ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ LESSON STUDY В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАЗАХСТАНА (2024)

Читать онлайн

Данная статья посвящена проблеме организационной устойчивости изменений в образовательных организациях на примере подхода Lesson Study (далее LS), реализуемого в школах Казахстана на протяжении последних 10 лет и предполагающего существенные изменения в практике учителей. Авторы статьи предлагают внести ясность в интерпретацию понятия устойчивости изменений и на основании этого стремятся показать исследовательский путь анализа устойчивости подхода LS в образовательных организациях. Для исследования устойчивости изменений при внедрении LS в школах Казахстана авторы статьи опираются на теоретическую рамку устойчивости изменений организационного уровня. Эмпирическую основу статьи составили статистические данные о 49 школах Павлодарской области Республики Казахстан, из которых 22 школы с казахским языком обучения, 26 смешанных школ (русский и казахский языки обучения) и 1 школа с русским языком обучения. В результате проведенного исследования авторы продемонстрировали эффективность использования теоретической рамки второго порядка, которая позволила провести анализ условий для укоренения подхода LS в школах Павлодарской области Казахстана на организационном уровне. Путём анализа фактических данных о числе учителей, тренеров и групп, принимавших участие в различных программах профессионального обучения в образовательных учреждениях, были выявлены четыре кластера школ с различным потенциалом для укоренения подхода LS. На основании анализа контекстных факторов дана характеристика каждого кластера, сделаны выводы о специфике укоренения подхода LS в разных школах. Статья может внести существенный вклад в обсуждение роли разных условий и факторов устойчивости подхода LS на организационном уровне.

This article is devoted to the problem of organizational sustainability of changes in educational organizations using the example of the Lesson Study (hereinafter LS) approach, implemented in schools in Kazakhstan over the past 10 years and involving significant changes in the practice of teachers. The authors of the article propose to clarify the interpretation of the concept of change sustainability and, on the basis of this, seek to show a research path for analyzing the sustainability of the LS approach in educational organizations. To study the sustainability of changes in implementing LS in schools in Kazakhstan, the authors of the article rely on theoretical framework for the sustainability of changes in the organizational level. The empirical basis of the article was statistics on 49 schools in the Pavlodar region of the Republic of Kazakhstan, 22 schools with the Kazakh language of learning, 26 mixed schools (Russian and Kazakh languages of learning) and 1 school with the Russian language of learning. As a result of the study, the authors demonstrated the effectiveness of using the theoretical framework of the second order, which made it possible to analyze the conditions for practicing the LS approach in schools in the Pavlodar region of Kazakhstan at the organizational level. By analyzing the actual data on the number of teachers, coaches and groups participating in various professional training programs in educational institutions, four clusters of schools with different potential for practicing the LS approach were identified. Based on the analysis of contextual factors, the characteristics of each cluster are given, conclusions are drawn about the specifics of practicing the LS approach in different schools. The paper may contribute substantially to the discussion on the role of different conditions and sustainability factors of the LS approach at the organizational level.

Ключевые фразы: устойчивость изменений, lesson study, укоренение подхода, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, инициатива, практики преподавания, повышение квалификации, образовательная организация
Автор (ы): Мельникова Юлия Геннадьевна
Соавтор (ы): Озерова Мария Викторовна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
371.3. Методы обучения. Формы преподавания. Формы получения образования
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.20323/1813-145X-2024-2-137-118
eLIBRARY ID
67973419
Для цитирования:
МЕЛЬНИКОВА Ю. Г., ОЗЕРОВА М. В. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ LESSON STUDY В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ КАЗАХСТАНА // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи