ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: "ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ", СВЯЗИ, ОТНОШЕНИЯ (2024)

Читать онлайн

Цель работы: обсуждение вопросов о закономерностях и факторах исторической эволюции дисциплины (предмета дисциплины и взаимоотношения академической и прикладных частей психологии; возможности построения интегративной, коммуникативной психологии). В ходе исследования были использованы включенное наблюдение, «трудовой метод» (по И. Н. Шпильрейну), рефлексия профессионального опыта. В статье представлен критический анализ суждений представителей академической психологии об отношении разных ее частей, ее ветвей; о дискретности четырех уровней методологии, о необходимости активного развития третьего уровня - конкретно-научной методологии, о препятствиях и барьерах; об условиях, способствующих построению интегративной психологии. Автором поддерживаются тезисы о необходимости построении единой психологии, сформулированные в работах В. А. Мазилова (о необходимости развития и расширения методологии «снизу», о методологии, нацеленной на интеграцию, о предмете и понятийном аппарате, об уровневом строении психологического факта и др.; о причинах и препятствиях на пути решения задач становления психологии как зрелой дисциплины - об отсутствии общей фактуальной базы, о необходимости моделей, увеличивающих объем психологического знания, теоретических моделей, обеспечивающих соотнесение психологических концепций, об особой методологии прикладной практической психологии и др.). Прослеживаются конструктивные следствия признания необходимости широкого понимания предмета, «охватывающего все пространство дисциплины», предмета как «внутренний мир человека», как целостного идеального мира, порождаемого как функциональное отражение мира внешнего, представляющего собой устойчивую субстанциональную сущность. Автор полагает, что взаимоотношения (людей, социальных институтов, научных дисциплин, их частей и пр.) должны быть именно взаимными, отношениями равных.

Purpose of the work is to discusse questions about the laws and factors of the historical evolution of the discipline (subject of the discipline and the relationship between academic and applied parts of psychology; possibilities of building integrative, communicative psychology). In the course of the study, the included observation, the «labor method» (according to I. N. Shpilrein), reflection of professional experience were used. The article provides a critical analysis of the judgments of representatives of academic psychology about the correlation of its different parts, its branches; on the discreteness of the four levels of methodology, on the need for active development of the third level - specific scientific methodologists, on obstacles and barriers; on conditions conducive to the construction of integrative psychology. The author supports the theses on the need to build a unified psychology formulated in the works of V. A. Mazilov (on the need to develop and expand the methodology «from below», on the methodology aimed at integration, on the subject and conceptual apparatus, on the level structure of psychological fact, etc.; on the reasons and obstacles to solving the problems of the formation of psychology as a mature discipline - on the absence of a common factual base, on the need for models that increase the volume of psychological knowledge, theoretical models that ensure the correlation of psychological concepts, on a special methodology of applied practical psychology, etc.). There are constructive consequences of recognizing the need for a broad understanding of the subject, «covering the entire space of discipline», the subject as «the inner world of man», as an integral ideal world, generated as a functional reflection of the external world, which is a stable substantive entity. The author believes that relationships (people, social institutions, scientific disciplines, their parts, etc.) should be just mutual, relations of equals.

Ключевые фразы: психология академическая, прикладная психология, предмет психологии, внутренний мир человека, отношения, методология, эволюция, развитие
Автор (ы): Толочек Владимир Алексеевич
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9. Психология
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-150
eLIBRARY ID
67973422
Для цитирования:
ТОЛОЧЕК В. А. АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: "ТОЧКИ БИФУРКАЦИИ", СВЯЗИ, ОТНОШЕНИЯ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи