ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА (2024)

Читать онлайн

Автором статьи представлено исследование актуальной для современной ситуации социокультурной трансформации проблемы формирования гражданской идентичности личности, под которой понимается развивающаяся структурная организация, включающая компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный компонент. Компоненты взаимосвязаны и определяют общее развитие гражданской идентичности личности. Исследование значения и смыслов феномена «гражданской идентичности» для конкретной личности - это сложный в диагностическом и объяснительном плане процесс. Одной из оптимальных исследовательских процедур выявления специфики идентичности личности является свободный ассоциативный эксперимент, который использовался в исследовании. Результаты данного эксперимента, проведенного с преподавателями высшего учебного заведения, позволили определить смысловые особенности феномена «гражданской идентичности» как для самих преподавателей, так и для современной молодежи в их представлении. Систематизировав ответы преподавателей и их ассоциаты с понятием «гражданская идентичность» по категориям, автором были выделены следующие смысловые группы (каждая смысловая группа определила содержание структурного компонента гражданской идентичности): «Рациональное отношение к отождествлению себя как гражданина» (когнитивный компонент), «Эмоциональное отношение к отождествлению себя с гражданином страны» (аффективный компонент), «Социальная ситуация развития, определяющая развитие гражданской идентичности» (ценностно-мотивационный компонент), «Собственная гражданская активность личности» (деятельностный компонент). Группы, выделенные самими преподавателями, и смысловые группы представлений преподавателей о гражданской идентичности молодежи различаются представленными ассоциатами. К сожалению, в результате исследования были выявлены негативные ассоциации преподавателей о гражданской идентичности молодежи, неверие в ее сформированность и гражданскую активность.

The author of the article presents a study of the problem on formation of a civil identity of a person, which is relevant for the current situation of sociocultural transformation, which means a developing structural organization, including components: value-motivational, cognitive and activity components. The components are interconnected and determine the overall development of the civic identity of the individual. The study of the meaning and ideas of the phenomenon of «civil identity» for a specific personality is a complex process in diagnostic and explanatory terms. One of the optimal research procedures for identifying the specifics of personality identity is a free associative experiment, which is presented in the article. The results of this experiment, conducted by teachers of a higher educational institution, made it possible to determine the semantic features of the phenomenon of «civic identity» both for the teachers and for modern youth in their presentation. Having systematized the answers of teachers and their associations with the concept of «civil identity» by category, the author identified the following semantic groups (each semantic group determined the content of the structural component of civil identity): «Rational attitude to identifying oneself as a citizen» (cognitive component), «Emotional attitude to identifying oneself with a citizen of the country» (affective component), «The social situation of development that determines the development of civic identity» (value-motivational component), «Individual’s own civic activity» (activity component). Faculty self-identified groups and faculty sense groups about youth civic identity differ in the associations represented. Unfortunately, as a result of the study, negative associations of teachers about the civic identity of young people, disbelief in their formation and civic engagement were identified.

Ключевые фразы: гражданская идентичность, личность, самосознание, молодежь, ПРЕПОДАВАТЕЛИ, ассоциативный эксперимент, ассоциаты
Автор (ы): Бугайчук Татьяна Владимировна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.072.432. вербальные
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-163
eLIBRARY ID
67973423
Для цитирования:
БУГАЙЧУК Т. В. ЗНАЧЕНИЯ И СМЫСЛЫ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи