Цель. Идентифицировать воспроизводимые практики цифровой трансформации государственных предприятий дорожного хозяйства, обеспечивающие сокращение операционных расходов, повышение надежности дорожных активов, увеличение пропускной способности дорожной сети и улучшение качества предоставляемых услуг.
Задачи. Систематизация зарубежного опыта применения передовых цифровых технологий в государственных предприятиях дорожного хозяйства; определение основных барьеров внедрения цифровых технологий в государственных предприятиях дорожного хозяйства и анализ эффективных механизмов их преодоления на основе зарубежного опыта; установление ключевых факторов успеха цифровой трансформации с учетом специфики государственного сектора дорожного хозяйства; разработка практических рекомендаций по системной интеграции технологических, организационных и управленческих компонентов для обеспечения воспроизводимых и устойчивых результатов цифровизации дорожной инфраструктуры.
Методология. Для выявления воспроизводимых практик цифровой трансформации государственных предприятий дорожного хозяйства проведен сравнительный кейс-анализ зарубежного опыта внедрения цифровых технологий в сегменте автомобильных дорог за период 2020-2025 гг.
Результаты. Систематизированы типовые архитектуры цифровых решений для государственных предприятий дорожного хозяйства. Установлено, что эффективная цифровая трансформация дорожного сектора опирается на специфическую технологическую архитектуру, включающую системы автоматического весового контроля, обеспечивающие непрерывный мониторинг транспортных потоков и предотвращение преждевременного износа дорожного полотна; аудит готовности инфраструктуры к эксплуатации автономных транспортных средств, оценивающий качество разметки и знаков для систем помощи водителю; виртуальные модели дорожной инфраструктуры с интеграцией данных жизненного цикла активов; системы кооперативного взаимодействия транспортных средств с инфраструктурой, основанные на беспроводных технологиях связи. Выявлены критические факторы успеха цифровой трансформации дорожного хозяйства: обеспечение межсистемного взаимодействия через открытые программные интерфейсы и отраслевые стандарты данных, стандартизация телеметрии дорожных активов, развитие цифровых компетенций персонала и преодоление фрагментации данных посредством формирования единой цифровой экосистемы. Установлено, что устойчивые и воспроизводимые результаты достигаются через комплексный подход, преодолевающий ключевые барьеры - дефицит компетенций и разрозненность данных - за счёт развития интегрированной цифровой экосистемы дорожного хозяйства.
Выводы. Эффективная цифровая трансформация государственных предприятий дорожного хозяйства основана на системной интеграции технологических, организационных и управленческих компонентов. Устойчивые результаты достигаются через комплексный подход, преодолевающий ключевые барьеры посредством формирования интегрированной цифровой экосистемы. Специфика государственного сектора требует учёта особых моделей корпоративного управления и защиты интересов государства при реализации цифровых инициатив. Выявленные воспроизводимые практики и типовые архитектуры могут быть адаптированы для различных организационных структур управления дорожной инфраструктурой.