SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 15 док. (сбросить фильтры)
Статья: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА У СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Обоснование. Исследование психологических предикторов и детерминантов личности на этапе его профессионального становления актуально в связи с обеспечением качественного формирования профессиональных компетенций.

Цель: выявить особенности психологической структуры темперамента у студентов с различным уровнем волевой саморегуляции в зависимости от пола.

Материалы и методы. Обследовано 417 студентов старших курсов обоего пола (21,7 ± 1,5 года). Определяли проявление волевой саморегуляции и психологическую структуру темперамента. Группы формировали по уровню волевой саморегуляции: 243 студентки (с низким уровнем - 61, со средним - 76, с высоким - 106; 174 студента: с низким уровнем - 28, со средним - 47, с высоким - 99). Математико-статистический анализ полученных данных проводился с использованием методов непараметрической статистики. Результаты. У студенток с высокой волевой регуляцией выявленный неопределенный тип по шкале «Ригидность - пластичность» свидетельствует о проявлении гибкости поведения. Независимо от уровня волевой саморегуляции среди студенток частота встречаемости лиц с эмоциональной возбудимостью значимо выше. У студенток с высоким уровнем волевой саморегуляции темп реакции ниже, чем у студентов такой же группы. Среди студентов с низким уровнем волевой саморегуляции чаще встречаются уравновешенные интроверты по сравнению с девушками. Доли студентов с высоким уровнем волевой саморегуляции, проявляющих эмоциональную возбудимость и высокий темп реакции, значимо ниже по сравнению с девушками.

Заключение. Учет особенностей психологической структуры темперамента у студентов с различной волевой саморегуляцией позволит использовать соответствующие (адекватные) методы и методические подходы в ходе учебно-профессиональной деятельности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Байгужина Ольга
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, АПРОБАЦИИ И СТАНДАРТИЗАЦИИ ОПРОСНИКОВ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ И ПРИЧИН ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

Обоснование. Увеличение числа тревожных детей в последнее время определяет необходимость разработки методов диагностики и выявления причин тревожности детей, в том числе в организованных коллективах.

Цель: создать инструмент для выявления признаков и причин повышенной тревожности у школьников для последующего оперативного применения мер профилактики в условиях образовательной организации.

Материалы и методы. Для достижения данной цели были разработаны опросники для учащихся, родителей и учителей, а также проведены традиционные процедуры их апробации и стандартизации с помощью индекса валидности, коэффициента Тау-Кендалла, индекса α Кронбаха, шкалы станайнов. Пробное тестирование опросников проводилось на выборке, состоящей из 256 обучающихся 6-8, 10-х классов общеобразовательной организации, также в опросе участвовало 256 родителей и 12 учителей - классных руководителей.

Результаты. Экспертная оценка определила, что в целом по актуальности и ясности опросники № 2 (по выявлению возможных причин тревожности у ребенка), № 3 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны учителей) и № 4 (о мерах профилактики повышенной тревожности со стороны родителей) являются обоснованными и пригодными по содержанию, опросник № 1 (на выявление признаков тревожности у ребенка) оценен как требующий существенной доработки. Опросники в текстовом представлении имеют разные вариации для разных групп респондентов, но при этом являются идентичными по смыслу. Текст опросников доступен для восприятия респондентами разного пола и возраста, не содержат недоступных для понимания исследуемыми слов и выражений. Корреляционный анализ ответов детей и родителей, учащихся и учителей, а также оценка надежности согласованности вопросов опросников позволили признать их надежными. Стандартизация опросников осуществлялась с применением метода шкалы станайнов. Предложены варианты результирующих оценок и весовые коэффициенты для промежуточных баллов.

Заключение. Методика оперативной оценки признаков и причин повышенной тревожности у детей позволяет провести быструю диагностику этих показателей и может быть полезна в организации профилактической работы и оценки ее эффективности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зубцовская Нина
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ СТЕРЕОТИПОВ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ С РАЗЛИЧНОЙ СТРУКТУРОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При выполнении своих функций руководитель любого звена всегда придерживается определенного стиля и методов управления, основанных на когнитивных стереотипах. В статье выявляются особенности взаимосвязи когнитивных стереотипов руководителей с различной структурой управленческой деятельности на примере результатов психодиагностики, проведенной на основе опроса руководителей медицинских учреждений. Делается вывод о взаимосвязи когнитивных стереотипов руководителей с различными видами метапрограмм.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Техтелева Наталья
Язык(и): Русский, Английский, Немецкий
Доступ: Всем
Статья: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ "ЭКРАННОГО ВРЕМЕНИ" И "ЗЕЛЕНОГО ВРЕМЕНИ" НА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В работе делается попытка описать современные представления о новых понятиях, таких как «зеленое время» и «экранное время», используемые в зарубежных и отечественных исследованиях. «Зеленое время» определяется как время, проведенное в природной среде. В него включены: непроизвольное воздействие зеленых насаждений и/или элементов природы, нахождение в озелененных жилых домах, доступность зеленых насаждений, общественных парков, целевое использование зеленых насаждений, общественных парков, частных садов или зеленой инфраструктуры; деятельность, связанная с природой, такая как путешествия по естественным природным ландшафтам, садоводство, серфинг или игры на свежем воздухе; образовательная среда вне класса, лесные школы и детские сады. «Экранное время» определяется как время, потраченное на использование экранных технологий, таких как телевизоры, компьютеры / ноутбуки, видеоигры, смартфоны, планшеты / iPad и портативные электронные или игровые устройства. Представлены результаты зарубежных исследований психологического воздействия «экранного времени» и «зеленого времени» на детей и подростков. Увеличение времени нахождения молодых людей в использовании экранных технологий (экранное время), сокращает возможности молодых людей соприкасаться с природой (зеленое время). Такое сочетание большого количества времени перед экраном, проведенного за компьютером и малого количества времени, воссоединения с природой, может повлиять на психическое здоровье и благополучие. Целью обзора было описать результаты исследований, в которых изучались вопросы, связанные с количеством времени, проведенным перед экраном, и временем, проведенным в зелени, а также психологические последствия (включая психическое здоровье, когнитивные функции и академическую успеваемость) у детей младшего возраста (до 5 лет), школьников (5-11 лет), ранних подростков (12-14 лет) и старших подростков (15-18 лет). Оригинальные количественные исследования были проанализированы в четырех базах данных (PubMed, PsycInfo, Scopus, Embase), в результате чего было найдено 186 подходящих исследований. Треть включенных исследований была проведена в Европе и почти столько же в США. Есть предварительные данные о том, что время, проведенное в зелени, может смягчить последствия длительного времени перед экраном, поэтому природа может быть недостаточно используемым ресурсом общественного здравоохранения для психологического благополучия молодежи в эпоху высоких технологий.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Дунаевская Эльвира
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ СРЕДЕ

Введение. В современном мире учеба за границей становится все более доступной для молодежи в разных странах. Однако не все молодые люди оказываются подготовленными к незнакомому миру и его вызовам вне защиты родителей. Многие из них сталкиваются с трудностями социально-психологической адаптации в иноязычной среде. Несмотря на то, что личностные черты считаются одними из наиболее важных факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию учащихся в незнакомой среде, было проведено мало целенаправленных исследований, доказывающих их прямое влияние на социально-психологическую адаптацию студентов, обучающихся за пределами родной страны. Эмоциональный интеллект как один из личностных ресурсов регулирует отношение студентов к окружающим в инокультурной среде и позволяет выстраивать межличностные отношения в учебной сфере несмотря на языковые барьеры, а также определяет академическую и профессиональную успешность студентов в учебной среде. Целью исследования является изучение влияния компонентов эмоционального интеллекта на успешность социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в иноязычной среде.

Материалы и методы. Выборку составили 90 китайских студентов, обучающихся в российских вузах. Были использованы следующие методики для выявления уровней эмоционального интеллекта, а также социокультурной, межличностной адаптации и субъектности в изменяющих ситуациях: «MSCEIT v 2.0», «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л. В. Янковского в адаптации В. В. Константинова, «Методика изучения социально-психологической адаптации индивида в малой группе и неформальной подгруппе» (А. В. Сидоренков, Е. С. Коваль) и «Опросник жизненных ориентаций» (Е. Ю. Коржова). Для анализа полученных данных был использован простой регрессионный анализ.

Результаты исследования. По результатам регрессионного анализа было обнаружено значимое положительное влияние компонентов эмоционального интеллекта на показатели социально- психологической адаптации студенческой молодежи в иноязычной среде: «понимание и анализ эмоций» и «управление эмоциями» оказывают значимое влияние на «адаптацию к неофициальным отношениям в группе»; «управление эмоциями» так же является предиктором «трансситуационного локуса контроля»; «адаптивность и сопричастность» в социокультурной среде в значительной степени зависит от способности «идентификация эмоций».

Заключение. Результативность социально-психологической адаптации студенческой молодежи, которая обучаются в иноязычной среде, в значительной степени определяется разными аспектами эмоционального интеллекта.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: КОНСТРУКТИВНЫЙ И СЛЕПОЙ ПАТРИОТИЗМ ПОДРОСТКОВ: ВКЛАД ВОЗРАСТА, ПОЛА И ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Введение. В контексте возрастания внимания психолого-педагогического сообщества к проблемам патриотического воспитания подростков и молодежи усиливается актуальность исследований, посвященных изучению содержания патриотических установок в данных возрастных группах, а также его возрастной динамики. В статье представлены результаты анализа вклада социально-демографических переменных (возраста, пола, образовательного учреждения) в показатели слепого и конструктивного патриотизма старших подростков.

Материалы и методы. К участию в исследовании были привлечены 463 старших подростка (51,8 % девушек и 48,2 % юношей) в возрасте 14-18 лет, учащиеся школ (40,5 %), ссузов (34,1 %) и вузов (25,4 %) Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В качестве методов сбора эмпирических данных использовалась подростковая версия опросника конструктивного патриотизма (С. В. Васильева, А. В. Микляева), для сбора социально-демографической информации использовалась анкета. Результаты проверки нормальности распределения (критерий Колмогорова - Смирнова, d = 0,08 при р < 0,01 для шкалы конструктивного патриотизма, d = 0,07 при р < 0,05 для шкалы слепого патриотизма) определили необходимость использования для статистической обработки данных методов непараметрической статистики.

Результаты. В возрастном диапазоне 14-18 лет зафиксировано последовательное снижение показателей слепого патриотизма (Н = 24,83 при р < 0,001; rs = -0,21 при р ≤ 0,01) и одновременный рост показателей конструктивного патриотизма (Н = 12,85 при р = 0,01; rs = 0,16 при р ≤ 0,01). Динамика показателей слепого патриотизма обеспечивается, в первую очередь, их изменениями в выборке юношей, конструктивного - в выборке девушек, причем для выборки юношей в целом характерны более высокие показатели слепого патриотизма (U = 24999,5 при р = 0,05), для выборки девушек - конструктивного (U = 24745,5 при р = 0,03). Установлено, что показатель слепого патриотизма достоверно выше в выборке школьников и достоверно ниже в выборке студентов вузов (Н = 24,83 при р < 0,001), взаимодействия факторов «возраст*образовательное учреждение» (при сравнении выборок 15-17-летних подростков, учащихся школ и ссузов) не зафиксировано.

Заключение. Полученные данные необходимо учитывать при интерпретации результатов подростковой версии опросника конструктивного патриотизма, а также при разработке психолого-педагогических программ, направленных на содействие формированию конструктивных патриотических установок в подростковой и молодежной среде.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Васильева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: РАБОТНИК ЦЕНЕН, А ЧТО ЦЕННО ДЛЯ РАБОТНИКА ПОКОЛЕНИЯ Y И Z?

Быстрые темпы цифровизации и острая конкуренция в бизнес-среде ставят перед позитивной организационной психологией новые задачи. Теоретический анализ. Проанализированы современные исследования внедрения принципов позитивной психологии в развитие персонала, улучшения организационной среды и системы управления. Исследователи либо решают проблемы в организации, улучшая среду, либо совершенствуют навыки и философию работников. Позитивная организационная психология изучает сильные стороны сотрудников, ищет ресурсы, учитывая их многообразие и поколенческие различия. Такой подход позволяет эффективно адаптировать, развивать и вовлекать сотрудников. Эмпирический анализ. Исследуя ценностную направленность представителей поколений Y и Z, были определены ценностные тренды на самостоятельность, конформность и гедонизм. При этом у поколения Y с фоном экологичности и духовности, а у поколения Z с фоном эгоцентричности. Социальные аксиомы, определяющие направленность поколений – это контроль за судьбой и ожидание награды. Заключение и выводы. Проведенное исследование доказывает, что ценностные тренды поколений Y и Z могут выступать основанием для решения управленческих задач по формированию позитивного организационного поведения.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Пищик Влада
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Социальная проблема ВИЧ как драйвер развития психологической науки и практики

В статье анализируются тезисы выступления Юджина В. Фарбера1 на ежегодной конвенции Американской психологической ассоциации в 2017 г. Обсуждаются социальные и психологические аспекты проблемы эпидемии ВИЧ, способствующие развитию психологической науки и практики. Описывается роль сопутствующих распространению ВИЧ-инфекции проблем стигматизации, взаимоотношений между пациентом и врачом, психических расстройств и поведенческих изменений, возникающих у ВИЧ-инфицированных индивидов, в развитии психологической науки и практики. Гуманизация и контекстуализация клинического консультирования, трансформация медицинского обслуживания с учетом культурного многообразия и внедрение пациентоориентированного подхода в клинической среде представляются ключевыми тенденциями в работе с ВИЧ-инфицированными.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНАЯ ЭЛИТА РОССИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Дано обоснование значения и роли научно-инженерной элиты для современного российского общества, представлен теоретический обзор публикаций за последние годы, посвященных изучению научной, интеллектуальной и творческой элит. Анализ показал необходимость более системных исследований в данной области, поэтому была разработана авторская психологическая модель научно-инженерной, технической элиты, включающая: факторы внешнего влияния, структурные и содержательным составляющие, уровни и функции, а также критерии социальной и профессиональной успешности личности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: АГЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Нелинейность, многоконтекстность и изменчивость современного мира находят свое отражение в политике, экономике, образовании и других сферах жизни человека. В ситуации разнообразия различных социальных сред и пространств, функционально-смысловой неопределенности различных контекстов большое значение приобретает транспрофессионализм педагога, его умение непрерывно развиваться, самостоятельно выстраивать взаимодействие с окружающим миром, проявляя свою агентность. Цель исследования - операционализация содержания понятия агентности педагога и его проявления как показателя развития лидерского потенциала с учетом происходящих изменений в современном мире. Методология. Трактовка сущности терминов «агентность» (agency) и «лидерский потенциал» педагога осуществлялась с использованием метода семантического анализа их содержания в отечественных и зарубежных источниках. Применение деятельностного и акмеологического подходов обусловлено необходимостью определения ключевого механизма реализации агентности педагога в сопоставлении значимых категорий (агентность, лидерство и менеджмент). Использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования. Результаты исследования. В качестве основного механизма проявления агентности педагога предложен коннективизм (социальная поливалентность) как способность педагога находить и поддерживать условия, формы, пути и способы общения с представителями разных профессий, социальных групп и статусов, убеждений, возрастов для организации совместных акций, событий, продуктивной деятельности, что позволило установить ключевую роль агентности в развитии лидерского потенциала педагога - создание атмосферы сотрудничества в рамках образовательной организации и вне ее.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем