SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Психологически благоприятная и безопасная образовательная среда является одним из условий повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Профессию учителя, его деятельность в силу своей специфики относят к группе риска в отношении вероятности возникновения профессионального выгорания, а возрастающие требования к уровню профессиональной подготовки и личности учителя, обусловленные современными трансформациями в системе образования не только увеличивают психоэмоциональные нагрузки, но и повышают степень риска возникновения профессионального выгорания у учителей.
Материалы и методы. В ходе психологического исследования были использованы следующие методы: опросник выгорания (Maslach Bornout Inventory, MBI, адаптация Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой, 2001), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным, методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М., Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16PF. Для сравнительного анализа
учителей общеобразовательных организаций с высоким и низким уровнем профессионального выгорания был использован t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ (коэффициент корреляции r-Пирсона).
Результаты. Исследование проводилось на базе Волосовского муниципального района, в нескольких общеобразовательных организациях. Всего были изучены психологические особенности 80 учителей с различным стажем педагогической деятельности. Результаты проведенного исследования, доказывают, что использование данного психодиагностического инструментария позволит разработать систему мероприятий по организации квалифицированной помощи учителям по профилактике и преодолению профессионального выгорания.
Обсуждение и выводы. В рамках данного исследования был определен психодиагностический инструментарий, способствующий разработке системы мероприятий по организации квалифицированной помощи учителям по профилактике и преодолению профессионального выгорания. Составлены рекомендации по созданию системы психолого-педагогического сопровождения учителей общеобразовательных организаций в контексте психологической диагностики психологических особенностей, влияющих на профессиональное выгорание учителя.
Введение. В связи со снижением статистики аварийности по причине человеческого фактора в авиации рассматриваются системные факторы, среди которых находится обучение. Эффективность обучения управлению воздушным движением (УВД) указывается исследователями как одна из причин, влияющих на производительность диспетчера УВД. Педагогическая деятельность инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения изучена мало. Между тем, с выходом в свет в 2020 г. поправки 7 документа Doc 9868 «Правила аэронавигационного обслуживания.
Подготовка персонала. Издание 3» международной организации гражданской авиации ICAO (Doc 9868… 2020), компетенциям авиационного персонала, в частности, диспетчеров-инструкторов УВД, в авиации уделяется очень много внимания. Несмотря на это, исследований, связанных с компетенциями инструкторов-диспетчеров УВД, в этой области нет. Целью исследования является описание поведения инструкторов-диспетчеров УВД в процессе обучения стажеров-диспетчеров УВД и сопоставление его с требованиями к компетенциям авиационного документа Doc 9868.
Материалы и методы. На основании документа Doc 9868 ICAO был составлен авторский Опросник компетенций инструктора, представленный в двух версиях: для инструкторов и для стажеров. Исследование проводилось на базе предприятии «Азераэронавигация» в городе Баку и регионах Азербайджана.
Результаты исследования. В поведении большинства инструкторов было выявлено наличие компетенций, требуемых от инструктора руководящими авиационными документами. Однако ряд ответов на вопросы, связанных с оказанием стажеру инструктором дополнительной психологической поддержки, по обеспечению вхождения в профессиональную среду, по развитию взаимопонимания со стажером, применению приёмов активного слушания и др. свидетельствует о пробелах в знаниях в этой области у части инструкторов и о необходимости повышать их уровень психологических знаний и компетенций в этой области.
Заключение. Авторский Опросник компетенций инструкторов позволяет на основании ответов респондентов сделать выводы о наличии у инструкторов компетенций, соответствующих требованиям руководящего авиационного документа ICAO Doc. 9868. Данный опросник может применяться при отборе специалистов на должность инструктора, а также на курсах повышении квалификации инструкторов-диспетчеров УВД. По результатам исследования может быть составлена программа тренинга, направленного на развитие необходимых компетенций у инструкторов. Применение данного тренинга и оценка его эффективности является целью последующих исследований.
Введение. Необходимость изучения затруднений учителя начальной школы в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности обусловлена следующими факторами: а) важностью качественной реализации требований нормативных документов, связанных с формированием функциональной грамотности у обучающихся начальной школы; б) характером затруднений, которые испытывают младшие школьники в процессе освоения содержания начального общего образования.
Материалы и методы. Анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы; контент-анализ текстов учебных задач для обучающихся начальной школы; синтез, анализ. Для изучения затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования у обучающихся функциональной грамотности проведено эмпирическое исследование, участниками которого стали 73 педагога системы начального общего образования Республики Мордовия. Результаты исследования. Разработана и проведена диагностика затруднений педагогов начального общего образования в процессе формирования функциональной грамотности у обучающихся. Представлены результаты диагностики, которые свидетельствуют о наличии следующих затруднений: определения алгоритма формирования действий обучающегося в процессе развития всех видов функциональной грамотности; идентификации и использования различных типов упражнений/задач по формированию математической грамотности; использования опыта и эксперимента как важнейших методов изучения окружающей природы и формирования естественно-научной грамотности; определения основных учебных затруднений ребенка младшего школьного возраста, указывающих на необходимость целенаправленного формирования функциональной грамотности. Обсуждение и заключение. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости разработки качественного научно-методического сопровождения деятельности педагогов начальной школы по формированию функциональной грамотности у обучающихся 1-4 классов.