SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. На сегодняшний день в Российской Федерации существует серьезная проблема относительно детской преступности и иного противоправного поведения.
Теоретический анализ. Деятельность по профилактике и предотвращению детских правонарушений ведется государственными органами, однако, чтобы искоренить данную проблему, к ней надо подходить комплексно. Профилактическая работа на данный момент закреплена за различными учреждениями, в том числе образовательными. В настоящей статье рассмотрены основные особенности профилактической работы среди студентов средних учебных заведений; дано определение девиантному поведению подростков. Изучены основные виды форм, методов и приемов профилактической работы педагога; выделены ключевые направления работы по профилактике противоправного поведения подростков. Дано понятие «средства профилактики», перечислены их виды. Подчеркнута важность умения педагога правильно, ярко и глубоко выражать свои мысли в ходе профилактической работы с подростками.
Заключение. Обосновывается необходимость ведения систематической и непрерывной профилактической работы среди студентов средних профессиональных образовательных организаций. Отмечается важность участия и активного взаимодействия в данном процессе именно педагогов и педагогов-психологов.
Цель статьи – прояснить эволюцию таких понятий как «читатели» и «книги» для публичных библиотек. Исследование сосредоточено на развивающемся сегменте посетителей библиотек – несовершеннолетних читателях. На примере библиотечных услуг, оказываемых в китайской провинции Гуандун несовершеннолетним, рассматривается и обсуждается роль публичных библиотек в установлении между читателями и книгами эффективных связей, которые будут способствовать устойчивому развитию библиотечного обслуживания. Представлен опыт реализации двух библиотечных проектов: «21-дневный вызов чтению» и «Я – владелец библиотеки», но реализуются и другие проекты, направленные на популяризацию чтения среди юных пользователей. Актуальность темы обусловлена острой проблемой кризиса чтения, с которой сталкиваются все публичные библиотеки сегодня; поиском путей привлечения в библиотеки потенциальных читателей, которые могут быть незнакомы с библиотеками или не испытывать энтузиазма по поводу чтения. Помимо проведения разнообразных мероприятий по чтению, сосредоточенных на литературных ресурсах, существует необходимость в разработке целевых программ, адаптированных к конкретным характеристикам аудитории. Эти стратегические проекты, направленные на приобщение более широкого круга новых читателей к эффективным и научно обоснованным инициативам по продвижению чтения, заслуживают внимания публичных библиотек. Автор приходит к выводу, что публичные библиотеки должны практически адаптироваться к постоянно меняющейся окружающей среде, новым технологиям и появляющимся информационным потребностям.
Предметом исследования является разработка, содержание и пути реализации программы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Данная программа основана на аксиологическом подходе, включает формирование ценностных установок, методические рекомендации и тематический план. Ее целью является формирование и развитие у несовершеннолетних устойчивых просоциальных ценностных установок и соответствующих им моделей поведения. Программа предназначена для работы с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Указанная программа включает диагностику ценностных установок, формирование нравственных ориентиров, развитие социальных навыков и профилактику асоциального поведения. Внедрение программы профилактики асоциального поведения способствует снижению уровня асоциального поведения, укреплению морально-этических норм и улучшению социальной адаптации несовершеннолетних. Программа может быть полезна педагогам, психологам, социальным работникам и другим специалистам, занимающимся профилактикой асоциального поведения среди несовершеннолетних. Основными методами исследования являются методы проектирования и моделирования деятельности, методы анализа и синтеза теоретических данных, педагогического эксперимента, анкетирования, наблюдения, анализа результатов внедрения программы. Новизна исследования заключается в разработке программы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, основанной на аксиологическом подходе. Используемый аксиологический подход предполагает ориентацию на формирование у несовершеннолетних системы ценностных установок, способствующих предотвращению асоциального поведения. Программа включает уникальный тематический план, направленный на формирование конкретных ценностных установок, а также методические рекомендации для субъектов, осуществляющих педагогические функции при реализации разработанной программы. Теоретическая значимость состоит в обосновании эффективности аксиологического подхода как средства профилактики асоциального поведения. Указанная программа может быть рекомендована для внедрения в образовательных учреждениях, социальных службах и других организациях, работающих с несовершеннолетними. Систематическая, последовательная работа по данной программе позволит создать условия для полноценного личностного развития несовершеннолетних.
В статье рассмотрены проблемы формирования безопасного цифрового пространства для гармоничного развития и воспитания несовершеннолетних. Предметом исследования являются правовые акты, регламентирующие основные направления государственной политики в рассматриваемой сфере, а также угрозы, связанные с неправомерным использованием сети «Интернет» и мероприятия, реализуемые в целях предупреждения и пресечения их общественно-опасных последствий. Основная проблематика определена неурегулированностью вопросов взаимодействия несовершеннолетних с большим объемом информационного пространства и отсутствия понимания алгоритма конкретных действий, необходимых в различных ситуациях при появлении угроз, способных причинить вред нравственному и физическому здоровью детей. Международные объединения, органы государственной власти, общественные организации и родительское сообщество заинтересованы в создании условий для формирования у детей навыков самостоятельного, осознанного и ответственного использования информационной продукции, защиты несовершеннолетних от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия. В ходе исследования были использованы общенаучные методы (дедукция, системный и логический анализ) и специальные методы: статистический метод, нашедший применение при изучении качественных и количественных показателей уровня вовлечения несовершеннолетних в цифровое пространство, а также правовой анализ законодательства. Новизна исследования заключается в анализе правовых актов и различных программ, реализуемых в Российской Федерации, которые направлены на выявление, предупреждение и пресечение угроз информационной безопасности детей, а также созданию информационной продукции, способствующей личностному развитию подрастающего поколения. В результате проведенного исследования, учитывая основные риски, с которыми может столкнуться ребенок при взаимодействии с цифровым пространством, авторы пришли к выводу о необходимости повышения уровня защиты прав несовершеннолетних в цифровой среде путем реализации мероприятий в сфере информационной безопасности для детей и их родителей, тесного взаимодействия государственных органов и общественных организаций, а также создания понятного алгоритма действий в случае возникновения информационных угроз, способствующих деструктивному воздействию на детей.
В статье выделяются и анализируются современные угрозы информационной безопасности (кибератаки, манипуляции, утечки данных) и подчеркивается необходимость комплексного подхода, сочетающего технические, организационные и законодательные меры, развитие цифровой грамотности, критического мышления и философское осмысление вызовов цифровой трансформации для защиты информационного пространства. Особое внимание уделяется роли информационных технологий. Цель исследования заключалась в объяснении динамики цифровых угроз и разработке эффективных стратегий мер по их противодействию. Задачи исследования заключались в выявлении механизмов трансформации информации в инструмент манипуляции, анализе современных угроз и выработке рекомендаций по их противодействию. Предмет исследования в рамках предложенной концепции определяется как методологическая основа для анализа и изучения динамики цифровых угроз в современном контексте. В процессе написания работы применен системный подход, позволяющий выявить взаимосвязи между технологиями, психологией и политическими аспектами. Применялись методы: анализ и синтез, позволившие создать теоретическую основу исследования и выявить эволюцию распространения радикальных идей; сравнение, позволившее определить исторический аспект и особенности современных угроз; метафорический анализ, способствующий образному осмыслению социальных процессов. Научная новизна исследования заключается в обобщении мер по комплексному противодействию угроз информационной безопасности, выявлении особенностей информационных угроз на современном этапе развития общества и их трансформацию в социальных процессах, проведена их классификация, предложены рекомендации по их противодействию. В результате проведенного исследования установлено, что цифровые технологии не только предоставляют новые возможности для политической мобилизации и социальной коммуникации, но также и создают вызовы и угрозы, требующие детального изучения и принятия соответствующих мер реагирования. Информационные угрозы действуют по принципу «пожара», то есть быстро распространяются, имеют широкий географический охват территории и сложности в осуществлении контроля. В этой связи, в условиях цифровой эпохи феномен «пожар в сознании» трансформировался в инструмент глобальных угроз, что обуславливает необходимость применения комплексного и междисциплинарного подхода для эффективного их противодействия. В условиях глобализации и технологического прогресса понимание механизмов и последствий информационных угроз становится стратегически важным элементом для обеспечения безопасности общества и государства.
Мировое сообщество обеспокоено влиянием сети Интернет и определенного контента в нем на несовершеннолетних, их психическое и физическое здоровье. Этому вопросу посвящены выступления представителей государственных органов, научных, вузовских и школьных сообществ, психологов, родителей и предпринимателей, заинтересованных в создании безопасного интернет-контента для детей. Все официальные и неофициальные лица, выступающие в международном и национальном информационных пространствах, признают одинаковую опасность влияния Интернета на детей вне зависимости от страны их проживания. Закономерное развитие процессов цифровизации под влиянием постоянно совершенствующихся технологий влечет за собой разработку и формирование правовых форм и методов защиты несовершеннолетних в сети Интернет, углубление связей между группами стран по данному вопросу, а также интеграцию правового регулирования разных государств в связи с обеспокоенностью по вопросу влияния информационных технологий на детей и поиском способов защиты прав несовершеннолетних. Сравнительное правоведение позволяет выявить общее и специфическое в административно-правовом регулировании обеспечения защиты детей в сети Интернет в правовых системах различных стран мира, установить возможность заимствования правовых элементов, определить общемировые и национальные тенденции. В данной статье автор рассматривает опыт Китайской Народной Республики по защите прав несовершеннолетних при использовании ими сети Интернет, в частности, меры, принятые в области административно-правового регулирования киберпространства. Органы исполнительной власти Китайской Народной Республики в своей деятельности установили возможность принятия мер административно-правового регулирования в сети Интернет для достижения различных государственных задач, в том числе сокращения времени, проводимого молодыми людьми за цифровыми устройствами, особенно за играми. Однако возникает вопрос: будут ли введенные меры регулирования эффективными? На основании новейшего практического опыта Китайской Народной Республики в вопросе административно-правового обеспечения защиты прав несовершеннолетних при использовании ими сети Интернет и мнений некоторых экспертов по данному вопросу автор делает выводы о необходимости научного обоснования, применения комплексных мер и междисциплинарного подхода к решению существующей проблемы.
В статье проанализированы новые понятия, введенные Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 478-ФЗ, такие как пропаганда нетрадиционных сексуальных предпочтений, педофилии и смены пола. Сформулирована цель: разобраться в значении упомянутых категорий и их потенциальном влиянии на правоприменительную практику и судебно-экспертную деятельность. Значение перечисленных терминов прежде всего рассматривается исходя из социокультурного контекста. Показано, что оценка степени традиционности сексуальных предпочтений и гендерно вариативного поведения осуществляется исключительно в рамках конкретного общества на основе существующих в нем правил и норм; сообщается, что отношение международного и российского общества к данным явлениям качественно различается. Отдельное внимание уделено анализу пропаганды рассматриваемых явлений. Отмечено, что в российском обществе пропаганда не всегда правильно трактуется, нередко ее подменяют категориями «оправдание» и «призыв», имеющими иное значение. В частности, рассмотрена категория «пропаганда педофилии», подчеркнут противоречивый характер результата совместного употребления данных номинаций: при условии понимания педофилии как расстройства сексуального предпочтения ее пропаганда невозможна. Исходя из данного логического рассогласования сделан вывод о возможной необходимости внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Предложено авторское определение трех рассматриваемых терминов; под пропагандой нетрадиционных сексуальных предпочтений, педофилии и смены пола автор статьи предлагается понимать убеждение массового адресата в правильности и целесообразности принятия соответствующих идей. Описаны возможности судебно-экспертной деятельности в контексте установления специальных признаков пропаганды рассматриваемых явлений, предложен трехэтапный алгоритм экспертного анализа: выявление основной темы спорного материала, авторского отношения и направленности на формирование у адресата готовности принять декларируемую автором точку зрения. Сформулирован общий вывод о том, что принятие закона о запрете пропаганды ЛГБТ требует дальнейшей совместной работы специалистов широкого профиля, направленной на поиск единого толкования нововведенных терминов, решение проблем клинико-диагностического и правового характера, разработку методического обеспечения правоприменительной и экспертной деятельности.
Рассматриваются вопросы, касающиеся многообразия теоретического осмысления обеспечения криминологической безопасности несовершеннолетних на международном уровне, а также анализа нормативного правового регулирования защиты прав детей. Отдельное внимание обращено на формулирование понятийного аппарата международно-правовой защиты несовершеннолетних. Предлагается введение в научный оборот авторского понятия международно-правовой защиты несовершеннолетних, под которой следует понимать систему нормативных правовых актов, закрепляющих права и свободы детей, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного несовершеннолетнего. Исследуется исторический аспект международно-правовой защиты прав несовершеннолетних. Отмечается, что международным сообществом принят целый ряд нормативных актов по проблемам обеспечения прав ребенка, предупреждения преступности несовершеннолетних, условий обращения с несовершеннолетними правонарушителями, организации правосудия. В частности, когда речь идет о несовершеннолетних правонарушителях, нормы международного права фактически формируют политику обращения с такими детьми. При этом ключевой идеей всех международных правовых актов в области борьбы с преступностью несовершеннолетних является признание приоритетности профилактических мер над карательными. Обращается внимание на то, что в условиях глобализации ни одна страна не сможет в одиночку эффективно бороться с преступностью, для этого необходимы согласованные действия всего международного сообщества. Вместе с тем не меньший интерес должен вызывать правоприменительный опыт зарубежных стран в сфере защиты детей, который в целом положителен. Представляется, что Россия также должна продолжать движение по пути сокращения числа мер уголовного наказания, связанных с реальным лишением свободы.
Цель. В публикации излагаются результаты исследования деятельности органов внутренних дел в борьбе с уголовной преступностью в 1970-е годы, когда происходила демократизация законодательства (на примере Свердловской области). В ходе историко-правового исследования основополагающими выступили принципы историзма и объективности, а также общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, аналогия и др. В процессе проведения исследования использовались труды ученых, нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ОВД, а также архивные материалы Центра документации общественных организаций Свердловской области. В результате проведенного исследования выявлены причины, оказавшие влияние на ухудшение криминогенной обстановки в 70-е годы XX столетия. Выводы и заключения: материалы данной публикации могут быть использованы для дальнейшего анализа деятельности органов внутренних дел в советский период с целью определения методов и приемов борьбы с уголовной преступностью и причин ее отрицательной динамики.
В научной работе предпринята попытка осмысления феномена «квадробинга» психолого-педагогическими средствами. Авторы анализируют представленное явление в системе координат угроз психологической безопасности личности несовершеннолетнего. На основе контент-анализа осуществляется изучение отечественных и зарубежных подходов и раскрывается феноменология «психологической безопасности личности-квадробера». Выдвигается идея социального разрушения личности несовершеннолетнего, занимающегося квадробингом. Соотносятся понятие и содержание психического здоровья и психологических последствий «хождения на четвереньках», сравниваются модели биологического поведения животных и человека.