ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ НАСТАВНИКОВ (2024)

Читать онлайн

Цель предлагаемой статьи состоит в представлении авторской трактовки наставничества. Эмпирической базой, на которую опирался автор, являются культурфилософские исследования и многолетние связи с университетскими кафедрами философии, социологии и культурологии, в том числе в Самарском госуниверситете, Челябинском институте культуры, Ярославском государственном педагогическом университете. Обращаясь в прошлое, автор высказывает благодарность всем тем, кто «позвал в науку» и «привел» к культурфилософским диалогам со студентами. По мнению автора статьи, процесс вузовской профессиональной подготовки зависел и зависит не только от подготовленности преподавателя, но и от общей атмосферы вуза и профессиональной согласованности коллег. Предлагаемая ниже статья базируется большей частью на личных воспоминаниях о наставниках в столичных вузах, где прошла учеба автора, о выборе концепций, которые легли в основу данной статьи и первой диссертационной защиты, непосредственно связанной с тематикой наставничества. Автор обращается также к годам своей преподавательской и научной деятельности, роли наставников в своей научной жизни. Имея тесные контакты с эстетиками и культурологами в вузах Петербурга и Самары, Ярославля и Москвы, Челябинска и Екатеринбурга, автор статьи имеет представления о разных научных парадигмах, научных школах и научной преемственности. Некоторые примеры, на который ссылается автор, были почерпнуты также в процессе взаимодействия с немецкими университетами (Дюссельдорф, Эссен и др.) кафедры философии и культурологии Самарского медицинского университета. Фундаментальные проекты, так же как научные журналы и монографии - один из важнейших каналов «этики наставничества». Взаимодействие с наставниками формирует уважительное отношение к прошлому, потребность к творчеству в настоящем и передачу научной эстафеты в будущее.

The purpose of the article is to present the author’s interpretation of mentoring. The empirical basis on which the author relied on is cultural philosophical research and long-term ties with university departments of philosophy, sociology and culturology, including Samara State University, Chelyabinsk Institute of Culture, Yaroslavl State Pedagogical University. Turning to the past, the author expresses gratitude to all those who «invited to science» and «led» to cultural and philosophical dialogues with students. According to the author of the article, the process of university professional training depended and depends not only on the readiness of the teacher, but also on the general atmosphere of the university and the professional consistency of colleagues. The article proposed below is based mainly on personal memories: about mentors in the big city universities, where the author studied, the choice of concepts that formed the basis of this article and the first dissertation defense directly related to the topic of mentoring. The author also refers to the years of her teaching and scientific activity, the role of mentors in her scientific life. Having close contacts with aestheticians and culturologists at universities in St. Petersburg and Samara, Yaroslavl and Moscow, Chelyabinsk and Yekaterinburg, the author of the article has ideas about different scientific paradigms, scientific schools and scientific continuity. Some examples referred to by the author were also obtained in the process of interaction with German universities (Dusseldorf, Essen, etc.), which were quite successfully developed by the Department of Philosophy and Culturology in Samara Medical University. Fundamental projects, as well as scientific journals and monographs, are one of the most important channels of «mentoring ethics». Interaction with mentors forms a respectful attitude to the past, the need for creativity in the present and the transfer of the scientific baton to the future.

Ключевые фразы: наставничество, культурфилософское исследование, культурология, философия, этика наставничества, научная парадигма, профессиональная согласованность, научная преемственность
Автор (ы): Бурлина Елена Яковлевна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
008. Цивилизация. Культура. Прогресс
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-212
eLIBRARY ID
67973428
Для цитирования:
БУРЛИНА Е. Я. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ НАСТАВНИКОВ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи