SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Дана общая характеристика глобального незаконного оборота промышленной продукции и его негативного влияния на мировую экономику, в том числе экономику государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (более 17 млн единиц контрафактного товара в 2018 г.).
На основе анализа Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и принятых в соответствии с ним других актов ЕАЭС, гражданского и иного законодательства государств — членов ЕАЭС исследуются понятия «промышленность», «промышленная продукция (промышленные товары)», «оборот товаров (продукции)», «незаконный оборот промышленной продукции».
Сделан вывод о недостаточности существующей нормативной правовой базы ЕАЭС для эффективного решения проблем, согласованного противодействия государств — членов Союза незаконному обороту промышленной продукции и, прежде всего, его общественно опасным формам.
Сформулированы определения понятий незаконного оборота промышленных товаров (промышленной продукции) и некондиционной промышленной продукции для закрепления их в качестве терминов в дополнительном специальном протоколе к Договору о ЕАЭС.
Легализация определения понятия незаконного оборота промышленной продукции на уровне Договора о ЕАЭС является важной предпосылкой для формирования и реализации согласованной уголовной политики государств — членов ЕАЭС в сфере противодействия такому обороту.
Цель работы: определение направлений совершенствования государственной поддержки промышленности на основе анализа правовых условий и стратегических перспектив реализации кластерных проектов.
Методы исследования: методы аналогии, логико-структурного и логико-содержательного, а также сравнительно-правового анализа.
Результаты исследования. Исследование позволило выявить проблему, состоящую в ведомственной разобщенности и отсутствии единства правового регулирования кластеров различных типов, в результате чего, например, инновационные и промышленные кластеры зачастую сосуществуют параллельно друг с другом. Показано, что тезис о реализации кластерных проектов целесообразно встроить в правовую дефиницию кластера — потенциального объекта государственной поддержки. В рамках промышленной политики предложено делать упор на развитие научно-производственных кластеров, способных разрабатывать и производить высокотехнологичную продукцию. Продемонстрирован опыт советских научно-производственных объединений (НПО) по формированию комплексных бригад — аналогов проектных команд, а также временных НПО — аналогов специальных проектных компаний. Доказано, что понятие кластерного проекта имеет смысловые и лексические преимущества перед аналогами, используемыми в правовых актах. Представлена модель реализации кластерных проектов в научно-производственном кластере. Обоснована роль специализированной организации кластера по осуществлению проектной деятельности. Сделан вывод о необходимости переориентации государственной промышленной политики с субсидирования отдельных отраслей, предприятий и этапов технологического передела продукции на финансовую поддержку реализации кластерных проектов. Такая поддержка в стратегической перспективе обеспечит как развитие инновационной экономики, так и значимый социальный эффект.
Научная новизна: впервые проведен анализ терминологических конструктов, отражающих проектную деятельность в рамках кластеров, и доказано преимущество использования в правовом поле понятия «кластерный проект» по сравнен