SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В своем развитии медицинское право опирается как на соответствующие юридические нормы, так и на принципы биомедицинской этики. Необходимо так выстраивать нормaтивно-прaвовую базу здравоохранения, чтобы она одновременно имела прочную юридическую и биоэтическую основу. Цель: рассмотреть комплексную проблему юридической согласованности и дентологической ценности современного российского медицинского права, регламентирующего отношения в сфере здравоохранения. Методологическая основа: диалектический подход; аксиологический, формально-логический и компаративистский методы. Результаты исследования. Предпринято комплексное срaвнительно-прaвовое и аксиологическое рассмотрение содержания медицинского права, с опорой на многообразие медицинских aнтропосоциaльных отношений. Исследованы проблемы аксиологического деонтологического принципа при существовании в современной российской системе здравоохранения трех подсистем – государственной, муниципальной и частной, с разными социально-экономическими основами собственности – общегосударственной и частной. Заключение. Правовые коллизии и деонтологические противоречия проявляются в дисбалансе элементов частного и публичного права в медицинском праве современной России. Это требует дальнейшего комплексного компаративистского исследования юридических и биоэтикодеонтологических вопросов медицинского права.
Общение врача с пациентом при оказании медицинской помощи сопряжено с эмоциональным и психологическим напряжением, что может приводить к конфликтам. Несмотря на то, что в данной ситуации не только пациент может нуждаться в защите своих прав, но пострадавшей стороной может оказаться и медицинский работник, последние редко обращаются в правоохранительные органы за защитой своих прав. Причинами этого являются недоверие к правоохранительным органам, их бездействие, безнаказанность конфликтного пациента, отказ в принятии заявления, отказ в возбуждении уголовного или административного дела. Юристы и медицинская общественность говорят о создании новых законов и об ужесточении наказания для конфликтных пациентов. Вместе с тем, медицинские работники, являясь такими же гражданами Российской Федерации, как и пациенты, защищены рядом статей в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ. Выявлены основные причины конфликтов и факторы, влияющие на агрессивное поведение пациентов в отечественном здравоохранении. Ситуация усугубляется реформами здравоохранения, падением престижа профессии врача, распространением самолечения, расширением платных медицинских услуг. Кроме того, врачи не владеют психологическими и коммуникативными методами и тактиками, не знают медицинское право. Все факторы, влияющие на возникновение конфликтов в современном здравоохранении можно разделить на управляемые, условно управляемые и неуправляемые на сегодняшний день.
В статье обсуждается место медицины и медицинских технологий в иудейской концепции Тиккун Олам (в переводе с иврита - исправление мира), которая предполагает необходимость совершенствования универсума, созданного Всевышним. Иудейские мыслители, интерпретируя описание процесса творения, изложенное в Торе, сходятся в том, что Бог, создавая мир, оставил в нем «пространство» для позитивных изменений и возложил эту задачу на человека. Традиционная точка зрения состоит в том, что «исправлению мира» способствует соблюдение воли Бога, изложенной в Торе в форме заповедей, но современный иудаизм также включает в сферу Тиккун Олам любые действия, способствующие улучшению жизни человеческого общества, в том числе медицинскую деятельность. Рассматриваются «рамки», ограничения, выдвигаемые иудеями против применения тех или иных методов медицины, за пределами которых они из средств улучшения мира, могут превратиться в причины его деградации. Отмечается, что при наличии широкого спектра суждений на этот счет мнение о возможности разумного использования современных медицинских технологий является преобладающим.
На основе отечественного опыта и сведений нескольких интернет-ресурсов, связанных с темой реагирования медицинских учреждений на жалобы пациентов, в статье приводится интегральная схема действий специалистов по разбору жалоб. Эти специалисты относятся не только к области медицины, но и ко многим смежным с нею областям (личностной и медицинской психологии, социологии, медицинскому менеджменту и другим). Разбор каждой жалобы, начиная от момента её регистрации и заканчивая её разрешением в виде устранения причин и удовлетворения пациента, представлен в статье, как строго определенный и многоэтапный алгоритм действий лиц, реагирующих на жалобу.
Цель. Оценить информативность N-концевого промозгового натрийуретического пептида (NT-proBNP) для диагностики хронической сердечной недостаточности (ХСН) в зависимости от наличия синдрома старческой астении (ССА) у пациентов с артериальной гипертензией (АГ) 80 лет и старше. Материал и методы. 320 пациентов с АГ в зависимости от наличия ХСН и ССА были распределены в группы: 1А группа — пациенты с АГ, ССА и ХСН (n=84), 1Б группа — пациенты с АГ, ССА без ХСН (n=77), 2А группа — пациенты с АГ, ХСН без ССА (n=84), 2Б группа — пациенты с АГ без ХСН и без ССА (n=75). ССА выявляли по опроснику «Возраст не помеха». Уровень NT-proBNP определяли в сыворотке крови иммуноферментным методом. Для определения порогового значения маркеров применили ROC-анализ. Результаты. У пациентов с АГ и ССА без ХСН концентрация NT-proBNP в крови выше в 2,3 раза (р=0,003) по сравнению с пациентами с АГ без ССА и без ХСН, что свидетельствует о влиянии ССА на уровень NT-proBNP. У пациентов с АГ и ХСН без ССА уровень NT-proBNP в 4,3 раза выше в сравнении с пациентами с АГ без ССА и без ХСН (р<0,001), у которых концентрацию NT-proBNP отмечали ниже порогового уровня (106,2 пг/мл). У пациентов с АГ и ССА и ХСН регистрировали наибольшие значения концентрации NT-proBNP, которые в 2,9 раза (р<0,001) выше, чем у «хрупких» пациентов с АГ без ХСН и в 1,5 раза выше чем у «крепких» пациентов с АГ и ХСН (р<0,001). Рассчитан новый пороговый уровень NT-proBNP для диагностики ХСН у пациентов с АГ и ССА в возрасте 80 лет и старше — 365,9 пг/мл. Заключение. Для диагностики ХСН у пациентов с АГ 80 лет и старше без ССА маркер NT-proBNP является информативным, так как, согласно полученным данным, его уровень не зависел от возраста пациентов. При применении NT-proBNP для выявления ХСН у пациентов с АГ и ССА 80 лет и старше следует использовать рассчитанный пороговый уровень маркера (365,9 пг/мл), поскольку у этих пациентов концентрация NT-proBNP повышена, независимо от наличия ХСН.
Проблема прерывания беременности является многоплановой. В соответствии с действующим законодательством, женщины, обращающиеся в медицинское учреждение за процедурой искусственного прерывания беременности, проходят доабортное консультирование. Во время консультации перед специалистом ставится несколько задач: сопоставить аргументы за прерывание и за сохранение беременности; помочь грамотно провести оценку сложившейся жизненной ситуации; рассмотреть пути решения возникших проблем; донести информацию о федеральных, региональных мерах поддержки беременных и семей с детьми; проинформировать о возможных негативных последствиях искусственного прерывания беременности. Авторы считают, помимо психологической помощи женщинам, оказавшимся в ситуации выбора, необходимо проводить детальное информирование о негативных репродуктивных последствиях абортах. В том числе о проблемы преждевременной недостаточности яичников. Ввиду широкой распространенности преждевременной недостаточности яичников среди женского населения представляется необходимым дополнить существующий порядок доабортного консультирования разделом, посвященном проблеме физиологической и патологической потери овариального резерва и влияния прерывания беременности на данный процесс. Информированность женщины о наличии у нее риска преждевременной недостаточности яичников и вообще о наличии такого состояния позволило бы ей осознанно избегать дополнительных негативных влияний (курения, алкоголя, стресса), принимать обоснованное решение о репродуктивных планах и их сроке, а возможно, прибегнуть к применению методов криоконсервации ооцитов в том случае, если риски преждевременной недостаточности яичников чрезвычайно высоки. Когда преждевременная недостаточность яичников уже диагностирована, единственная возможность родить ребенка это использование вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение), но с использование донорский яйцеклеток.
Актуальность. Деятельность врача в числе прочего включает необходимость общения с пациентом, поэтому наличие коммуникативных навыков является обязательными признаком данной профессии. Объект исследования - информированное добровольное согласие с точки зрения основного компонента коммуникативного акта. Цель работы - провести анализ лингвистических и этических особенностей данного документа. Методы анализа - лингвистический. Результаты: лексико-грамматический состав названия документа заключает в себе распределение коммуникативных ролей: врач - активный коммуникант, пациент - пассивный; семантический анализ текста дает основание утверждать, что данный документ в большинстве случае не может быть самостоятельно осознан пациентом, участие врача необходимо в рамках разъяснения содержания согласия. Заключение. Проведенный анализ дает основание утверждать, что при неправильно проведенной работе с информированным добровольным согласием могут возникнуть коммуникативные проблемы и, как следствие таковых, коммуникативные неудачи.
Актуальность. Принципы биоэтики, предложенные Бичампом и Чилдресом, сложно применимы для решения конкретных этических дилемм, возникающих в клинической практике. В научной литературе предложены иные способы их анализа. Целью - изучение этической проблемы медицинской ошибки при помощи метода Москопа на примере клинического случая экстрофии мочевого пузыря.
Материалы и методы. Метод кейсов Москопа позволяет проводить биоэтический анализ клинических ситуаций, формируя нормативное решение похожих ситуаций в будущем.
Результаты. При анализе настоящего случая допущенной медицинской ошибки рассмотрены такие этические аспекты, как взаимоотношения между врачом и пациентом, реагирование врачей-коллег и пациента на медицинскую ошибку, раскрытие медицинской ошибки. В результате биоэтического анализа кейса были сформированы следующие рекомендации: 1) Несмотря на объективные сложности лечения в низкопрофильном региональном центре и бюрократические механизмы перенаправления пациента в другое учреждение, врач должен уважать автономию пациента и его родственников, для чего следует проводить полное информирование о возможных рисках и альтернативах лечения; 2) Раскрытие истинных причин медицинской ошибки и принесение извинений может способствовать выстраиванию доверительных отношений с пациентом и снижению последующих конфликтов. Краткосрочный психологический дискомфорт при раскрытии будет возмещен долгосрочными положительными результатами взаимодействия с пациентами; 3) Критика предшествующего лечения должна происходить с учетом возможных сложностей диагностики на региональном уровне и недостатка опыта лечения редких патологий. Достижение преимущества перед своими коллегами через указание на их медицинскую ошибку без знания настоящих причин предшествующего лечения этически не оправдан.
Заключение. Важной функцией раскрытия врачебной ошибки является предостережение своих коллег от подобных ошибок. Большинство авторов придерживается мнения о том, что содействие в раскрытии ошибки и помощь в минимизации ее последствий являются профессиональным долгом врача, ставшего свидетелем неблагоприятного события, однако в медицинской среде, имеющей сильные корпоративные связи и культивирующей дух солидарности, этот принцип на практике не стал распространенным явлением.
Вопросы преподавания биоэтики в наше время широко обсуждаются во всем мире. На страницах нашего журнала этой проблеме также уделялось большое внимание [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Но жизнь не стоит на месте, и новые методы преподавания требуют внимательного подхода к их внедрению в практику высшего образования. В этом отношении при обучении студентов предмету «Биоэтика» очень важна практическая составляющая: тренинги, ролевые игры, любые интерактивные формы проведения занятий. Это известные отличительные особенности данного учебного курса. Но, как нам кажется, до сих пор в наших вузах не уделяется должного внимания такой форме, как сетевое образование в области биоэтики. А именно здесь оно может играть важную роль.