SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей как предмета государственной политики и общественного сознания населения, прежде всего молодежи. На современном этапе на всех уровнях власти поднимаются вопросы о государственной политики духовно-нравственного воспитания для сохранения российской идентичности. На основе обзора научных публикаций, посвященных вопросам развития системы духовно-нравственных ценностей, а также анализа социально-правового законодательства, результатов социологических исследований показано, что необходимо постоянно анализировать и совершенствовать подходы и инструменты для формирования особенно у молодого поколения таких духовно- нравственных ценностей, как целеустремленность, вера в добро, крепкая семья, созидательный труд, мужество, преданность своей стране, единство людей, преемственность национальной истории. Анализ правового обеспечения в указанной сфере отношений привел к выводу о необходимости расширения пределов правового регулирования законодательства в части сохранения и укрепления духовно-нравственных ценностей в процессе образования и воспитания молодежи в Российской Федерации. В статье сделан вывод о необходимости установления правовой базы духовно-нравственного воспитания в виде нормативно-правовых актов, которые будут соответствовать целям развития комплексной системы образования. Вся структура системы образования и воспитания должна быть ориентирована на отстаивание традиционных российских духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей.
В России действует порядка 200 инструментов поддержки науки и инноваций, однако инновационная активность организаций составляет 12 %, что в 4-6 раз ниже, чем в большинстве технологически развитых стран. Международные санкции обостряют неотложность решения проблемы активизации инновационной составляющей технико-технологической конкурентоспособности страны. гипотеза настоящего исследования заключается в том, что повышение эффективности управления инновационными процессами в российских регионах требует перехода к целостной инновационной политике, нацеленной на гармонизацию развития региональных научно-технологических и производственных комплексов в интересах обеспечения технологического суверенитета. Цель статьи - совершенствование методологии и механизмов государственной инновационной политики РФ. Раскрыт авторский подход к реализации основных идей инновационной политики, ориентированной на миссию, применительно к специфике российских регионов. Обоснована целесообразность использования в РФ эшелонированной инновационной стратегии. На первом этапе усилия должны быть направлены на стимулирование инновационной деятельности в регионах с наиболее высоким уровнем развития науки и высокотехнологичных производств с поэтапным вовлечением в инновационные процессы менее развитых регионов. При выборе регионов предлагается учитывать следующие показатели: численность занятых НИОКР, объем отгруженной продукции высокотехнологичными и среднетехнологичными высокого уровня предприятиями, численность студентов вузов, бюджетную обеспеченность. С использованием рангового метода на основе данных Росстата проведен предварительный выбор 10 регионов, имеющих наилучшие предпосылки для реализации данного подхода (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Нижегородская, Свердловская области и др.). Обоснованы актуальные инновационные миссии для этих регионов с учетом потребностей экономики в преодолении технологического отставания и снижении импортозависимости (инновационное импортозамещение, экономика замкнутого цикла и др.). Полученные результаты могут быть использованы при совершенствовании инновационной политики на федеральном и региональном уровнях. Одним из наиболее актуальных направлений дальнейших исследований является разработка теоретико-методологических основ формирования единого научно-технологического пространства России.
He study aims to revisit the relationship between aviation pollution, tourism, and economic development through the lens of the Environmental Kuznets Curve (EKC), particularly at the regional level, using New Zealand as a case study. We are the first to estimate aviation pollution at regional airports in New Zealand and use them as proxy for the regional pollution in an EKC setting. Our findings provide evidence of an EKC at New Zealand regions, indicating that tourism and economic development contribute to the long-term regional environment improvement. This highlights the necessity for environment policy to be tailored at a regional level, rather than solely at the national scale. Additionally, our research introduces a novel approach to EKC studies by incorporating new pollution estimations, which enhances the understanding of regional environmental dynamics. Among others, we discovered that that the sustainable tourism policy has, and will, work well in New Zealand. This study underscores the importance of considering regional factors in environmental policymaking and offers insights that could inform future strategies for balancing economic growth with environmental sustainability.
Анализируются государственно-конфессиональные отношения в рамках специальной военной операции, рассмотрены новые формы взаимодействия Церкви с государственными структурами, включая духовное окормление вооруженных сил, благотворительную деятельность и нравственное наставничество. Цель исследования - определить общественно-политическую позицию РПЦ в вопросах СВО. При этом исследовательский интерес вызывает не только декларируемая религиозными лидерами установка по милитаристским вопросам, но и действия религиозной организации в рамках социально-политического партнерства. В качестве основного научного подхода выбран исторический неоинституционализм, который позволяет анализировать институциональные изменения и их влияние на государственно-конфессиональные отношения. На основе примененной методологии и эмпирического материала сделаны выводы об активной интеграции РПЦ в систему социальной и гуманитарной поддержки участников вооруженного конфликта, ветеранов СВО и их семей. Выделены и проанализированы механизмы гуманитарной мобилизации, обеспечивающие оперативное реагирование и предоставление необходимой помощи через церковные институты.
Ислам суфийского толка укоренился в культуре и сознании многонационального населения Северо-Восточного Кавказа и, следовательно, является там наиболее традиционным. Современные взаимоотношения государства и религиозных объединений Северо-Кавказского региона обусловлены одновременными секуляризацией религиозной сферы и клерикализацией светской. Ряд региональных лидеров позиционируют себя как покровители тех или иных суфийских направлений, как и их оппоненты. Соответственно определенные религиозные организации приобретают административную и финансовую поддержку или, в случае противостояния с властью, лишаются юридического лица, как это произошло, например, с ингушским муфтиятом. В статье приведено обоснование актуального направления для развития законодательного урегулирования взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Северо-Кавказском регионе в сторону нивелирования политизации религии. В части методологии приведены историографический и структурно-функциональный анализ взаимосвязи ислама, светской идеологии и науки. Статья обосновывает определяющую роль исторического и культурного наследия ислама в формировании господствующей идеологии в северокавказском обществе. В связи с этим объясняется необходимость оптимизации соответствующего нормативно-правового регулирования. Ввиду того, что исламистские принципы обеспечивают условия по формированию псевдорелигиозных групп, в том числе по усилению воздействия религиозно-политического синкретизма, они представляют угрозу безопасности рассматриваемого региона. В эпоху нестабильности и общественных потрясений этнорелигиозные отношения выходят на первый план и становятся маркерами самых широких общественных страт. Разделение компетенций и сфер ответственности государства и религиозных объединений будет способствовать укреплению социально-общественной стабильности в регионе.
В нынешних условиях, связанных с жёсткими западными санкциями против России и усиливающимися торговыми трениями между Китаем и США, приграничное экономическое сотрудничество между Китаем и Россией демонстрирует рост масштабов, в т. ч. увеличение объёма перевезённых через границу грузов, ускорение строительства пограничных пунктов пропуска и трансграничной инфраструктуры. Углубленный анализ, тем не менее, показывает, что приграничное экономическое сотрудничество между сторонами по-прежнему осуществляется главным образом в рамках традиционной модели, основанной на торговле сырьевыми товарами. Стратегическое взаимодействие Китая и России на правительственном уровне способствует расширению сотрудничества, но его углубление ограничивает несоответствие стратегий регионального развития Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока. Поэтому углублению приграничного экономического сотрудничества между двумя сторонами следует содействовать на государственном уровне.
В статье рассматривается функционирование наиболее многочисленных по количеству последователей и значимых для российского общества буддийских организаций и их лидеров (Д. Б. Аюшеев, Ело ринпоче, Тэло ринпоче, Шивалха ринпоче, С. О. Сарыглар, Д. В.Тинлей, О. Нидал, Ч. Н. Норбу), анализируются их положительные и отрицательные стороны деятельности, оценивается состояние буддизма в буддийских (Бурятия, Калмыкия, Тыва) и небуддийских регионах, определяется их влияние на социально-политическое состояние регионов и страны.
Целью исследования является изучение и осмысление в рамках социальной и политической ситуации современного состояния северного буддизма в нашей стране. В ходе исследования применялись диалектический, догматический, аксиологический, критический, прагматический, формально-логический, эмпирический методы. В России функционируют разнообразные буддийские религиозные организации. Они оказывают определенное влияние как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. Знать и понимать масштабы этого влияния необходимо для поддержания гармоничной атмосферы в социуме. Как показала работа с имеющимися источниками, степень изученности проблемы недостаточна и требует современного осмысления. Северный буддизм в России имеет специфическую форму существования и развития.
Статья посвящена теоретическим и прикладным аспектам реализации социальных проектов Русской Православной Церкви Московского Патриархата по отношению к иностранным трудовым мигрантам на территории Российской Федерации. Роль Церкви оценивается одновременно через анализ практики реализации проектов социокультурной адаптации мигрантов под эгидой и при участии церковных институтов. Основной исследовательской проблемой статьи является определение уровня готовности церковных структур к работе с трудовыми мигрантами и оценка их эффективности. Исследование включает в себя анализ церковно-государственных соглашений и программных документов Церкви, касающихся миграции и связанных с ней проблем, в первые десятилетия XXI в. Это дало возможность определить правовые границы деятельности православных религиозных организаций в сфере адаптации миг рантов обществом. Анализ документов позволил сформировать представление об официальной позиции Церкви и взглядах православного актива и интеллигенции на данную проблему. Для понимания спектра представлений были привлечены тексты выразителей двух крайних позиций в вопросе миграции: националистов, предполагающих сделать православие достоянием русской нации, и сторонников широкого прозелитизма. Картина представлений о ситуации в работе с мигрантами на местах была сформирована на основе качественного анализа сетевых данных, описывающих проектную деятельность православного сообщества, а также включенного наблюдения одного из авторов как участника одного из проектов. В итоге исследования деятельность Русской Православной Церкви в сфере адаптации мигрантов оценивается как недостаточно эффективная для превращения в стимул укрепления православного сообщества и для увеличения социального капитала.
В статье рассматривается роль стран арабского региона и Азии в формировании политического статуса движения «Талибан» (запрещено в РФ) после его повторного прихода к власти в Афганистане в 2021 году. Описывается реакция региональных игроков на смену режима в стране. Представлен сопоставительный анализ взаимоотношений данных государств с первым (1996-2001 гг.) и вторым (2021 - по настоящее время) режимом талибов. В статье освещается взаимодействие Афганистана с другими странами региона в экономической, финансовой и гуманитарной областях, а также в сфере инфраструктурных проектов. Оцениваются общие интересы, способствующие интенсификации партнерства между Афганистаном и региональными державами. Вместе с тем выявляются риски, связанные с террористической деятельностью дислоцирующихся на территории страны военизированных формирований. Анализируются меры поддержки и противодействия внутренней и внешней политике движения «Талибан».
Неопятидесятники (или харизматы) возникли относительно недавно и поэ тому не успели выработать собственного законченного богословия. Это вызывает определенные сложности при их конфессиональной идентификации. Существующие публикации неопятидесятнических авторов — в большинстве своем иностранных — не дают единого представления о вероучении данной конфессии, поскольку, во-первых, представляют собой скорее нравоучительную проповедь, назидание, а во-вторых, по большей части отражают лишь богословские взгляды самого автора, не всегда разделяемые даже представителями его общины, не говоря уже о конфессии в целом. В статье осуществлена попытка обобщить некоторые теологические воззрения российских неопятидесятников 1990-х годов, в частности их интерпретацию библейских положений о соотношении христианской свободы и подчинения светским властям, а также об отношении к войне и воинской службе. Учитывая, что в России не предпринимались сколько-нибудь систематические исследования вероучительных взглядов неопятидесятников, следствием чего стало отсутствие соответствующей литературы, автор использовал матириалы собственных полевых исследований, предпринятых им «по горячим следам» — непосредственно в период появления и становления неопятидесятнических общин в Казани, Йошкар-Оле, Ижевске, Саратове и отчасти в Москве (1990–2000 гг.). Исследования проводились методом включенного наблюдения, интервью и нарративного анализа. Автор не утверждает, что полученные результаты являются официальной богословской точкой зрения конкретных общин. Это скорее обобщенные представления мыслящих участников различных групп и сообществ верующих, в целом разделяющих харизматические религиозные воззрения.