Статьи в выпуске: 52

ФОРМИРОВАНИЕ ДИСКУССИОННЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ (2024)
Авторы: Шитакова Ольга Юрьевна, Гуськов Александр Юрьевич

Обоснована необходимость ретранслировать практику применения активных методов обучения для оптимизации учебного процесса на всех уровнях образования. Описаны принципы, параметры, критерии эффективной дискуссии в дополнительном профессиональном образовании.


Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ В МОРСКОМ ВУЗЕ (2024)
Авторы: Грунтов Александр Владимирович

Рассмотрена сущность педагогического аспекта проблемы формирования профессионально-правовой компетентности в период обучения курсантов в морском вузе. Определена совокупность знаний, умений и навыков, а также личностно-важных качеств, обеспечиваю-щих формирование профессионально-правовую компетентность будущих морских специалистов.

Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (2024)
Авторы: Герлах Ольга Александровна

Рассмотрены психологические особенности развития эмоциональной устойчивости иностранных студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе как важной составляющей их эмоциональной сферы, определяющей результативность достижения учебно-профессиональных результатов. Охарактеризованы сущностные характеристики эмоциональной устойчивости как психологического феномена, а также возможности формирования эмоциональной устойчивости иностранных студентов в образовательной среде вуза. Подчеркивается важность развития эмоциональной устойчивости иностранных студентов, эффективного при обеспечении в образовательном процессе определенных условий в течение всего периода профессиональной подготовки.

Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДХОДА "SPEAK BY STEPS" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСТНОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ У ШКОЛЬНИКОВ (2024)
Авторы: Бабушкин Дмитрий Евгеньевич

Приведена статистика, иллюстрирующая низкий уровень владения разговорным английским языком среди российского населения, несмотря на существование десятков официальных подходов, методик и методов по обучению иностранным языкам. Особое внимание обращается на те научные основы, которые должны быть заложены в работу по формированию устной англоязычной речи у школьников. В этой связи, предпринята попытка представить оригинальный подход “Speak by steps”, в рамках которого сформулированы психолого-педагогические закономерности и принципы формирования устной англоязычной речи у обучающихся основного общего образования. Соблюдение сформулированных закономерностей и принципов, как следствие, ведет к формированию персонализированной образовательной траектории обучающихся, что осложняет учителю подготовку к урокам и их проведение. Для устранения проблемы было представлено решение в виде использования настольных образовательных пособий от компании «играУкласс» во время уроков и онлайн-сервиса speakbysteps.ru в качестве домашних заданий.

Сохранить в закладках
САМООРГАНИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (2024)
Авторы: Чуракова Анна Владимировна

Рассматривается проблема формирования компетенции самоорганизации и саморазвития будущих педагогов физической культуры как основы формирования универсальных и профессиональных компетенций. Предлагаются пути формирования компетенции самоорганизации и саморазвития в образовательной среде университета через включение будущих педагогов физической культуры в деятельность студенческого спортивного клуба.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАТ-БОТА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ (2024)
Авторы: Сугако Сергей Олегович, Соболева Лилия Леонидовна

Рассматривается вариант оптимизации организации образовательного процесса с помощью реализации коммуникации «студент-преподаватель» и «студент-администрация» посредством внедрения автоматизированного чат-бота. Рассмотрены как преимущества, так и возможные вызовы и ограничения.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ В БАЛТИЙСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА (2024)
Авторы: Семенив Дарья Александровна, Воронин Денис Иванович

Рассматривается опыт Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта по проектированию и запуску элективных модулей, реализуемых в рамках основных образовательных программ, предполагающих кастомизацию жизненно-образовательных маршрутов обучающихся; акцент делается на физкультурно-оздоровительном модуле как одном из перспективных направлений для определения персональной траектории личностного развития.

Сохранить в закладках
СИСТЕМА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА КАК ИНСТРУМЕНТ НОРМИРОВАНИЯ НАГРУЗКИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (2024)
Авторы: Ковалёв Александр Анатольевич

При определении персонифицированных норм физической нагрузки совокупность суточных измерений частоты сердечных сокращений рассматривается как система состояний организма человека. Проблема нормирования физической нагрузки имеет два противоречия: массовое распространение носимых гаджетов и недостаточное использование их функционала для решения задач нормирования оздоровительной физической нагрузки; повышение эффективности занятий оздоровительной направлен-ности и отсутствие современных технологий определения персонифицированных норм. Для решения проблемы персонификации норм предлагается применять теорию рангового анализа, которая является перспективной при исследовании суточных негауссовых данных пульса, полученных с помощью носимых устройств. Предложенная система состояний организма человека создает предпосылки для определения персонифицированных норм физической нагрузки и разработки эффективных физкультурно-оздоровительных программ для занимающихся оздоровительной физической культурой.

Сохранить в закладках
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (2024)
Авторы: Глинчикова Лариса Александровна, Бутакова Дарья Романовна

Описана методика, направленная на формирование общепрофессиональных компетенций у обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура» и обоснована её эффективность.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О НЕСПЕЦИАЛЬНОМ ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ СТУДЕНТОВ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ (РЕКРЕАЦИОННЫЙ АСПЕКТ) (2024)
Авторы: Ворожбитова Александра Леонидовна

Физическая рекреация для студенческой молодежи - один из самых перспективных видов двигательной активности. Благодаря доступности, отсутствию строгой регламентации, возможности удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей обучающихся, физическая рекреация легко интегрируется в образ жизни современного студента, обеспечивая необходимый для регулярных самостоятельных занятий уровень вовлечения. В рамках физического воспитания в вузе необходимо повысить внимание к теоретической и методической подготовке студентов к использованию физических упражнений в рекреационных целях, способах целенаправленного включения рекреацион-ной двигательной активности в режим дня. Разработка и совершенствование содержания неспециального образования в области физической рекреации представляется необходи-мым условием полноценного физического воспитания студентов, отнесенных по состоя-нию здоровья к специальной медицинской группе.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ВНЕДРЕНИЮ СПОРТИВНЫХ МОДУЛЕЙ В СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Авторы: Лукьяненко Виктор Павлович, Лукьяненко Наталья Владимировна

Осуществлён анализ содержания федеральных образовательных стандартов общего образования, федеральных образовательных программ и рабочих программ по учебному предмету «Физическая культура» с целью конкретизации и актуализации основных требований, предъявляемых к проведению уроков физической культуры в школе. Представлены результаты социолого-педагогического исследования, в котором приняло участие более 100 учителей физической культуры г. Ставрополя и Ставропольского края, проведённого с целью изучения отношения учительского сообщества к особенностям проведения уроков физической культуры в условиях реализации единых федеральных образовательных программ, предполагающих включение в общеобразовательный процесс учебных модулей по видам спорта. Проанализированы результаты, свидетельствующие о неоднозначном отношении большинства учителей к содержанию федеральных образовательных программ, включению в учебный процесс модулей спортивной направленности. Результаты исследования могут послужить ориентиром для административного аппарата общеобразовательных школ, органов управления образованием о необходимости уделения более пристального внимания проблемам внедрения единых федеральных рабочих программ в систему общего физкультурного образования и повышения квалификации учителей физической культуры. Использование результатов исследования может способствовать повышению готовности учителей к проведению уроков физической культуры в соответствии с основными положениями единых федеральных образовательных программ и существенному повышению результативности учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ КОМАНДНЫМ ТАНЦАМ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Авторы: Конеева Елена Владимировна, Бекаури Мария Владиславовна, Шемарина Александра Александровна

Представлена методика обучения командному танцу в восьмерках (сквэр-дансу) студентов вузов физической культуры. Представлена краткая история возникновения и развития сквер-данса в зарубежных странах и в России. Описывается методика обучения сквер-дансу при изучении английского языка студентами физкультурных вузов, начиная с ознакомления на английском языке с расстановкой перед танцем и заканчивая методическими приемами для студентов, которым не легко дается выполнение команд в танце.

Сохранить в закладках
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» (2024)
Авторы: Зайцев Анатолий Александрович, Зайцева Виктория Федоровна

Приводятся данные лонгитюдного исследования познавательных психических процессов у обучающихся по направлению «Физическая культура и спорт». Показано, что за последние двадцать лет изменились показатели сосредоточенности и устойчивости внимания, восприятия пространственных признаков, оперативной памяти на слова и числа, а также мышления. Сделан вывод, что одной из возможных причин влияния на изучаемые процессы оказывает постоянное обращение студентов к информационным средам в сети Интернет.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ФИДЖИТАЛ-ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (2024)
Авторы: Пельменев Виктор Константинович, Кузнецов Алексей Игоревич

Современное высшее образование стоит перед задачей внедрения инновационных подходов в физическое воспитание студентов. Фиджитал-спорт, сочетающий элементы физической активности и цифровых технологий, предлагает уникальное решение для повышения интереса и участия студентов в спортивной деятельности. Анализируются возможности фиджитал-спорта для развития физических и когнитивных навыков, а также исследуются проблемы интеграции таких технологий в образовательные программы. Рекомендации по оптимизации учебных планов и методик обучения предложены для эффективного использования фиджитал-спорта в академической практике.


Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПЕДАГОГА (2024)
Авторы: Шиленин Денис Александрович, Рязанов Георгий Владимирович, Солощенко Дмитрий Петрович

Постоянное совершенствование военно-профессионального образования требует изменений педагогической диагностики в деятельности преподавателей военных институтов войск национальной гвардии. Задача - изучение опыта применения педагогической диагностики как необходимого условия для всестороннего развития личности, эффективного обучения, воспитания и психологической подготовки курсантов. При решении задач исследования рассмотрены сущность, особенности и направления развития педагогической диагностики в деятельности военного педагога. На основе проведенного исследования и анализа ключевых моментов был сделан вывод, что основной путь развития педагогической диагностики в деятельности преподавателей должен быть направлен на личностное и военно-профессиональное развитие, самоопределение, формирование социальнозначимых и профессиональноважных моральнопсихологических качеств у курсантов.

Сохранить в закладках
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)
Авторы: Корнева Ирина Павловна, Виноградов Сергей Николаевич

Рассматриваются актуальные проблемы организации исследовательского обучения физике студентов технического вуза. Показано, что тематика исследовательских работ студентов в рамках экологической физики, является актуальной. Приведен пример исследовательской работы, посвященной изучению взаимодействия дистиллированной и минеральной воды с пластиком с помощью спектрофотометра. Отмечено, что исследовательское обучение физике позволяет реализовать дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧЕБНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ: НА ПРИМЕРЕ БГАРФ (2024)
Авторы: Аверьянова Марина Михайловна, Клименко Ольга Алексеевна, Панфилёнок Анна Леонидовна

Рассматривается формы физического воспитания курсантов и студентов на примере БГАРФ в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности обучающихся, их спортивной квалификации.

Сохранить в закладках
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА: РОЛЬ РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ (2024)
Авторы: Лебедева Наталья Васильевна, Танцюра Снежана Юрьевна, Басангова Булгана Мазановна

Актуальность проблемы, обусловлена стремительным увеличением в последние годы количества детей с расстройствами аутистического спектра. Анализируются современные подходы к изучению и оказанию медицинской, социально-психологической и педагогической помощи названной категории детей. Обосновывается необходимость комплексного подхода к сопровождению семей, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра. Акцентируется внимание на развитии родительских сообществ как одной из эффективных форм поддержки семей с детьми с особенностями развития. Представлен опыт передовых практик родительских сообществ в г. Москве, где вопросы инклюзивного образования, профессионального самоопределения детей с расстройствами аутистического спектра имеют положительные результаты.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РОБОТОТЕХНИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (2024)
Авторы: Филатова Ольга Николаевна, Булаева Марина Николаевна, Гринина Мария Владимировна

Рассматриваются вопросы преподавания робототехники в профессиональных образовательных организациях. Робототехника становится необходимой, актуальной и востребованной областью знаний; поэтому необходимо выстроить определенную методику профессионального обучения, чтобы более эффективно передавать свои умения и навыки обучающимся. Изучены вопросы применения педагогических технологий в преподавании робототехники в высших и средних профессиональных учебных заведениях, проанализированы наиболее актуальные вопросы преподавания робототехники, рассмотрены отличия в преподавании технических и гуманитарных дисциплин, изучены инновационные технологии, которые используются или могут быть использованы в преподавании робототехники.

Сохранить в закладках
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ (2024)
Авторы: Даниленкова Валентина Анатольевна

Разработка производственно-технологического процесса обучения экологии в техническом вузе на основе цифровизации необходима в современных условиях для повышения качества экологической подготовки специалистов. Цифровая экология в области безопасности нацелена на отбор, использование информации с целью поиска способов моделирования экологических жизненных ситуаций. В практике подготовки специалистов недостаточно уделяется внимания вопросам цифровой экологии и ее применению в практике. Моделирование структуры цифровой экологии позволяет сформировать профессиональные компетенции на более современном более высоком уровне и способствовать развитию личностных качеств студентов: самостоятельности, коммуникативности, самопознания, творчества.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ГРАФИЧЕСКИХ ПРОГРАММ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (2024)
Авторы: Бычков Юрий Александрович, Кривальцевич Анна Александровна

Описывается наблюдение за применением в образовательном процессе графических программ и социальных сетей; предлагается эффективная оценка работ «по рисунку» с помощью специального приложения для дистанционного обучения.

Сохранить в закладках
МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ (2024)
Авторы: Цветкова Светлана Евгеньевна, Воронина Дарья Константиновна, Бугрова Арина Анатольевна

Изучение языка и формирование способности к иноязычной коммуникации в неформаль-ной обстановке проходит довольно продуктивно. Для приобщения школьников к иноязычной культуре создаются тематические мероприятия, организуются клубы, функционируют городские и летние лагеря. Цель - описать методы стимулирования иноязычной творческой речевой активности у подростков во время отдыха в летнем лагере. В результатах представлена научно-обоснованная реализация методов и приемов стимулирования иноязычной творческой речевой активности детей в языковом лагере с учетом специальных принципов и поэтапного характера становления и развития умений, и навыков иноязычной коммуникации.

Сохранить в закладках
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ЧЕРЕЗ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ (2024)
Авторы: Соболь Наталья Владимировна, Кокорин Леонид Владимирович, Макаров Дмитрий Витальевич

Рассматриваются проблемы мотивации курсантов неязыковых специализированных вузов при изучении иностранного языка и предлагается решение путём разработки и внедрения специализированной обучающей компьютерной программы. Акцентируется внимание на важности практической ценности иностранного языка, предлагая методы обучения, максимально приближенные к реальным профессиональным ситуациям. Программа, использующая интерактивность и игровые элементы, направлена на повышение мотивации и качества обучения, предоставляя курсантам возможность активного участия и персонализированного подхода к изучению иностранного языка.

Сохранить в закладках
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ (2024)
Авторы: Новоселов Кирилл Андреевич

Представлена разработанная модель формирования мотивационного компонента профессиональной компетентности курсантов морского вуза в условиях смешанного обучения; обосновывается актуальность ее проектирования; рассматриваются компоненты ее структуры.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С МОРСКОЙ ТЕМАТИКОЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ (2024)
Авторы: Чуксина Ирина Георгиевна

Рассматриваются устойчивые сочетания слов - фразеологизмы с морской тематикой, делается вывод, что работа по их изучению является эффективной, поскольку стимулирует речемыслительную деятельность курсантов, знакомит с культурой носителей изучаемого языка, повышает качество преподавания русского языка иностранцам.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ГИБРИДНОГО ФОРМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ/МОДУЛЯ «ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЯ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (2024)
Авторы: Торшина Ирина Евгеньевна, Некрасова Наталья Васильевна

Представлен опыт преподавания дерматовенерологии на различных уровнях подготовки в медицинском ВУЗе: специалитета и клинической ординатуры. Приведены данные сочетанного применения очных и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения студентов и клинических ординаторов различных направлений подготовки и специальности. Показаны преимущества, недостатки, проблемы и перспективы использования гибридного формата в образовательном процессе обучения дерматовенерологии.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)
Авторы: Хацринова Ольга Юрьевна

Рассматривается проблема активизации самостоятельной работы студентов. Отмечается необходимость использования методов активного и интерактивного обучения при реализации самостоятельной работы студентов.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДРУГИМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (2024)
Авторы: Овсянникова Оксана Александровна, Аяганова Айнажан Руслановна

Изучаются проблемы развития толерантности к другим национальностям школьников раннего подросткового возраста на занятиях по живописи. На основе уточненного понятия «развитие толерантности к другим национальностям на занятиях по живописи» формулируются показатели данного качества школьников. Для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для обучающихся детской художественной школы на занятиях по живописи. Прогнозируются методы развития данного качества подростков.

Сохранить в закладках
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КУРСАНТОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА (2024)
Авторы: Дорофеева Елена Викторовна

На основе анализа материалов опроса студентов и курсантов КГТУ и БГАРФ исследуются патриотические взгляды учащейся молодежи и делаются выводы о соответствующих представлениях. Проведенное анкетирование позволило осуществить мониторинг сформированности личностных качеств гражданина-патриота. Исследование поможет преподавателям высшей школы, преподавателям истории, философии и основ российской государственности найти наиболее эффективные методы, формы педагогической работы в рамках преподаваемых дисциплин в целях осуществления эффективного патриотического воспитания и оказания положительного влияния на мировоззренческие, аксиологические, ценностные установки современной студенческой молодежи. На основе полученных результатов могут быть внесены соответствующие коррективы в план воспитательной работы ВУЗа.

Сохранить в закладках
СТУДЕНТЫ ИЗ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ: КАК И ЧЕМУ ИХ ОБУЧАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РКИ (2024)
Авторы: Черкашина Татьяна Тихоновна, Новикова Наталья Степановна, Свешникова Ольга Андреевна, Меркулова Юлия Артуровна

Выявляются психологические трудности, с которыми сталкиваются студенты-билингвы из постсоветских стран, приехавшие на обучение в российские вузы, анализируется, как эти трудности связаны с пробелами в базе их лингвокультурологических знаний, а также предлагается структура образовательного комплекса, направленного на сглаживание выявленных проблем. Авторы детально описывают проведенный ими эксперимент, анализируют его результаты, а также дают рекомендации по созданию современных учебных материалов для билингвов.

Сохранить в закладках
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2024)
Авторы: Федюкина Татьяна Владимировна

Грядущие изменения в системе высшего образования становятся предпосылками к изменению характера трудностей, связанных с построением индивидуальных траекторий обучения. Осуществление выбора той или иной профессиональной сферы деятельности становится невозможным в первую очередь из-за того, что срок научного знания перманентно уменьшается, возникают новые междисциплинарные сферы для самореализа-ции индивида, растёт потребность в непрерывном самосовершенствовании и саморазвитии. Всё вышеперечисленное отражает необходимость перехода от «выбора профессии или сферы деятельности» к «принятию решения двигаться в определенном направлении в ближайшем будущем».

Сохранить в закладках
СОДЕРЖАНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (2024)
Авторы: Тиунчик Ольга Валентиновна

Рассматривается применение тьюторского сопровождения в процессе формирования тьюторской компетентности педагогов дополнительного образования. Формирование тьюторской компетентности подразумевает развитие ценностно-смыслового, когнитивнокреативного и организационно-управленческого компонентов. Полученные в ходе тьюторского сопровождения педагогов, результаты положительной динамики уровня сформированности тьюторской компетентности педагогов дополнительного образования свидетельствуют о реалистичности и практической осуществимости этого процесса.

Сохранить в закладках
РЕФЛЕКСИЯ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ТЬЮТОРОВ (2024)
Авторы: Кривунь Мария Павловна

Рассматривается рефлексия как педагогическое средство в системе профессиональной подготовки педагогов-тьюторов. Автор характеризует педагогическую профессию «тьютор», обозначает специфику тьюторской деятельности, обосновывает актуальность профессионального образования в области тьюторства. На примере образовательной программы «Тью-торство в общем и профессиональном образовании», реализуемой в тьюторской магистратуре ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, представлен опыт использования рефлексии для формирования у обучающихся тьюторской позиции и тьюторских компетенций как составляющих готовности будущего специалиста к осуществлению профессиональной тьюторской деятельности. Исследователь раскрывает образовательную рефлексию как инструмент организации индивидуальной образовательной деятельности магистрантов, способ фиксации образовательного продвижения обучающихся в соответствии с их личностно-профессиональными устремлениями и потребностями, а также средство изучения и анализа учебного материала. Особо выделяет профессиональ-ную рефлексию и обосновывает её значимость для становления педагога-тьютора, подчеркивает важность для выполнения тьюторской деятельности развития такого качества личности, как рефлексивность.

Сохранить в закладках
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ И СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ (2024)
Авторы: Коноплева Ирина Аполлоновна, Герасимова Ася Владимировна, Коноплева Валерия Сергеевна, Прозоров Андрей Витальевич

Представлены результаты исследования профессиональной мотивации педагогов, а также наличие связи между профессиональной мотивацией педагогов и стратегии поведения в конфликте.


Сохранить в закладках
СИСТЕМА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2024)
Авторы: Земляницына Екатерина Андреевна, Новикова Ольга Алексеевна, Сидоров Андрей Николаевич

Исследуются системы проектного обучения в профессиональной школе. Выделяются и обобщаются теоретические аспекты проектного обучения в современном профессиона-лом образовании, осуществляется соотношение понятий «проектный подход», «проектная технология» и «проектный методы». Определяются особенности применения проектного обучения в профессиональной школе с фокусом на формирование профессиональных компетенций. Уточняются актуальные тенденции развития проектного обучения в профессиональной школе, свидетельствующие о переходе к системе проектного обучения. По итогам исследования уточняется, что проектное обучение соответствует современным требованиям образования, способствует формированию высококвалифицированных специалистов, готовых к вызовам и возможностям современного рынка труда, обладает потенциалом опережающей подготовки. Системность проектного обучения разворачи-вается на уровне комплексного проникновения в профессиональную школу, поскольку проектная деятельность в целом становится ведущим инструментом деятельности субъектов образования.

Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» (2024)
Авторы: Беляева Наталья Геннадьевна, Кислицин Никита Алексеевич, Околот Денис Ярославович

Рассматриваются подходы, сопутствующие формированию профессионально- педагогической компетентности преподавателя учреждения среднего профессионального образования, проводящего занятия по направлению «Информационная безопасность». Авторами конкретизировано понятие «профессионально-педагогическая компетентность». Основываясь на собственном педагогическом опыте, авторы формулируют направления формирования профессиональной педагогической компетентности преподавателя.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА МЕДИАЦИИ В ЦИФРОВЫХ УСЛОВИЯХ (2024)
Авторы: Яфасов Абдурашид Яруллаевич, Томашук Нинель Алиевна

Учебный модуль «Медиация» отличается от других специальных курсов тем, что он может найти применение и обогатить практически все направления профессиональной подготовки в системе образования. Медиацию можно рассматривать в широком контексте как универсальную технологию социализации человека, социальную, педагогическую, юридическую человекоцентрическую технологию мирного разрешения споров, предотвращения кризисов в отношениях, урегулирования конфликтных ситуаций, перевода наступающих или наступивших кризисов между сторонами в их сотрудничество. Указы Президента России, отражающие новые национальные цели России и развитие искусственного интеллекта в стране, показывают глобальные изменения в мировой политике, экономике и технологиях. Целью работы является обоснование необходимости пересмотра, концептуальной модели процесса медиации, принимая во внимание новые технологические инструменты для решения задач перестройки России. Применение информационных технологий позволяет расширить возможности сторон, участвующих в медиации, вследствие появления новых инструментов и технологий анализа рассматриваемой ситуации. Особое внимание уделяется гуманистическому смыслу процесса медиации. В цифровой модели и методологии медиации подготовка медиаторов включает в себя помимо учебных модулей по конфликтологии и психологии человека, психологию отдельных наций, национальностей, сообществ и современные инструменты цифровых технологий, включая цифровые платформы, нейронные сети и цифровые двойники. Переход на цифровую модель медиации приводит к необходимости модернизации учебно-методических комплексов, включая состав и карту компетенций для различных направлений медиации и особенностей условий, и среды применения. Обучение медиации в цифровых условиях представляется наиболее важным для выпускников высших учебных заведений, которые будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности с различными коллизиями - столкновениями норм права, культуры ведения предпринимательства, во время организационной и технологической перестройки производства и управления, а также для работников организаций и предприятий, работающих в полиэтнической среде. В условиях появления сложных коллизий в предпринимательстве и жизненных ситуациях в эпоху перестройки экономики, медиация становится одним из инструментов устойчивого развития современного общества.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА И ЕЁ СТРУКТУРА (2024)
Авторы: Шобонов Николай Александрович, Яшкова Наталья Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме формирования и развития образовательной среды вуза. Проанализированы теоретические аспекты понятия «образовательная среда», выявлены различные подходы к проектированию эффективной образовательной среды. Личностно-ориентированная образовательная среда вуза может способствовать гармоническому развитию личности студента, раскрытию его способностей, творческих возможностей. Отмечается важность создания развивающей образовательной среды, которая способствует развитию личности студента, взаимодействию между участниками образовательных отношений, что, в конечном итоге, влияет на эффективность образовательного процесса. Выделены компоненты образовательной среды вуза, проведён анализ компонентов образовательной среды филиала САМ-ГУПС в Нижнем Новгороде, характеризованы такие компоненты: как дидактический, практико-ориентированный, управленческий (организационный), инновационный, воспитательный.

Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ ТОНКИХ ЧУВСТВ (2024)
Авторы: Яшина Светлана Львовна

Представлено исследование современных проблем эстетического воспитания тонких чувств - прекрасного, возвышенного и любви; анализ известного труда И. Канта «Наблюдение за чувством прекрасного и возвышенного». Исследуется роль культуры слова в воспитании чувства прекрасного и возвышенного.

Сохранить в закладках
РАЦИОНАЛИЗМ И ЭТИКА И. КАНТА: СУЩНОСТЬ, УРОКИ, ПОТЕНЦИАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2024)
Авторы: Чистов Роман Сергеевич

Последовательно прослеживается формирование трансцендентальной философии И. Канта, и делается выход на соотношение эмпирического и рационального в точке практического функционирования категорического императива, и связанного с ним человеческого долга, нравственности, совести и свободы. Далее поднимается вопрос о потенциации, новых зачинательных и возможностных формах продолжения кантианской философии, а также значении рационалистической и этической традиции И. Канта для философии, личностной и социальной жизни человека в пространстве и времени сегодняшнего и завтрашнего дня.

Сохранить в закладках
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2024)
Авторы: Темнюк Николай Александрович

Рассматривается сущностный аспект нравственного сознания и его проявление в педагогической деятельности, его роль, значение в воспитании и подготовке будущего инженера, граждан нашей страны в XXI веке. Акцентируется внимание на современных аспектах взаимодействия общества и личности, возникшие в связи с экономическими, социальными, организационными и политическими изменениями в стране, возникновении широкого круга проблем, решение которых находится в прямой зависимости от уровня нравственного сознания личности и граждан общества. Осуществлена попытка социально-философского осмысления принципиально новой ситуации, сложившейся в обществе и необходимостью глубокого познания реального состояния нравственного сознания граждан, особенностей его функционирования и выработки путей по управлению этим процессом, с учётом вопросов технического, социально-психологического характера, высокой компетенции специалиста и повышении его нравственного сознания.

Сохранить в закладках
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «ПОСТРОЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА "ЗДЕСЬ БЫЛ КАНТ"» (2024)
Авторы: Скоробогатых Елена Юрьевна, Мухина Светлана Николаевна, Кошелева Наталья Анатольевна

Рассматриваются возможности использования в учебном процессе вуза учебно-профессиональных гуманитарно-ориентированных исследовательских задач как средства формирования и развития навыков исследовательской деятельности студентов технических специальностей; процесс решения учебно-профессиональных задач на примере построения оптимального маршрута методами теории графов.

Сохранить в закладках
УЧАСТИЕ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА (2024)
Авторы: Рябцева Нина Лаврентьевна

Описывается одна из форм организации педагогического процесса - научно-техническая конференция. Рассматриваются виды, структура, практическая польза конференций, даются рекомендации студентам и курсантам.

Сохранить в закладках
ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ТРУДАХ И. КАНТА (2024)
Авторы: Меднис Наталья Вольдэмаровна

Представлен анализ некоторых работ Иммануила Канта, свидетельствующих о том, что темой его исследования был и геронтологический аспект. В информационном обществе, обществе цифровизации, проблемы геронтологии становятся крайне актуальны. Философ одним из первых стал рассматривать связь долгожительства с режимом, которому индивид следует в течение всей его жизни. Связь между эмоциональным, физиологическим и духовным как фактор долгожительства, переписка с медиками того времени являются подтверждением того, что он фактически занимался тем, что в XXI веке назовут геронтософией.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В СОДЕРЖАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» (2024)
Авторы: Маханек Анна Борисовна

Рассмотрены проблемы преподавания дисциплины «Основы российской государствен-ности», связанные с изучением ценностей российского мировоззрения. Исследованы различные подходы к формированию содержания ценностей российского мировоззрения, дан анализ соответствующих социологических исследований, учебно-методической литературы, научных публикаций. Обобщен собственный опыт преподавания дисциплины «Основы российской государственности». Новизна работы заключается в выработке предложений по формированию у обучающихся представлений о ценностях российского мировоззрения и повышению эффективности преподавания дисциплины «Основы российской государственности».

Сохранить в закладках
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВ И. КАНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ (2024)
Авторы: Кожиев Александр Юрьевич

Обращено внимание на важность применения различных концепций теории И. Канта в образовательном процессе при рассмотрении интеллектуальных систем, всё более привлекающих внимание исследователей по всему миру. Педагогический компонент преподавания работ Канта через призму интеллектуальных систем предлагает ценный подход для преподавателей, стремящихся провести своих студентов через сложности кантовской философии, поскольку деконструируя теории Канта и анализируя их в рамках различных интеллектуальных систем, в том числе ИИ, преподаватели могут предоставить учащимся более чёткие рамки для понимания его идей. Такой подход позволяет более целостно и динамично изучать творчество Канта, поскольку побуждает студентов рассматривать то, каким образом теории немецкого мыслителя вписываются в современные, более широкие философские традиции и системы мышления. Акцент Иммануила Канта на человеческих ценностях, разуме и автономии остаётся важнейшим источником вдохновения для тех, кто стремится понять природу морали, знания и реальности. Наследие Канта продолжает жить в постоянном стремлении к истине, справедливости и развитию человеческого знания и понимания действительности.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ИММАНУИЛА КАНТА (2024)
Авторы: Кибыш Анатолий Иванович, Наринян Арам Анатольевич

Рассмотрены основные положения кантовской педагогической мысли с точки зрения современного представления об образовании и воспитании человека. Кант утверждает, что только человек может быть субъектом образования. Рассматривая основные принципы образования и воспитания, предложенные Кантом, следует помнить, что философ во многом опирался на собственный опыт. В то же время его педагогические взгляды вполне соответствуют духу европейского просвещения. В своей педагогической теории Кант в соответствии с духом эпохи Просвещения разграничивает понятия «обучение» и «образование». Под обучением, которое относится к физическому воспитанию и предполагает развитие телесных свойств и душевных способностей индивидов, он понимает получение знаний, формирование навыков и приобретение умений. Образование же всегда направлено на формирование нравственности и духовного мира личности. Поэтому он утверждает, что педагогика должна стать научной дисциплиной. Практическое воспитание Кант рассматривал как менее объемное, чем физическое, которое больше связано с идеей того человека, к которому должен стремиться воспитатель.

Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (2024)
Авторы: Зель Алексей Викторович

В нашей стране уделяется особое внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, так как обеспечение безопасности граждан является одним из приоритетных компонентов высокого уровня жизни граждан. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности определено главным целевым ориентиром деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Цель - обосновать феномен «Культура безопасности жизнедеятельности» как базового целевого ориентира государственной политики в области образования. Методология исследования - методы анализа и описания. Результаты исследования: проанализированы подходы различных учёных к феномену «Культура безопасности жизнедеятельности» в области педагогики и выявлены педагогические аспекты культуры безопасности. Рассмотрены основные пути формирования культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся, а также целевые ориентиры формирования данной культуры, такие как: политической, экономической, психологической, экологической и информационной безопасности индивидуума.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ИДЕЙ КАНТА В АРАБСКИХ СТРАНАХ (2024)
Авторы: Рагад Базнжанех

Посвящено изучению идей Иммануила Канта в арабских странах. Показаны реальность изучения философии в арабских странах и крайняя потребность в философских идеях, развивающих критический и сознательный ум и защищающих от пороков религиозного фанатизма, от которых страдают некоторые арабские страны. В арабском мире широко распространена актуальность идей Канта по изменению и совершенствованию людей путем избавления их от религиозного фанатизма и укрощения разума насилием.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ (2024)
Авторы: Аксенова-Сорохтей Юлия Николаевна, Юрасюк Наталья Васильевна

Нормы права, в отличие от норм морали, отличаются точностью своих предписаний и ограничивают действия врача, налагая на него определенные обязательства во избежание споров и столкновений с пациентами, в то время как нормы морали не ставят каких-либо границ для своих предписаний, не определяют подробно пределов их проявлений, предоставляя возможность в каждом отдельном случае соответствовать им или нет. В системе здравоохранения нормы морали неотделимы от норм права, и последние оказывают немалое влияние на врача при оказании медицинской помощи. Следовательно, в образовательном процессе при формировании у студента-медика моральных норм, необходимо ориентироваться на сложную совокупность правовых принципов и правил, применение которых будет во благо пациенту и врачу.

Сохранить в закладках
НРАВСТВЕННОСТЬ ИММАНУИЛА КАНТА КАК ИНСТРУМЕНТ ДЕВЕСТЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Авторы: Шахов Вячеслав Александрович

Рассматриваются ценности российской культуры через призму категорического императива Иммануила Канта. Обосновываются основные инструменты очищения российской культуры от вредоносной псевдокультуры западной цивилизации. Анализируются подходы к искоренению одной из тяжёлых этических и эстетических проблем, которой является бранная пандемия или пандемия сквернословия, захлестнувшая школьную и студенческую среду.

Сохранить в закладках
ИММАНУИЛ КАНТ И АДАМ СМИТ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРИРОДУ МОРАЛИ (2024)
Авторы: Виноградов Андрей Иванович

Сравниваются взгляды на природу морали двух философов XVIII века -Иммануила Канта и Адами Смита. Выявляются те их характеристики, которые отличают эти взгляды друг от друга. С одной стороны, выявляется субъективистская природа морали, зависящей от степени развития воображения, в трактовке Смита, с другой стороны, демонстрируется объективный характер моральных норм, отстаивавшийся Кантом. В заключении показывается, что практическое применение категорического императива Канта не противоречит эгоистической природе человека, на учете которой строил свое понимание морали Смит.

Сохранить в закладках