SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Проводится анализ антиэгалитаризма как одной из основополагающих установок консерватизма в целом и культурного консерватизма в частности. Выявляются «метафизические» основания антиэгалитаризма, анализируются его аксиологические и социально-политические аспекты. Сравниваются позиции различных культурных консерваторов (либертарианских и классических) по вопросу о соотношении свободы ассоциаций и допустимой дискриминации. Выделяются основные формы и направления консервативной критики современных эгалитаристских теорий, включая эгалитарные теории справедливости, восходящие к концепции Дж. Ролза.
Статья посвящена генезису жанра социально-философской утопии в американской интеллектуальной культуре, что представляется весьма интересной темой для исследования, поскольку именно в утопии собираются воедино онтологические, гносеологические, антропологические, аксиологические, философско-исторические смыслы эпохи и культуры. Цель работы - обнаружить смысловое единство американской утопии и понять причины ее кризиса. Обращение к традиции американской утопии связано с тем значением, которое она имела для становления культуры и цивилизации Америки как воплощенного «Града на холме», «Общества равных возможностей», «Маяка надежды». В качестве репрезентантов американской социально-философской утопии взяты Генри Торо, Беррес Фредрик Скиннер, Роберт Нозик и Ричард Рорти. Обращается внимание на отличительную черту американской утопии - ее открытый характер, отсутствие фундаментальных, заранее предопределенных установок, плюралистичность. Сделаны выводы о причине кризиса утопического теоретизирования в американской культуре, связанной с невозможностью актуализации субъекта утопии в силу предельной фрагментации общества. В качестве признаков кризиса выделено выразившееся в общественном сознании эпохи позднего капитализма ощущение «конца истории», которое приводит к отказу от будущего в пользу бесконечного повторения одних и тех же сюжетов и обреченности на пребывание в застывшем времени. Утопия сменяется своей противоположностью - ретротопией - поиском оптимального жизненного проекта, обращенного не в будущее, а в прошлое. На смену социальной онтологии приходит социальная хонтология как призрачное состояние некогда бытовавшей, но так и не сбывшейся надежды на прогрессивное движение вперед. Идею американских трансценденталистов о познании мира как единства внешнего и внутреннего, а также сциентистскую веру в экспериментальную науку сменяет конспирология как способ объяснения мира через заговор и обман. Все это порождает разочарование для глобализированного общества позднего капитализма, ощущение депрессии как основного симптома времени, тоску по другим, уже недоступным сценариям развития культуры, щемящее чувство ностальгии.
В статье анализируется педагогическая литература о проблемах трудового и гражданского воспитания подрастающего поколения в исторической ретроспективе. Особое внимание уделено теоретическим наработкам и практическому внедрению идей «трудовой школы» немецкого ученого Г. Кершенштейнера. Сделан вывод, что именно Г. Кершенштейнер предложил модель такой школы, в которой дети из простого народа смогли бы, усваивая определенный объем теоретических знаний, получить необходимый им опыт трудовой деятельности для будущей профессии.
Введение. Статья посвящена влиянию цифровых технологий на политические процессы. Целью статьи является формулировка основных тенденций и перспектив развития цифровых технологий в их приложении к политической практике. Методология и источники. В статье применяется анализ тенденций развития техники в виде искусственного интеллекта в прикладном аспекте - политической практике. Современное применение искусственного интеллекта в политическом контексте излагается по тексту С. Рассела и П. Норвига. Результаты и обсуждения. Анализ тенденций внедрения цифровых технологий в политический процесс показывает, что можно выделить три этапа на пути трансформации политических практик. На первом этапе доминируют аналоговые технологии политической репрезентации несмотря на то, что цифровые технологии существуют и активно применяются в жизни людей. На втором этапе происходит активное внедрение цифровых технологий со стороны политиков, однако граждане не могут активно участвовать в политическом процессе. Третий этап делает интернет-пользователей не пассивными, а активными деятелями политического процесса. На третьем этапе в политическую практику активно внедряются системы ИИ, связанные с обработкой больших объемов данных. Современное состояние политической системы во многих аспектах базируется на успешности работы систем ИИ, однако нет уверенности, что эти системы будут работать успешно. Активное внедрение ИИ в политическую практику имеет также перспективы негативного развития трудовых отношений в государстве. Заключение. История внедрения цифровых технологий в политическую практику показывает как позитивные, так и негативные тенденции. Ответ на вопрос, как снизить эффект от негативных тенденций, таких как деградация трудовых отношений, еще предстоит найти.
Цель. Описать структуру и философские основания формирования феномена экологического сознания.
Процедура и методы. Изучение философской и научной литературы; обобщение и структурирование изученного материала; анализ и выявление внутренней логики искомых понятий.
Результаты. Проанализирован корпус текстов философского и научного содержания; обобщён и структурирован предшествующий опыт в вопросе описания феномена экологического сознания и определения соответствующего понятия; выявлена многогранность и комплексность феномена экологического сознания на политическом, социальном, экономическом, культурном и религиозном уровнях; определена перспектива развития экологического сознания общества в контексте расширения сферы политического и социо-экономического влияния политической экологии и экософии.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования уточняют понятие экологического сознания, описывают связь индивидуального экологического сознания и общества, определяют перспективы формирования экологического сознания у населения, а также могут использоваться в рамках практических рекомендаций для формирования экологического сознания политическими и социо-экономическими методами.
В данной статье основное содержание политической философии Аристотеля истолковывается через философское понятие субъекта. Утверждается, что это возможно сделать как минимум двумя способами: либо исходя из самого понятия в его классическом (картезианском) значении, и тогда необходимо рассмотреть положение подобного субъекта в государстве по Аристотелю; либо исходя из ключевых атрибутов, которыми это понятие обычно наделяется (самосознание, способность к действию, суверенность, транспарентность). В зависимости от выбора одного из указанных способов субъект понимается или как индивидуальный, или как коллективный. Подчеркивается, что при данном методологическом подходе учение о государстве подразумевает в первую очередь коллективного субъекта. Последний предшествует индивидуальному субъекту онтологически, таким образом определяет и формирует субъектность партикулярную, которая оказывается не раз и навсегда данной, но меняющейся в зависимости от контекстуальных политических предпосылок, от конкретного политического устройства, внутри которого решается, что делает эмпирического субъекта субъектом политическим. Определенное политическое устройство делает частного субъекта субъектом политики, поэтому в зависимости от формы государства формируется и политическая субъектность, присущая или не присущая тому или иному частному лицу, являющемуся гражданином полиса.
В статье сопоставляются подходы Мишеля Фуко и Жака Лакана к теории субъективации. Под теорией субъективации понимается теория, нацеленная на определение способов, которыми механизмы власти осуществляют конституцию субъекта. Первая часть работы посвящена деконструкции теории субъективации М. Фуко и концептуализированных им практик, направленных на сопротивление господствующим аппаратам производства субъективности («культура себя», «забота о себе»). Во второй части фукианские практики сопротивления критикуются с позиции психоаналитической (лакановской) теории. Сопоставление подходов ориентировано на выявление позиции, способной иметь действительные политические последствия: последствия, преломляющие логику авторитарного процесса субъективации. Такая позиция обнаруживается в объектно-дезориентированной онтологии - онтологии, вытекающей из лакановского психоанализа.
С позиций универсализма и единства биологической и социальной природы рассматриваются ценностно-целевые структуры деятельности человека. В статье представлен фрагмент общей теоретической модели искусственного сознания и психики, на основе которой создается компьютерная программа. Показаны алгоритмы возникновения человеческих ценностей, феноменов воли, веры, самооценки, любви, различения хорошего/плохого, добра/зла и т. д. Экзистенциальные переживания получают свое рациональное объяснение. Уникальность исследования состоит в том, что до сих пор не существует компьютерных моделей, имитирующих человеческое сознание, психику и социальные взаимодействия. Цель: начиная с «нулевого» уровня культуры, программа должна сама воспроизводить социокультурные условия развития человеческого сознания, нравственности и мировоззренческих систем. Особенно актуальны такие исследования для моделирования социальных конфликтов и изучения их причин. В качестве теоретических оснований используются: платоновская философия, «информационный подход», «интервальный подход» Ф. В. Лазарева, «социальная онтология» В. Е. Кемерова, «постнеклассическая рациональность» В. С. Стёпина, теория «масштабной гармонии Вселенной» С. И. Сухоноса, «философия процесса» А. Уайтхеда, теории Т. Нагеля, М. Полани, работы современных философов, психологов и этологов.