SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Целью исследования является изучение и разработка модели финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства созданного на примере сферы обращения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), способствующей повышению эффективности управления имущества на всех стадиях реализации проектов партнерства, что обеспечивает рост инвестиционной активности в отрасль. Методы исследования - анализ данных о развитии проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) по объемам инвестиций, в том числе со стороны частного бизнеса, в сферу обращения ТКО; проведение оценки правовых актов регулирующих формирование финансовой поддержки и возможности реализации проектов во всех возможных договорных формах; метод анализа и синтеза факторов, оказывающих влияние на финансирование проектов в сфере обращения ТКО. В результате предложена авторская модель финансирования проектов ГЧП на основе выбора подходящего инструмента финансирования в рамках создания регионального оператора и формирования различных требований к проектам, а также реализуемых механизмов поддержки со стороны государства. Обосновано выделение сроков реализации проекта с учетом размера собственных средств инвестора в разрезе инструментов возвратного финансирования.
Развитие действующих механизмов финансирования зелёных проектов, направленных на экологическую модернизацию отраслей экономики России, является важной макроэкономической задачей. Перспективным механизмом продвижения зелёной повестки выступает концессия, предполагающая заключение соответствующего договора между представителями органов власти и бизнес-структурами. Цель статьи - обосновать целесообразность использования концессии как эффективного инвестиционного инструмента зелёных проектов и предложить механизм её реализации. Методологической основой проведённого исследования стала концепция устойчивого развития и теория государственно-частного партнёрства. Изучение теоретических аспектов внедрения зелёных проектов доказало необходимость экологической модернизации. В исследовании определено, что установление баланса финансовых интересов ключевых стейкхолдеров зелёных проектов на основе концессионного соглашения способствует установлению устойчивых экономических связей и повышает эффективность их реализации. Раскрыта сущность концепции устойчивого развития экономических систем и обоснована важность внедрения её принципов в деятельность отраслей экономики России. Принцип устойчивого развития предполагает баланс между потребностями текущих и будущих поколений в природных ресурсах, доступность природных ресурсов для всех членов общества, экологическую безопасность и ответственность перед будущими поколениями. Определена роль финансового компонента в реализации зелёной экономики, выделены современные инструменты зелёного инвестирования. В ходе исследования были определены барьеры и драйверы промышленной трансформации: несмотря на общий положительный тренд, существуют зоны для улучшения, на которых необходимо сфокусироваться при помощи современных инструментов финансирования зелёных проектов в промышленности. Предложен пошаговый алгоритм финансирования зелёных проектов на основе концессионного соглашения.
Развитие зелёной экономики является важным шагом к созданию устойчивого будущего для человечества, связывая экономический прогресс с экологическими и социальными потребностями современного общества. Зелёная экономика включает в себя множество направлений и элементов, одним из приоритетных является зелёное инвестирование, которое отличается от привычного целью и объектом. Зелёные инвестиции не ставят первостепенной задачей получение прибыли, они в большей степени направлены на поддержку экологизации, сохранение окружающей среды и более ответственное отношение предприятий к своей деятельности, учитывая при этом социальные, экологические и этические аспекты. Целью данной статьи является анализ современного состояния и проблем зелёного инвестирования, установление основных рисков на пути развития зелёных финансовых инструментов. Объектом исследования выступают инструменты зелёного финансирования. Предметом исследования является текущее состояние зелёного инвестирования. Научная работа базируется на специальных методах научного исследования: методе группировки данных и их графического представления. В статье выявлены важные принципы зелёной экономики, основополагающие и ключевые ориентиры для создания устойчивой и сбалансированной экономической системы, которая способствует сохранению окружающей среды и благополучию общества. Анализируются цели и задачи, стоящие перед зелёной экономикой. Систематизированы основные проблемы привлечения инвестиций в зелёную экономику и предложены методы по их решению. После определения основных проблем привлечения инвестиций в зелёную экономику изучены механизмы привлечения инвестиций в зелёную экономику. Рассмотрен обширный список рисков, влияющих на зелёную экономику, и предложены меры по их минимизации.
В статье представлены параметры привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику Дальневосточного федерального округа в 2019-2021 гг. Качественно оценены сформировавшиеся тренды привлечения ПИИ в экономику Дальневосточного федерального округа (ДФО) в 2010-е г. и на рубеже 2019-2021 гг. на основе анализа динамики поступления ПИИ в территориальном, отраслевом и страновом разрезе (в т. ч. из стран Северо-Восточной Азии) по данным Банка России. Установлено, что в ДФО вплоть до периода 2022-2024 гг. сохранялась существенная отраслевая асимметрия в привлечении ПИИ; подавляющая часть (порядка 90%) накопленных ПИИ концентрировалась в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых вместе с геологоразведкой. При этом географическая структура привлекаемых ПИИ в ДФО сохранялась, также как и существенно не менялось их территориальное распределение по субъектам ДФО. Кроме этого, определено, что в условиях новой геополитической реальности, санкционного давления и прямых запретов со стороны недружественных стран, выхода компаний из реализуемых на Дальнем Востоке крупных и средних проектов, с высокой степенью вероятности можно констатировать негативные тенденции как в текущих притоках ПИИ в экономику региона, особенно из недружественных стран (включая Японию и Республику Корея), так и снижение общих остатков ПИИ в целом для ДФО и его субъектов. Выявлено, что текущая финансово-хозяйственная деятельность предприятий с иностранным участием в 2022-2023 гг. продолжилась и существенно не изменилась, внося свой вклад в экономическое развитие региона в целом и его субъектов в частности. Несмотря на существующие геополитические риски и экономическую неопределенность в 2022-2024 гг., в реализуемых иностранными инвесторами проектах (особенно китайских) в целом на территориях с особыми режимами сохранилась положительная динамика капиталовложений, которые, к сожалению, все еще не привели к серьезному изменению взаимодействия ПИИ и региональной макро- и микроэкономики.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки потенциала трансформаций в деятельности органов публичной власти по привлечению инвестиций в регионы и муниципальные образования. В статье рассмотрены процессы динамического изменения механизма регионального инвестиционного стандарта, обусловленные инвестиционными потребностями регионов страны и реализуемые в виде элементов донастройки действующего механизма. Авторами определены результаты внедрения регионального инвестиционного стандарта второго поколения и выявлены заделы развития его инструментария, обоснованы процессы трансформации и зрелости, отвечающие современным макроэкономическим вызовам и приоритетным целям экономического роста. Дана краткая характеристика механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта третьего поколения. Определено соотношение новых элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов. В этой связи обозначено проблемное поле сопряжения данных механизмов в процессе их реализации. На этапе унификации элементов муниципального инвестиционного стандарта и сопряжения действий регионов и муниципалитетов по повышению инвестиционной активности практический интерес представляет обобщение регионального опыта с целью выявления успешных практик для их дальнейшего тиражирования. Условиями применимости механизмов зрелости регионального инвестиционного стандарта с целью повышения инвестиционной активности территорий названы: унификация подходов к реализации элементов муниципального инвестиционного стандарта; сопряжение элементов регионального и муниципального инвестиционных стандартов с целью создания условий реализации проактивной инвестиционной стратегии муниципалитетов; обобщение и тиражирование успешных практик территорий по интеграции муниципального стандарта в систему инвестиционной политики регионов. Результирующими признаками внедрения регионального инвестиционного стандарта должны стать: динамика и структура инвестиций (рост объема инвестиций); увеличение (с учетом возможного укрупнения) числа инвесторов, рост степени доверия и удовлетворённости бизнеса действиями власти.
В статье рассматриваются вопросы внедрения нового механизма регионального инвестиционного стандарта по формированию инвестиционных предложений для бизнеса. Отражены заделы и перспективы инвестиционных предложений для продвижения приоритетных направлений инвестиционного развития территории, поиска инвесторов и привлечения инвестиций. Сделан акцент на значимости инвестиционных предложений как инструмента проактивной инвестиционной политики регионов. Выделены особенности феномена инвестиционного предложения в научном и правовом аспектах, отражены основные методологические параметры. Рассмотрено соотношение между инвестиционным проектом и инвестиционным предложением, разграничено их содержательное наполнение. Обращено внимание на порядок визуализации инвестиционного предложения для потенциальных инвесторов, сделан вывод о недостаточности информации в сокращенном формате для отклика заинтересованных лиц. Предложены дополнительные элементы инвестиционного предложения о выгодах для инвестора. Показаны особенности продвижения инвестиционных предложений как обязательного этапа механизма их формирования. Представлен набор условий траектории продвижения инвестиционных предложений с учетом зарекомендовавших себя бизнес-инструментов и в контексте поляризованного развития. Рассмотрены региональные практики формирования и продвижения инвестиционных предложений на основе выборочного метода ряда регионов из числа участвующих в пилотном проекте. Выделены особенности визуализации инвестиционных предложений на инвестиционных порталах каждого из рассмотренных субъектов Российской Федерации. Определена необходимость унификации порядка визуализации и продвижения практик пилотных регионов для их дальнейшего тиражирования. Основные выводы и результаты исследования подтверждают значимость проактивности в выстраивании вертикали унифицированной инвестиционной среды и могут быть использованы для актуализации содержания и продвижения инвестиционных предложений.
Статья посвящена исследованию роли экологических, социальных и управленческих решений в деятельности промышленных предприятий для перехода к инновационной модели развития. Введение обосновывает эволюцию от концепции корпоративной социальной ответственности к экологическому, социальному и управленческому подходу, который обеспечивает более системное содействие достижению Целей устойчивого развития. Целью исследования является совершенствование теоретико-методических подходов к интеграции экологических, социальных и управленческих факторов в управленческие стратегии предприятий. Методология исследования включает качественный и количественный анализ экологических, социальных и управленческих практик, систематический обзор литературы, классификацию инвестиционных стратегий по охвату Целей устойчивого развития и значимости экологических, социальных и управленческих параметров. Результаты демонстрируют, что достижение Целей устойчивого развития требует кооперации международных организаций, государств, бизнеса и общества. Выявлена ключевая роль предприятий в реализации экологических, социальных и управленческих инициатив, таких как внедрение циркулярной экономики, управление экологическими рисками, социальные программы и антикоррупционные меры. Предложена авторская классификация экологической, социальной и управленческой активности по объектам управления (риски, репутация, инвестиции и др.) и направлениям воздействия (экология, социальная сфера, корпоративное управление). Обсуждение подчеркивает проблему экологической, социальной и управленческой мимикрии («зеленого камуфляжа») и необходимость стандартизации отчетности. В заключение сформулировано определение экологической, социальной и управленческой активности как комплекса мер, направленных на достижение Целей устойчивого развития через улучшение экологических, социальных и управленческих практик. Отмечены барьеры для российских предприятий: недостаток финансирования, сложности преобразования экологических, социальных и управленческих усилий в добавленную стоимость, динамика регуляторных требований. Исследование подтвердило, что экологическая, социальная и управленческая трансформация - критический фактор устойчивого развития, обеспечивающий долгосрочную конкурентоспособность предприятий.
Инвестиционное законодательство России и регионов российской Арктики несовершенно из-за бессистемности, хаотичности и противоречивости. У арктических регионов отсутствует единый подход в законодательной деятельности по части регионального инвестиционного закона - базового нормативного правового акта, регулирующего инвестиционную деятельность в регионе. Цель исследования - предложить рекомендации, направленные на совершенствование инвестиционного законодательства регионов российской Арктики. Проведен контент-анализ инвестиционного законодательства России и арктических регионов, где затронуты современные проблемы инвестиционного законодательства на федеральном и региональном уровнях. Выделены особенности регионального инвестиционного закона у субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации. Отмечена необходимость группировки форм, методов и мер регулирования и поддержки инвестиционного процесса на финансовые и нефинансовые в инвестиционных законах регионов российской Арктики в целях единообразного отображения информации для упрощения, например, процедуры оценки эффективности деятельности региональной власти в части инвестиций. Сформулированы предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства регионов российской Арктики, в том числе раскрыта необходимость разработки и применения модельного закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности на территории арктического субъекта Российской Федерации». Исследование выполнено в соответствии с тематикой государственного задания лаборатории социо-эколого-экономических систем Института социально-экономических и биоресурсных исследований ФГБУН «ФИЦКИА УрО РАН» (№ гос. регистрации темы ФНИР 125021902573-9).
Финансирование проектов, обеспечивающих технологический суверенитет страны и повышающие качество жизни населения России, требует и благоприятного инвестиционного климата, и огромных финансовых затрат, и длительных сроков реализации, что практически невозможно для отдельных компаний при высоких ставках кредитования на российском рынке и отсутствия иностранных инвесторов. В работе предлагается методология, позволяющая на базе созданной Концепции формирования конечной смешанной (блендированной) стоимости финансирования крупных инвестиционных проектов, ввести в научный оборот таксономию оценочных показателей, которая позволит учитывать стратегическую значимость, риски проекта, дифференцированные в зависимости от источников финансирования. В работе также предлагается детализация Концепции методика дифференциации проектов с государственной поддержкой, базирующаяся на оценке их DSCR (Dept Service Coverage Ratio) и IRR (Internal Rate of Return), на основе которой для разных категорий проектов достигается необходимый результат для всех участников, используя минимальный и достаточный объем бюджетной поддержки.
Целью данного исследования является разработка математической модели для обоснования оптимальной структуры капитала компании, учитывающей современные рыночные условия. В работе представлена хронология развития научной мысли об оптимизации структуры капитала компании, которая позволила выявить тенденцию к развитию более сложных и комплексных подходов, учитывающих все большее число факторов, определяющих условия функционирования предприятия. Особое внимание уделено влиянию внешней среды, стоимости собственного и заемного капитала, показателей финансовой устойчивости и налогового бремени на формирование оптимальной структуры капитала, что помогает компании привлекать инвестиции, улучшать показатели ликвидности и обеспечивать устойчивый рост. Это исследование также способствует принятию обоснованных управленческих решений относительно дивидендной политики, инвестиций в новые проекты и управления долговыми обязательствами. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных инструментов для принятия решений в области финансового менеджмента. Несмотря на наличие множества теоретических подходов, вопрос выбора оптимальной структуры капитала остается дискуссионным, особенно с учетом современных вызовов. В ходе исследования выявлены ключевые факторы, определяющие структуру капитала компании, и предложена учитывающая их математическая модель. Результаты работы носят не только теоретический, но и прикладной характер и могут быть использованы финансовыми менеджерами для повышения эффективности управления капиталом компании.