SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 27 док. (сбросить фильтры)
ВАРИАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ АСПИРАНТОВ: КОНТЕКСТ ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТИ ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В условиях быстрого развития науки, технологий, профессиональной сферы требования к специалистам высшей квалификации постоянно возрастают. В современном образовательном пространстве профессионально-личностное развитие аспирантов стало важной темой для обсуждения в различных научных отраслях, особенно в контексте полипарадигмальности их педагогического сопровождения. Цель статьи: проанализировать ключевые аспекты вариативности в профессионально-личностном развитии аспирантов и определить подходы к их педагогическому сопровождению, учитывающие многообразие современных образовательных парадигм. В статье рассматриваются ключевые аспекты полипарадигмальности в педагогике высшей школы; роль и значение полипарадигмального подхода в педагогическом сопровождении профессионально-личностного развития аспирантов, а также его влияние на их профессиональный и личностный рост; представлена концепция полипарадигмального педагогического сопровождения, которое, опираясь на ключевые идеи различных парадигм (парадигмы субъектности, парадигмы социального научения и моделирование поведения; парадигмы метапознания; когнитивно-поведенческой парадигмы, гуманистической парадигмы, коннективистской парадигмы; информационно-цифровой парадигмы; личностно ориентированной парадигмы, конструктивистской парадигмы, компетентностной парадигмы, и др.), может предложить многообразие подходов, стратегий, методов, технологий для вариативной педподдержки аспирантов в их профессиональной социализации. В завершении статьи делается вывод: полипарадигмальное педсопровождение профессионально-личностного развития аспирантов должно отражать объективно-обусловленный, целесообразный синтез различных парадигм, обеспечивая комплексный подход к персонально-индивидуальному развитию обучающихся.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Пивнева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
ЭНАКТИВИЗМ И РАЗВИТИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ В МАГИСТРАТУРЕ

Эпистемическая культура, основанная на принципах энактивизма, становится важным компонентом профессионального становления специалиста (выпускника программ психолого-педагогической магистратуры), позволяя педагогам-психологам не только интегрировать разнообразные знания и практики, но и активно участвовать в их формировании. В условиях глобальных изменений и вызовов, с которыми сталкивается современное общество, энактивизм становится важным инструментом для достижения качественного образования и подготовки будущих специалистов. В статье рассмотрена сущность современного энактивизма как философского направления и его значимость для развития эпистемической культуры педагогов-психологов, обучающихся в магистратуре; приведены постулаты (постулат о неразделимости субъекта и объекта; постулат о когнитивности как действии; постулат о коразвитии; постулат о воплощенности, или постулат о эмбодименте) и принципы (принцип когнитивного симбиоза; принцип конструирования знаний; принцип значимости опыта и взаимодействия; принцип динамичности знаний) энактивного подхода к проектированию и реализации образовательного процесса магистратуры. Автор делает вывод: энактивистская философия познания, будучи включенной в систему магистерской подготовки педагогов-психологов, способствует становлению их эпистемической культуры, характеризующейся рефлексивностью, креативностью, холистичностью, открытостью к диалогу, взаимодействию и сотрудничеству, что, в свою очередь, обеспечивает высокое качество психолого-педагогического сопровождения личности в условиях нарастающей сложности и неопределённости современного мира.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Васильева Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В контексте социокультурного и экономического развития общества представлены концептуальные основы опережающего образования, отвечающего требованиям подготовки специалиста для высокотехнологичных отраслей экономики. Опережающее образование выступает одной из ведущих идей научной школы академиков РАО С. Я. Батышева и А. М. Новикова «Профессиональная педагогика. Теория непрерывного образования», базируется на необходимости подготовки квалифицированных специалистов для стремительно развивающихся отраслей экономики, научнотехническая подготовка которых соответствует востребованному уровню профессионального и личностного развития.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ОРЕШКИНА А. К.
Язык(и): Русский
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС И РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ КАК ФАКТОРЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В РОССИИ

В статье содержится аналитический материал, подтверждающий созависимость демографического кризиса и проблем подготовки специалистов в высшей школе России с конца 1990-х годов и до настоящего времени. Авторы анализируют насущные проблемы развития и организации высшего образования, лежащие на поверхности и очевидные для многих представителей педагогического сообщества, а также причины снижения качества подготовки выпускников вузов в России, их слабой мотивированности к своей профессии. Снижение уровня квалификации выпускников отмечают как преподаватели высшей школы, так и работодатели. Кроме множества причин экономического, политического и финансового характера, влияющих на качество подготовки выпускников высшей школы в современной России, исследователи называют демографический кризис. Проведенная реформа вузов в связи с введением двухступенчатой системы подготовки кадров высшей квалификации «бакалавр - магистр» в условиях демографического кризиса не дала позитивных результатов, усугубив проблемы, связанные с остаточным принципом инвестирования в высшее образование. Замена академического принципа обучения студентов с опорой на фундаментальную науку компетентностью подходом в формировании основных образовательных программ также рассматривается в большинстве аналитических работ наряду с демографическим кризисом как фактор снижения качества подготовки выпускников в вузах РФ. По статистическим данным, касающимся числа выпускников российских школ в ближайшее десятилетие, рост потенциальных абитуриентов вузов России начнется только с 2025 по 2030 гг. Российская высшая школа должна быть готова принять новое поколение молодежи и обеспечить качественную подготовку специалистов, вернувшись к проверенным образовательным традициям на основе достижений российской фундаментальной науки.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ НАУЧНЫХ КАДРОВ В ИССЛЕДОВАНИЯХ: АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Основная цель исследования заключалась в том, чтобы выявить, насколько аспиранты чувствуют себя компетентными в различных аспектах исследовательского процесса, и определить ключевые области, требующие улучшения. В качестве метода исследования использовалась феноменологическая схема, а данные собирались с помощью полуструктурированных интервью с аспирантами. Для анализа результатов был применен контент-анализ. Результаты показали, что аспиранты демонстрируют уверенность в таких аспектах, как мотивация, выбор темы исследования и синтез информации. Однако они испытывают значительные затруднения в написании научных отчетов, структурировании исследований, владении английским языком и управлении временем. Участники исследования также выразили свои ожидания относительно более активной обратной связи от научных руководителей, а также необходимости усиленной практики в академическом письме и чтении научной литературы. Исследование подчеркивает важность создания условий для поддержки аспирантов в процессе их профессионального развития, включая обучение навыкам тайм-менеджмента, академического письма и работы с языковыми барьерами. Эти меры могут способствовать повышению уверенности аспирантов и улучшению их самоэффективности в научной работе. В конце статьи представлены предложения, основанные на результатах исследования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Алимбеков А.
Язык(и): Русский, Английский
КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Статья посвящена обоснованию качественных и количественных методов исследования как необходимых инструментов в деятельности педагога-психолога, позволяющих ему аргументировать свои решения на основе научно подтвержденных данных и обеспечивающих понимание индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Количественные методы необходимы для изучения больших групп обучающихся, выявления статистических закономерностей и оценки эффективности реализуемых образовательных программ. Качественные данные дают возможность раскрыть сложные взаимосвязи между различными факторами, строить гипотезы, выявлять закономерности и создавать более полную и глубокую картину исследуемого явления. Постановка данной проблемы обусловила решение следующих задач: доказать значимость качественных и количественных методов исследования в практической деятельности педагога-психолога; описать первичные и вторичные величины, характеризующие психолого-педагогические процессы и явления. Интеграция качественных и количественных методов в исследовательской практике педагога-психолога позволяет получить более полное и всестороннее представление об изучаемой проблеме, расширяет теоретическую базу для разработки новых моделей и концепций в области психолого-педагогических исследований. Качественные и количественные методы, такие как тестирование, анкетирование, математическая обработка результатов, дают возможность выявить закономерности, тенденции и отклонения от нормы, получить объективную картину об уровне развития определенных навыков, способностей, личностных характеристик, что особенно важно для ранней диагностики проблемы и разработки эффективных стратегий ее решения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): БЕКОЕВА МАРИНА
Язык(и): Русский, Английский
МЕТОДОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ДИАЛЕКТИКА РАЗВИТИЯ

В настоящий период развитие высшей школы России осложняет имеющийся дефицит молодых научно-педагогических кадров высшей квалификации, что требует анализа причин и изучения ретроспективы сложившейся ситуации, а также выявления методологических основ отечественной системы подготовки кадров высшей квалификации. В педагогической науке и практике пока не определены структура и содержание понятия «методология подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации» и не сформулированы векторы развития данной методологии с позиции исторического и педагогических аспектов. Цель исследования - проанализировать диалектику развития методологии подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в России, на основе выделенных векторов развития определить направления ее трансформации для решения актуальных задач системы высшего образования. В ходе исследования установлено, что методология подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации с позиции диалектики развития в педагогической науке не рассматривалась. Авторами предложена классификация периодов и стадий формирования методологии подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, уточненное понятие «методология подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации», определены направления ее трансформации на основе разработанных векторов развития. Практическая значимость видится в использовании результатов исследования педагогической практикой для совершенствования процесса подготовки научно-педагогических кадров, а также для обоснования государственных решений в этой сфере.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Резер Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассмотрены преимущества использования компьютерного моделирования в процессе математической подготовки студентов в техническом вузе, которые способствуют усилению мотивации к учёбе и упрощению громоздких расчётов. Раскрывается процесс математического моделирования физических явлений на примере физического маятника. Рассматриваются некоторые физические процессы и приводятся модели их реализации с помощью компьютерных программ.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Рахимов Амон
Язык(и): Русский
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Статья посвящена анализу современного состояния научно_исследовательской культуры в российской педагогике и перспективам ее развития. Введение подчеркивает актуальность проблемы, вызванной изменениями в требованиях к научным исследованиям и публикационной активности. Обсуждаются как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на культуру педагогических исследований, включая изменения в образовательной системе и научной политике после 1990-х годов. Автор отмечает, что с конца XX века российская педагогика пережила драматические изменения, когда фундаментальные научные исследования стали уступать место авторским педагогическим концепциям и проектированию, что в сочетании с другими факторами - социально_политическими, экономическими и др. - негативно повлияло на качество научных работ. Критически оценивается состояние педагогических исследований и диссертаций, отмечается их формализм и отсутствие методологической строгости. В статье также поднимается вопрос о научной этике, указывается на распространенные нарушения, такие как плагиат и фальсификации, а также утверждается необходимость создания этических регуляторов. В заключение предлагаются пути повышения научно_исследовательской культуры, включая разработку исследовательских регламентов, развитие этико_методологической экспертизы, создание научно_исследовательских центров, улучшение коммуникации с международным научным сообществом и др. Автор считает, что восстановление высоких стандартов научной деятельности поможет повысить статус педагогики как науки[39].

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Двойнин Алексей
Язык(и): Русский, Английский
Нормативные основы менеджеристского управления высшим образованием в России

Введение. Исследование заявленной проблематики актуально в силу отсутствия аналогичных работ по изучению нормативных основ менеджеристского управления высшим образованием в России. Анализ заявленного предметного пространства позволяет прийти к выводу о том, что превращение высшей школы России из социального института, реализующего значимые социальные функции, в квазирыночный институт, функционирующий по преимуществу имитационно, следует считать не результатом ошибки выбора индикаторов эффективности или состава метрик, а целенаправленной политикой, основанной на вере в том, что менеджеризм является единственно правильной моделью управления и, следовательно, должен быть реализован на всех уровнях системы высшего образования.

Методы. Методология работы выстраивается на теоретических разработках, созданных в рамках менеджеристского подхода. Эмпирический метод – анализ документов в виде нормативных актов разной юридической силы: федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ, приказов минобрнауки и Южного федерального университета.

Результаты и их обсуждение. Основной вывод исследования следующий: нормативные основы, по которым осуществляется регулирование высшего образования в России, построены на принципе менеджериализации управления. Создана разветвленная система права, в которой отражаются базовые менеджеристские цели, ценности, установки, принципы. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включает в себя основные менеджеристские категории: услуга, рынок образовательных услуг, рейтинг. Положения Закона уточняются и дополняются подзаконными актами: указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, приказами минобрнауки, локальными актами образовательных организаций высшего образования. Целостный и завершенный характер действующих нормативных основ позволяет предположить, что менеджеристское управление создано на основе строго продуманного замысла и четкой концептуальной проработанности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Петрулевич Ирина
Язык(и): Русский, Английский
← назад вперёд →