе метода преподавания дисциплины является одним из ключевых и существенных в деле успешной реализации курса и, в конечном итоге, достижения государственной задачи — формирования патриотически настроенной активной личности студента, связывающего свое будущее с развитием страны. В течение двух лет этот метод использовался автором статьи как факультативная форма организации самостоятельной работы студентов; апробация метода позволила сформировать наблюдения относительно целесообразности, ограничений и перспектив его использования в образовательном процессе.