SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В условиях современных вызовов и угроз эффективность работы органов публичной власти становится критически важной для устойчивого развития государства. В статье автором исследуются ключевые проблемы, связанные с функционированием и взаимодействием органов публичной власти по обеспечению национальной безопасности, а также формулируются рекомендации, направленные на оптимизацию работы государственных институтов и укрепление межведомственной координации.
Национальная безопасность является комплексным правовым явлением, в систему которой входят совокупность взаимосвязанных элементов. В свою очередь, деятельность по обеспечению национальной безопасности характеризуется многофункциональностью, поскольку она направлена на предотвращение и нейтрализацию как внутренних, так и внешних угроз. В современной геополитической реальности актуальные вызовы ставят перед государством новые задачи в сфере обеспечения национальной безопасности. В целях противодействия деструктивному влиянию на Российскую Федерацию органы публичной власти формируют государственную политику, которая должна учитывать наиболее значимые потребности личности, общества и государства, которые определяются как национальные интересы. В данной статье авторы исследуют сущностные характеристики национальных интересов как правового явления, их место и значение в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Отдельно подчеркивается диалектическая связь национальных интересов и права, которое выступает инструментом их признания, закрепления и обеспечения со стороны государства, выступая тем самым одной из гарантий. Результатом научного осмысления природы национальных интересов является их авторская классификация, а также анализ особенностей процесса формирования наиболее значимых потребностей триады объектов обеспечения национальной безопасности.
Цель. Предварительная оценка влияния конституционной поправки 2020 г. на конституционное регулирование власти в нашей стране и определение некоторых тенденций дальнейшего развития новой для отечественного конституционного права концепции публичной власти и е ё единой системы.
Процедура и методы. На основе общенаучных ( диалектический, логический, системный) и специальных юридических методов исследования (историко-правовой, формальноюридический) исследованы изменения в конституционно-правовом регулировании власти, вызванные поправкой к Конституции Российской Федерации 2020 г.
Результаты. Высказано предложение о новом видении власти в предмете конституционного права. Выдвинуты аргументы в пользу неизменности конституционных основ власти. Выявлены противоречия в конституционном закреплении публичной власти и её единой системы, не соответствующие её логически выверенной доктринальной модели.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулированы положения, направленные на развитие конституционно-правовой доктрины власти. Определены исследовательские направления для дальнейшего научного разрешения выявленных проблем в результате комплексного анализа конституционных основ власти Российской Федерации.
Целью статьи служит анализ основных политико-правовых конфликтов периода Английской революции 1640–1660 гг. Методологической основой настоящего исследования выступают конфликтологический, герменевтический и социокультурный подходы. В центре внимания авторов — фундаментальный конфликт между сторонниками абсолютистской рецепции Божественного права королей и приверженцами принципов общего права, который привел к Гражданским войнам 1642–1646 и 1648 гг., а также поиски новых форм легитимности в период индепендентской республики и протектората. Утверждается, что исторический опыт Английской революции середины XVII в. значим с учетом изучения возможного и невозможного, альтернатив между персоналистским и представительным правлением, монархией и республикой, разрешением противоречий между реальной властью олигархического или военного меньшинства и концепцией народного суверенитета, благими стремлениями коллективных субъектов социальной динамики и негативными последствиями их претворения в жизнь, религиозной формой и политическим содержанием. На основании изучения обширного материала сделаны выводы о том, что: 1) в ходе революции, то есть с 1640 по 1660 г., в публичном пространстве и массовом сознании англичан сталкивались и конкурировали друг с другом разнообразные политические и правовые идеи, от официозных рецепций абсолютизма до оригинальных концепций республики и народного суверенитета; 2) конфликтующими социальными и культурными общностями предложены антагонистические концепции власти, легитимности и общественного блага; 3) политические идеи конфликтующих сторон были выражены в основном на языке Библии, которая являлась главным источником смыслов; 4) огромную роль в обуздании анархии и революционного хаоса играли юристы общего права.
Изучение процессов социокультурной трансформации, которые происходят постоянно в разных странах мира, в наше время является актуальным. Социокультурная трансформация как объективный, стихийный и плохо управляемый социальный процесс может привести к катастрофическим последствиям для конкретного народа, государства. Архивные документы первых лет советской власти позволяют проследить, как происходила социокультурная трансформация городов Ставрополья и Терека и как в короткие сроки шли процессы, в корне меняющие общество, что и представляет цель данной публикации. К задачам исследования можно отнести изучение путей, форм и результатов социокультурной трансформации на территории Северного Кавказа в 1920-е гг. Методами исследования стали общие принципы историзма, системности, объективности. При изучении исторических нарративов применялись методы и приемы исторической антропологии, новой социальной истории, микроистории. В контурах исторических документов Ставрополья и Те- река в 1917-1929-е гг. можно увидеть отражение в судьбах простых людей многочисленных преобразований советской власти – военного коммунизма, продразверстки, НЭПа, введения трудовой повинности, других мер советской модернизации. Механизмами новой социальности становятся политическая лояльность, следование новым ритуалам и праздникам, участие в политических и других акциях. В обществе стремительно зарождаются новые этические нормы, не всегда совпадающие с общечеловеческими ценностями. Управление сознанием городского населения через пропаганду новых идей с помощью просвещения, организации советских ритуалов, антирелигиозной компании ставило цель формирование «нового» советского человека. Проникая во все сферы жизни и заполняя повседневность, оказывая непосредственное влияние на простые человеческие потребности в пище, жилище, одежде, самопрезентации и т.д., процессы трансформации меняли российское общество в целом
Национальные интересы российской дипломатии анализируются через призму Концепции внешней политики России 2023 г. С учётом невозможности реализации всех внешнеполитических задач на официальном уровне развиваются новые треки дипломатии, меняется иерархия и границы региональных направлений внешней политики России.
Авторами дана характеристика понятия «цифровое пространство», описано его значение и параметры распространения. Рассмотрены периоды истории зарождения и формирования цифрового пространства в ходе информационно-технологической революции. Выделены основные группы процессов, происходящих в цифровом пространстве и оказывающих наиболее сильное влияние на устойчивое развитие государства. Описаны риски для устойчивого развития государства в условиях использования высокоэффективных средств обработки и передачи информации, формирования «цифрового общества», а также использования искусственного интеллекта в государственном управлении. Методологической базой работы служат общенаучные методы логического, сравнительно-правового, нормативно-правового анализа. Использованы возможности междисциплинарного подхода к исследованию. Сформулировано авторское определение понятия «цифрового пространства» и сформулированы основные концептуальные положения к предлагаемому авторами законопроекту Федерального закона «Об использовании цифровых технологий в системе органов государственной власти Российской Федерации».