SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В словарь включена лексика, зафиксированная в деловых памятниках XVI — начала XVIII в. в Верхнем и Среднем Прикамье, т. е. на территории современного Пермского края. В нем отражены слова делового языка (функциональной разновидности русского литературного языка того периода), отмеченные в документах, и лексика живой народной речи (диалектная и просторечная), зафиксированная в показаниях жителей Прикамья: названия предметов одежды, домашней утвари, тканей, орудий труда, географических объектов, растений, животных и т. д. В словарь включены прозвища, восходящие к словам нарицательным. В словарных статьях даны грамматические и при необходимости стилистические пометы, толкования значений слов, иллюстрирующие их употребление отрывки из пермских памятников письменности, а также устойчивые словосочетания.
Словарь предназначен для исследователей-лингвистов, историков, этнографов, географов, а также краеведов, учителей школ и всех интересующихся историей Прикамья и речью его жителей.
В словарь включена лексика, зафиксированная в деловых памятниках XVI — начала XVIII в. в Верхнем и Среднем Прикамье, т. е. на территории современного Пермского края. В нем отражены слова делового языка (функциональной разновидности русского литературного языка того периода), отмеченные в документах, и лексика живой народной речи (диалектная и просторечная), зафиксированная в показаниях жителей Прикамья: названия предметов одежды, домашней утвари, тканей, орудий труда, географических объектов, растений, животных и т. д. В словарь включены прозвища, восходящие к словам нарицательным. В словарных статьях даны грамматические и при необходимости стилистические пометы, толкования значений слов, иллюстрирующие их употребление отрывки из пермских памятников письменности, а также устойчивые словосочетания.
Словарь предназначен для исследователей-лингвистов, историков, этнографов, географов, а также краеведов, учителей школ и всех интересующихся историей Прикамья и речью его жителей.
Каждый естественный язык отражает определённый способ восприятия устройства мира, или «языковую картину мира». Совокупность представлений о мире, заключённых в значении разных слов и выражений данного языка, складывается в единую систему взглядов, которую, сами того не замечая, принимают все носители данного языка.
Реконструкции такой системы представлений, заложенной в русском языке, посвящена данная книга. В неё вошли статьи трёх авторов, в которых анализируются ключевые слова русской языковой картины мира — такие, как душа, судьба, тоска, счастье, разлука, справедливость, обида, попрёк, собираться, добираться, постараться, сложилось, довелось, заодно и др.
«Ключевыми» эти слова являются потому, что они дают «ключ» к понимания русской языковой картины мира; одновременно они являются лингвоспецифичными, так как содержат в своём значении концептуальные конфигурации, отсутствующие в готовом виде в других языках (сравнение проводится с наиболее распространёнными языками Западной Европы).
Работы, собранные в данной книге, написаны в период с 1994 по 2003 год; они объединены общностью наиболее важных методологических установок, при этом различаются по жанру и стилю и отчасти по используемому метаязыку.
Статьи объединены в тематические разделы, соответствующие фрагментам русской языковой картины мира. В Приложении помещена статья Анны Вежбицкой, к чьим идеям в значительной степени восходит направление исследований, представленное в данной книге.
Книга посвящена исследованию русской лексической семантики в типологической, диахронической и межкультурной перспективе. Книга обобщает результаты исследований автора в области русской лексической и словообразовательной семантики, русской языковой картины мира и семантической типологии.
Центральной теоретической проблемой является многозначность языковых единиц, которая рассматривается в синхронном аспекте (полисемия), а также в диахроническом (семантическая эволюция) и в типологическом (типология семантических переходов).
Строится концептуальный аппарат описания многозначности, позволяющий адекватно отобразить недискретное по своей природе явление, каковым предстаёт многозначность в языке: центральное место в нём занимает понятие концептуальной схемы и множества её реализаций.
Механизм объединения разных языковых значений в одну языковую форму моделируется при помощи понятия сємантического перехода, позволяющего отобразить существующие регулярные связи между значениями слова в синхронии, диахронии и словообразовании.
Рассматривается также ряд вопросов, находящихся на границе семантики с поэтикой, семиотикой и теорией коммуникации.
В книге известного лингвиста и культуролога профессора А. Б. Пеньковского собраны его работы по русской семантике, представляющие несколько циклов устойчивых исследовательских интересов автора.
Среди них — общекатегориальная семантика и семантика концептов, семантика наречий и семантика собственных имен, фонетическая семантика и семантика орфографии. Читатель встретит здесь не только работы, опубликованные ранее (при подготовке к переизданию они все были заново отредактированы и дополнены новым материалом), но и работы последних лет, еще не видевшие света.
Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся живой жизнью языка.
Очерки, собранные в книге, посвящены «темным местам» «Евгения Онегина», «Полтавы», «Путешествия в Арзрум» и «Гробовщика».
Последовательный филологический подход к слову Пушкина и его современников обнаруживает ускользающие от нас значения и смыслы, за которыми скрываются неизвестные стороны тогдашней русской жизни. В задачи автора входит непротиворечивое понимание ряда словесных мотивов и сюжетных деталей, взятых не изолированно, а в контексте художественного целого. Анализ подкрепляется обширными языковыми данными XVIII–XX вв., отражающими глубокие, но малозаметные сдвиги в языковой системе.
Книга может быть интересна пушкинистам, историкам русской литературы и русского языка, а также всем, кто хочет глубже понять Пушкина и культуру той эпохи.
В монографии обсуждаются актуальные проблемы лингвокультурологии и теории дискурса. Рассматриваются перспективы развития теории лингвокультурных концептов (этноспецифические, институциональные, архетипические и др. концепты), обосновывается теория лингвокультурных типажей, предлагаются новые направления изучения дискурса — моделирование дискурсивной перформативности, тональности и стратагемности.
Адресуется филологам и широкому кругу исследователей, разрабатывающих основы интегральной науки о человеке.
Книга состоит из монографического очерка по истории отечественной лингвистики второй половины XX века и собственно антологии, содержащей отрывки из теоретических работ ведущих советских языковедов, из журнальных и газетных публикаций, воспоминаний, бесед, а также из хроникальных заметок той эпохи.
Книга предназначена для студентов филологических специальностей — в качестве учебного пособия по курсу «История языкознания XX века»; для студентов факультетов психологии, журналистики, социологии, истории и др. гуманитарных направлений — в качестве дополнительного дидактического материала.
Данное учебное пособие предназначено для студентов I-II курсов, обучающихся по направлениям «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (Информационные системы и базы данных)» и «Прикладная информатика (Прикладная информатика в психологии)» в рамках дисциплины «Иностранный (английский) язык» и может быть полезно специалистам в сфере информационных технологий.
Цель пособия – выработать навыки устной речи и тем самым создать прочный фундамент для дальнейшего совершенствования знаний по английскому языку.
Учебное пособие состоит из 15 тем. Каждая тема имеет свой основной текст. Основное внимание уделяется системному введению и повторению лексики и развитию навыков устной речи, чтения и перевода. Все тексты, включенные в пособие, представляют собой аутентичные образцы научных статей взятых из различных источников. Оригинальные тексты незначительно сокращены в методических целях, но при этом структура всех частей, а также внешнее оформление полностью сохранены, что дает возможность познакомиться с основными способами и средствами оформления логико-смысловой структуры статей по будущей специальности
Учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения. Пособие выпущено издательством «Вышэйшая школа».