ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Н. И. ПИРОГОВА И К. Д. УШИНСКОГО В РАКУРСЕ ПОСТЕПЕНСТВА (2024)

Читать онлайн

Одна из наиболее ярких вспышек отечественной педагогической мысли приходится на конец 1850-х - начало 1860-х гг. в России и связана с деятельностью Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского. Они исходили из убеждения, что для развития России нужны неотвратимые, но постепенные перемены в сфере образования на всех его уровнях. Отмечается, что контуры постепенства вырисовывались в переписке И. С. Тургенева и А. И. Герцена, которая оказалась одним из идейных источников многих течений политической мысли после реформ 1860-х гг, в том числе реформ в сфере образования. Их взгляды в этом ракурсе соотносились с установкой на постепенство, присущей русским писателям и общественным деятелям. В статье дается общее определение понятия постепенство. Рассматриваются совпадения и расхождения педагогических взглядов на постепенство, а также взаимного их оценивания; на основе полных собраний сочинений и писем приведены упоминания об Ушинском и Пирогове. Обосновывается положение, в соответствии с которым постепенство явилось платформой, предохранявшей отечественное образование на всех уровнях от воздействия носителей революционаризма и охранительства. Отмечена роль психологической составляющей взглядов Пирогова и Ушинского, анализируется роль врача-педагога. Утверждается, что идеи и Пирогова, и Ушинского были востребованы для решения задач в системе образования в постреволюционной России и в СССР. Так, по инициативе Академии педагогических наук РСФСР в нелегкое для страны послевоенные времена вышли собрания педагогических сочинений обоих соответственно в 1952 г. и 1948-1952 гг.

One of the brightest flashes of a domestic pedagogical thought is presented at the end of the 1850-s - the beginning of the 1860-s in Russia and is connected with N. I. Pirogov, L. N. Tolstoy and K. D. Ushinsky’s activity. They recognized belief that for development of Russia inevitable, but gradual changes in education at all its levels are necessary. It is noted that the contours of gradualism loomed in the correspondence of I. S. Turgenev and A. I. Herzen, which turned out to be one of the ideological sources of many movements of political thought after the reforms in the 1860s, including reforms in the field of education. Their views in this perspective correlated with the attitude towards gradualism inherent in Russian writers and public figures. The article gives a general definition of the concept of gradualism, open descriptions by writers and latent - pedagogues. The coincidences and divergences of pedagogical views on gradualism, as well as their mutual assessment, are considered; on the basis of complete works and letters, references to Ushinsky and Pirogov are given. The situation is justified, according to which gradualism was a platform that protected domestic education at all levels from the influence of carriers of revolutionarism and security. The role of the psychological component of the views of Pirogov and Ushinsky was noted, the role of the doctor-teacher in their report is analyzed. It is argued that the ideas of both Pirogov and Ushinsky were in demand to solve problems in the education system in post-revolutionary Russia and in the USSR. So, at the initiative of the Academy of Pedagogical Sciences, RSFSR, in the difficult post-war times for the country, collections of pedagogical works of them were published, respectively, in 1952 and 1948-1952.

Ключевые фразы: педагогические поиски, постепенство, СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, русские писатели, врач-педагог, образовательные реформы, ВОСПИТАНИЕ, психологические взгляды
Автор (ы): ЗАДОРОЖНЮК Элла Григорьевна
Соавтор (ы): Калинина Юлия Владиславовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37. Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-71
eLIBRARY ID
67973414
Для цитирования:
ЗАДОРОЖНЮК Э. Г., КАЛИНИНА Ю. В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Н. И. ПИРОГОВА И К. Д. УШИНСКОГО В РАКУРСЕ ПОСТЕПЕНСТВА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи