SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Становление и развитие современной доказательной медицины не представляется возможным без проведения клинических исследований при участии человека как испытуемого. Методология таких экспериментов основана на тщательном отборе испытуемых на основании так называемых критериев приемлемости – параметрах, совокупность которых, по мнению научного сообщества, формирует оптимальную для изучения терапевтических свойств того или иного лекарства группу пациентов. Рассматриваются некоторые биоэтические аспекты практических проблем формулирования таких критериев; исследуется вопрос о возможности надлежащего применения полученных в рамках клинических исследований научных данных.
Теоретический анализ. На примере пациентов с ВИЧ-положительным статусом показано, что чрезмерная формализация процесса определения критериев приемлемости приводит к формированию фундаментальных различий между участниками клинических исследований и пациентами рутинной врачебной практики, что ставит под угрозу возможность надлежащей экстраполяции результатов таких исследований вне экспериментального поля и реализацию одного из главных биоэтических принципов клинических исследований: приносить пользу обществу.
Заключение. Обосновывается необходимость пересмотра методологических и биоэтических оснований процесса формулирования критериев приемлемости с учетом тех рисков, с которыми сталкиваются пациенты экспериментальной терапии и реальной клинической практики.
В работе делается попытка представить новый угол зрения на энактивистский подход, который сам по себе открывает новые горизонты для осмысления и понимания такого современного и неоднозначного явления общественной жизни, как киборгизация.
В контексте данной статьи под киборгизацией можно понимать процессы технологической трансформации человеческой природы, при которых происходит интеграция технологических устройств с телом человека, что ведет к возникновению новых форм воплощенного познания и опыта, и в результате чего размываются границы между человеческим и машинным компонентами, а также формируются качественно новые способы взаимодействия с окружающей средой.
В связи с этим посредством применения энактивистского подхода возможно продуктивно исследовать этические проблемы в контексте современных технологических трансформаций.
В статье представлен новый взгляд на природу познания и опыта через призму энактивизма с целью продемонстрировать его потенциал для преодоления ограничений традиционных натуралистических концепций сознания. Автор стремится проработать ключевые аспекты энактивистской теории, от базовых принципов визуального восприятия до сложных вопросов формирования морального суждения и идеологического угнетения. Особое внимание уделяется синтезу энактивизма с принципом свободной энергии и потенциалу его применения в исследовании проблем человеческой киборгизации.
В статье доказывается, что энактивистский подход позволяет преодолеть дуалистические представления о взаимодействии человека и технологий и вместе с этим несет потенциал достижения более целостного понимания сущности и процессов технологической трансформации человеческой природы. На основе критического анализа утопического и научного направлений в развитии энактивизма намечаются перспективные пути дальнейших исследований.
Проведенный анализ открывает широкие возможности для создания этически выверенной философской базы технологического развития, в рамках которой становится возможным адекватно осмысливать вызовы современной эпохи и предлагать конструктивные решения возникающих этических проблем.
Статья рассматривает трансгуманизм как антропологическую парадигму, радикально переосмысляющую природу человека через технологии: цифровизацию сознания, крионику, генетическую модификацию и бионические протезы. Анализируется их влияние на идентичность человека в сравнении с православной антропологией, утверждающей неразрывное единство души и тела, сотворённых по образу Божию. Православие подчеркивает приоритет духовного преображения над устранением биологических ограничений, на чём сосредотачивается трансгуманизм. Работа подчёркивает необходимость диалога между трансгуманизмом и православием, основанного на признании ценности целостности человеческой природы. Такой подход позволит интегрировать достижения технологий в жизнь человека без утраты его духовного и морального ядра, сохраняя уникальность человеческой личности.
Текущая пандемия, вызванная новым штаммом коронавируса (COVID-19), внезапно и радикально разрушила все представления о норме не только в медицинской практике, но и в обществе. Особенно остро это коснулось системы здравоохранения, врачей и вопросов распределения жизнеобеспечивающей терапии в условиях ограниченных ресурсов и отсутствия известного протокола лечения. Одной из главных биоэтических дилемм коронавирусной пандемии стало противостояние этики общественного здравоохранения, выражающееся в справедливом распределении ограниченных ресурсов и ориентации на общественную безопасность, и клинической этики, ориентированной на конкретного пациента. В конце концов, пандемия COVID-19 ставит работников здравоохранения в такие трагические ситуации, с которыми они никогда не сталкивались. И если не хватает работников здравоохранения — врачей и медицинских сестёр, аппаратов искусственной вентиляции лёгких и других приборов жизнеобеспечения пациентов или даже просто больничных коек, то зачастую возникает необходимость классифицировать пациентов и расставлять приоритеты, чтобы определить, кто получит (или не получит) помощь и где, какую помощь и в какую очередь оказать. Другой важной проблемой стала проблема цифрового контроля граждан, которые должны сократить свои свободы ради здоровья других граждан. У многих возникает страх, что сложившаяся ситуация позволит манипулировать гражданами и в дальнейшем, когда не будет эпидемиологической необходимости. Также остро встаёт проблема ответственности политиков и уполномоченных организаций за здоровье не только населения своей страны, но и всей планеты Земля. Эти и другие вопросы сегодня требуют биоэтической экспертизы.