SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель работы заключается в эмпирическом социологическом анализе патриотизма как основы гражданской идентичности современной студенческой молодежи. Патриотизм иллюстрирует эмоциональную связь человека со своей родиной и чувство социальной и культурной связи со своими согражданами. В его основе лежат общечеловеческие ценности, в том числе открытость другим людям, забота и ответственность за общество, уважение к истории и национальной культуре. Происходящие политические, социальные и культурные изменения открывают новые грани любви к Родине, что актуализирует необходимость патриотического воспитания новых генераций. Данный концепт представляет собой социокультурный фактор интеграции людей, обеспечивающий их объединение на основе общих ценностей и любви к Родине. Свое проявление патриотизм находит в гражданственности, духовном единстве и осознанной активности личности в социуме, подтверждающими неразрывность человека с государством. Эмпирическая база исследования основана на результатах социологического опроса студентов вузов и колледжей города Орла (опрошено 652 респондента), проведенного методом анкетирования по заявленной проблематике в октябре 2022 года с использованием платформы «Яндекс. Формы». Репрезентативность выборки обеспечивается по полу и по форме обучения (студенческая молодежь). Благодаря характеру выборки авторы смогли обобщить результаты исследования с уровнем достоверности 97 %. Полученный материал исследования позволяет сформулировать следующие выводы и обобщения: с определенной оговоркой содержательно патриотизм для современной молодежи связан с особым историко-культурным наследием, глубоко связанным с любовью к Родине, готовностью с оружием в руках ее защищать и даже отдать жизнь за свободу нации (романтическое восприятие Отечества) и привязанностью к государству (с позитивистской точки зрения).
В статье предлагается алгоритм организации патриотического воспитания студентов высшей школы на основе эффективной коммуникации в процессе освоения общеобразовательных предметов. Актуальность проблемы формирования патриотической гражданской позиции у студентов в вузе неразрывно связана с суверенитетом России и ее устойчивым развитием. Выросшая в условиях антироссийского информационного давления в соцсетях современная молодежь может проявлять либо индифферентное отношение к политической, экономической и социокультурной ситуации в стране, либо откровенно не поддерживать действия государства, что связано с неустойчивой ценностной и идеологической ориентацией. Такие студенты считают себя «людьми мира», а свою страну «бесперспективной». Результаты проведенной работы показывают, что образовательный процесс в вузе имеет достаточный потенциал для воспитания зрелой личности с патриотической гражданской позицией. Одним из средств воспитания личностной зрелости студентов является эффективная коммуникация педагогов и студентов при освоении содержания дисциплин на аудиторных занятиях и организации внеаудиторных мероприятий, поддерживающих тематику изучаемых материалов. Вовлечение во внеаудиторные мероприятия выпускников разных поколений своего вуза и заинтересованный разговор о прошлом, настоящем и будущем России на основе личной информации участников диалога затрагивает эмоциональную сферу и помогает студентам определить свою социальную позицию. В статье предлагаются пошаговые действия в организации образовательного процесса, направленного на достижение заявленной цели, - воспитание гражданина с развитыми патриотическими чувствами в отношении своей Родины, которую молодое поколение должно быть готово беречь и защищать.
На основе результатов социологического исследования определяется роль добровольчества в системе гражданско-патриотического воспитания молодежи в современной России. Рассматривается развитие гражданско-патриотического волонтерство на региональном уровне. Раскрываются состояние и тенденции развития волонтерства в Тульской области и Луганской Народной Республике: уровень развития добровольчества, мотивация для участия в добровольческой деятельности, направления и барьеры в развитии волонтерства, условия функционирования гражданско-патриотического волонтерства Большое внимание уделяется рассмотрению механизмов повышения эффективности и продвижения гражданско-патриотического добровольчества в российском обществе.
Цель. Обосновать правомерность идентификации проекта SHAMAN как феномена массовой культуры в современной России посредством анализа его творческого компонента в виде песен, видеоклипов и концептуально продуманных концертных программ в сочетании с окружающим новостным фоном в виде возникающих информационных поводов, прямо или косвенно связанных с процессом его продвижения.
Процедура и методы. Концептуальным ядром исследования является коммуникативный подход, в рамках которого в силу специфики предмета анализа приоритетный интерес представляет направление символического интеракционизма. В качестве непосредственных методов выступают структурно-семиотический анализ и традиционный анализ документов.
Результаты. Установлено, что ретрансляция патриотического контента в сочетании с активной медийной поддержкой являются экзистенциальными характеристиками проекта SHAMAN, регулирующими его жизненный цикл в условиях выполнения социализирующей функции в период Специальной военной операции России на Украине.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании PR-технологий, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической пропаганды.
Рецензия на: Дадиомова О. В. Музыкальная культура Беларуси: историческая судьба и творческие связи. - 3-е изд., доп. - Минск: ИВЦ Минфина, 2020. - 176 с. Представлен анализ монографии белорусского музыковеда О. В. Дадиомовой «Музыкальная культура Беларуси: историческая судьба и творческие связи», являющейся собранием работ автора, связанных с историей профессиональной музыкальной культуры Белоруссии с эпохи Средневековья до XIX в. На основе исторического, культурологического, компаративного методов автор раскрывает процессы становления музыкального искусства, показывает влияния, которые оно испытывало на протяжении веков, претерпевая воздействие разных культур и народов. Оригинальной, по мнению рецензента, является вторая часть монографии, в которой представлены взаимосвязи белорусских музыкантов с крупнейшими творцами музыкальной культуры разных славянских народов. В статье отмечены спорные моменты исследования, делается вывод о том, что книга вносит существенный вклад в целостное философское осмысление истории музыкальной культуры Белоруссии.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
В статье определяется важность патриотической составляющей как необходимого элемента молодежной инициативы любого уровня. Выводы опираются на результаты данных опроса Агентства социальной информации (представленном на сайте Росмолодежь) на федеральном уровне, на местном уровне – отчетными данными университета и ряда общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Установлено, что в последние два года доля детских и молодежных проектов с патриотической составляющей активно растет. Сделан вывод, что патриотическая составляющая как один из необходимых элементов молодежных проектов на творческих конкурсах различного уровня не потеряет своей актуальности, имея возможность преобразования из малых индивидуальных проектов в большие молодежные инициативы.
Введение. Определение уровня влияния физкультурно-патриотического воспитания в контексте заботы о себе, других и государстве является актуальным направлением современной педагогической науки. Занятие физической культурой как проявление заботы человека о себе, об укреплении своего здоровья, формировании устойчивых жизненных привычек приводит к улучшению его физического состояния, развитию самосознания и навыков самодисциплины. Формирование заботы о других при участии в физкультурных мероприятиях развивает такие социальные компетенции, как эмпатия, способность к сотрудничеству и коллективная ответственность, способствуя сплоченности и взаимодействию. Патриотическое воспитание через физическую активность способствует осознанию значимости личного вклада молодого человека в общественное благополучие и активного участия в жизни государства, что повышает его гражданскую ответственность и патриотическое самосознание. Целью данного исследования стало обоснование того, как забота о себе, других и государстве может быть интегрирована в физкультурно-патриотическое воспитание, что способствует не только формированию зрелой личности, но и устойчивому развитию Российской Федерации. Научная новизна заключается в разработке комплексного подхода к исследованию физкультурно-патриотического воспитания, интегрирующего личные (заботу о себе), социальные (заботу о других) и государственные (заботу о государстве) аспекты в единую образовательную систему.
Материалы и методы. Методологическая основа исследования физкультурно-патриотического воспитания, ориентированного на заботу о себе, других и государстве, базируется на фундаментальных положениях ряда научных теорий: теории личности, теории деятельности и теории физического воспитания. В ходе исследования авторы опирались на ключевые принципы научного анализа, такие как системно-структурный анализ, принцип единства сознания и деятельности, личностно-деятельностный подход и принцип развития субъекта через деятельность. Эти методологические подходы обеспечили целостное понимание процесса, который интегрирует личностное развитие с патриотическими ценностями и физической активностью. При написании статьи были использованы следующие методы: анализ литературы и документов; анализ базовых понятий исследования; причинно-следственный анализ изучаемых явлений; прогнозирование.
Результаты. Концептуальный анализ исследований А. П. Тужилина и В. В. Коваля показал, что в контексте физического воспитания акцент должен быть сделан не только на улучшении физических способностей молодежи, но и на стимулировании их духовного, социального и личностного развития. Авторы статьи анализируют взаимосвязь между патриотическим воспитанием молодежи и заботой о себе, о других и о государстве, рассматривая ее через призму ценностной ориентации, которая способствует формированию ответственного и социально активного гражданина. Патриотическое воспитание интегрирует данные аспекты в целостное мировосприятие, где забота о собственном здоровье и личностном развитии выступает в качестве фундамента для поддержки окружающих и укрепления государства. Осознавая себя как неотъемлемую часть более широкой социально-политической структуры, молодое поколение может развивать сбалансированный подход к личным устремлениям и общественным обязанностям. Это способствует формированию поколения, которое способно активно участвовать в формировании будущего своего общества и государства, играя ключевую роль в обеспечении социальной гармонии и продвижении общественного прогресса.
Обсуждение и выводы. Проблематика заботы о себе, других и государстве в рамках физкультурно-патриотического воспитания российской молодежи представляет собой многогранную исследовательскую область, значимую для формирования современного молодого поколения. На индивидуальном уровне акцентируется значимость укрепления физического здоровья молодого человека и формирование его устойчивой мотивации для ведения здорового образа жизни. На межличностном уровне внимание уделяется развитию социальных компетенций и навыков взаимодействия молодых граждан в социуме. На общественно-государственном уровне физкультурно-патриотическое воспитание ориентировано на развитие гражданской ответственности и патриотического сознания у молодежи для защиты Родины.
В статье обоснована программа, направленная на мониторинг качества организации формирования российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода.
Обоснована функциональная структура российской гражданской идентичности школьников, включающая в себя следующие компоненты: когнитивно-смысловой (уровень знаний, являющихся базой для формирования ценностных ориентаций); эмоционально-ценностный (уровень принятия ценностных приоритетов); деятельностный (уровень распространения в практической деятельности и социальных взаимодействиях группы негативных и позитивных проявлений). Определение и обоснование данных компонентов в качестве критериев сформированности гражданской идентичности школьников определяет научную новизну данного исследования.
Описаны результаты мониторинга качества организации гражданского воспитания в процессе формирования российской гражданской идентичности школьников в контексте системно-деятельностного подхода на муниципальном уровне, который включал диагностику формирования ценностных ориентаций обучающихся, связанных с их жизнью, здоровьем и безопасностью, ценностных ориентаций в области социального взаимодействия и личностного развития, а также анализ качества профилактики деструктивного поведения обучающихся, предполагавшей выявление среди них групп социального риска и учет обучающихся с деструктивными проявлениями.
В статье представлен педагогический, философский и социокультурный контекст трансформации образовательно-воспитательного пространства российской вузовской и общеобразовательной школьной системы. Обозначен противоречивый характер био-социо-технологического и цифрового воздействия на ценностные установки учащейся молодёжи, усугублённого последствиями вестернизации российского образования, отказом от целостного и системного воспитания подрастающих поколений на протяжении десятков лет при одновременном насаждении массовой культуры и постмодернизма в сознании и поведении молодёжи. В качестве центральной в воспитательном процессе видится задача формирования у будущих педагогов, а также школьников и их родителей духовно-нравственного иммунитета, способности к противодействию любым попыткам разрушить национально-культурную идентичность россиян. Через возвращение в образование, обучение и воспитание гуманистических традиций российской и советской системы просвещения и социализации молодёжи. Через обеспечение межпоколенной преемственности культурных кодов и традиций в воспитании учащихся. Через выстраивание социального, педагогического партнёрства двух воспитательных институтов - вуза (школы) и семьи.