SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Инвестиционное законодательство России и регионов российской Арктики несовершенно из-за бессистемности, хаотичности и противоречивости. У арктических регионов отсутствует единый подход в законодательной деятельности по части регионального инвестиционного закона - базового нормативного правового акта, регулирующего инвестиционную деятельность в регионе. Цель исследования - предложить рекомендации, направленные на совершенствование инвестиционного законодательства регионов российской Арктики. Проведен контент-анализ инвестиционного законодательства России и арктических регионов, где затронуты современные проблемы инвестиционного законодательства на федеральном и региональном уровнях. Выделены особенности регионального инвестиционного закона у субъектов Российской Федерации, полностью или частично отнесенных к сухопутным территориям Арктической зоны Российской Федерации. Отмечена необходимость группировки форм, методов и мер регулирования и поддержки инвестиционного процесса на финансовые и нефинансовые в инвестиционных законах регионов российской Арктики в целях единообразного отображения информации для упрощения, например, процедуры оценки эффективности деятельности региональной власти в части инвестиций. Сформулированы предложения по совершенствованию инвестиционного законодательства регионов российской Арктики, в том числе раскрыта необходимость разработки и применения модельного закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности на территории арктического субъекта Российской Федерации». Исследование выполнено в соответствии с тематикой государственного задания лаборатории социо-эколого-экономических систем Института социально-экономических и биоресурсных исследований ФГБУН «ФИЦКИА УрО РАН» (№ гос. регистрации темы ФНИР 125021902573-9).
Цель исследования заключается в доказывании того, что отказ от нормативного понимания права является главной угрозой законности, а также в представлении метода выявления смысла положений закона, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, для определения способов защиты законных прав и интересов. Применены следующие методы исследования: формально-догматический метод, который заключается в ограничении исследования текстом объектов исследования; конструирование из текста закона логических норм права; анализ судебных актов для выявления наличия или отсутствия в них обстоятельств, предусмотренных законом; синтез из судебных актов обстоятельств, указываемых основаниями привлечения к налоговой ответственности; правила логики определения понятий при соотнесении обстоятельств дела, указываемых в судебных актах, с понятиями юридических фактов, установленными в законе. На примере анализа судебной практики по налоговым спорам доказана произвольность правоприменения, начинающегося с пренебрежения к установлению и доказыванию формально определенных признаков налогового правонарушения. Отказ от узконормативного понимания права приводит к превращению законного налогообложения в извлечение государством незаконного дохода, подавлению экономической деятельности. При том что в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. особо отмечена недопустимость нарушения закона в отношении предпринимателей: «Они создают рабочие места, обеспечивают работой, зарплату платят людям». Доказательство практического вреда критики нормативизма подчеркивает научную новизну проводимого исследования, равно как и выявление правоположений, создаваемых правоприменительной практикой с искажением закона, для определения способов борьбы за право. Практическая значимость заключается в демонстрации того, как законное правоприменение может обеспечиваться использованием компьютерной программы «Лазер»-ИП-ГПК-2020 при адаптации ее к арбитражным спорам. При выявленном отсутствии реальной судебной защиты налогоплательщиков в порядке обжалования решений налоговых органов предложены способы защиты в исковом производстве.
Цель исследования — анализ законодательных определений электронной торговли в России и их соответствия подходам ЕАЭС и СНГ. Рассматривается эволюция понятия в российских законодательных инициативах с 2000 г., проводится сравнение дефиниций в актах ЕАЭС и СНГ, а также оценивается гармонизация российских норм с интеграционными процессами. Методологическая основа исследования. Формально юридический метод применялся для выявления специфики понятийного аппарата законодательных инициатив. Сравнительно-правовой метод позволил сопоставить российские подходы с международными моделями правового регулирования электронной торговли. Системный анализ обеспечил целостное рассмотрение исследуемых норм в контексте правовой интеграции. Результаты исследования демонстрируют, что в российском законодательстве отсутствует единый подход к определению электронной торговли, а предложенные законопроекты не всегда учитывают тенденции правового регулирования на уровне СНГ и ЕАЭС. В то же время, анализ актов интеграционных объединений показывает стремление к унификации понятия электронной торговли, однако уровень гармонизации остается недостаточным.
Реализация политики деофшоризации — одно из немаловажных направлений в Российской Федерации, поскольку от плодотворности её осуществления зависит рост, развитие экономики страны.
В статье рассматривается деятельность по осуществлению финансового контроля в контексте деофшоризации — процесса, направленного на снижение использования офшорных юрисдикций для уклонения от исполнения налоговых обязательств и повышения прозрачности финансовых потоков. Анализируется роль финансового контроля в обеспечении соблюдения налогового законодательства и его разновидности (уровни).
Целью исследования является более детальное рассмотрение данной области деятельности государства, а также внесение альтернатив, направленных на оптимизацию финансового контроля в сфере деофшоризации.
Основу исследования составляют формально-юридический, системно-структурный методы.
Результаты воплощены в возможных решениях по внедрению современных методов финансового контроля, способствующих повышению экономической устойчивости государства.
Вопрос ответственности исполнительных органов власти, в том числе в части проводимой государственной финансовой политики, имеет вневременную актуальность и служит индикатором развития гражданского общества. Работа посвящена изучению правовых основ и сложившейся практики реализации общественного и парламентского финансового контроля в Российской Федерации. Установлено, что общественный финансовый контроль в России не получил должного развития, ему свойственны низкий уровень инициативности субъектов контроля и преобладание таких форм, как общественные обсуждения и слушания проектов нормативных правовых актов. Парламентский финансовый контроль благодаря особому статусу парламентариев, наделенных полномочиями непосредственно народом, можно считать сочетанием государственного и общественного контроля. При этом отсутствие на современном этапе развития страны политической самостоятельности парламента сводит предметы парламентского финансового контроля к второстепенным вопросам. Важным аспектом финансового контроля является компетентность контролирующих органов, в связи с этим Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации являются наиболее полновесной формой осуществления парламентского финансового контроля. Автор видит наиболее перспективным направлением развития парламентского контроля дальнейшее совершенствование системы органов внешнего государственного финансового контроля, а также нормативное закрепление порядка их взаимодействия с контролем общественным.
Рассматривается понятие искусственного интеллекта, обращается внимание на его развитие и появление типов искусственного интеллекта, например «сильного искусственного интеллекта», определение которого получило закрепление в законодательстве. Подчеркивается важность пределов правового регулирования в сфере искусственного интеллекта. Осмысляются споры, возникающие в связи с внедрением технологий искусственного интеллекта в сферу банковских отношений, выявляются пробелы в законодательстве. Особое внимание уделяется вопросам финансово-правового регулирования технологий искусственного интеллекта, мерам финансовой поддержки таких технологий. Анализируются аспекты финансового стимулирования, выявляются пробелы в законодательстве, связанном с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обосновывается взаимосвязь систем управления налоговыми рисками государства при осуществлении налогового, таможенного, валютного и иных видов публичного контроля, влияющих на обеспечение налоговой безопасности государства. Делается вывод о необходимости единообразно зафиксировать в нормативных актах, регулирующих основания и процедуры такого публичного контроля, базовые принципы управления рисками и иными угрозами налоговой безопасности государства.
Налоговая оптимизация в определенных законом пределах позволяет налогоплательщикам уменьшить размеры уплачиваемых налогов, но зачастую налогоплательщики применяют методы и приемы незаконной налоговой оптимизации, что приводит к занижению налоговой базы и неполной уплате налогов. Об этом свидетельствуют участившиеся в средствах массовой информации сообщения о возбуждении уголовных дел в отношении интернет-блогеров по ст. 198 УК РФ – за неуплату налогов. Выявленные факты незаконной налоговой оптимизации – занижения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения в отношении интернет-блогеров – чаще всего связаны с дроблением бизнеса и выводом денежных средств на счет в зарубежных банках. Поскольку рынок информационных услуг стремительно развивается, то так же стремительно должны развиваться методы налогового администрирования, позволяющие отслеживать в автоматическом режиме сайты и транзакции крупных интернет-блогеров. При этом данные, собранные в автоматическом режиме, должны сопоставляться с данными бухгалтерского учета. В исследовании проанализированы механизмы налоговой оптимизации, применяемые интернет-блогерами, и предложены способы и методы противодействия им.
Современный период развития российского права тесно связан с процессами цифровизации, существенным образом меняющими ландшафт правового регулирования многих сфер общественных отношений. В частности, цифровая эпоха предполагает поэтапную трансформацию налогового права, и каждый из этих этапов отличается видом цифровых технологий, используемых субъектами налоговых правоотношений. Происходящие изменения затрагивают как правовое регулирование налогообложения в целом, так и отдельные институты налогового права, прежде всего, институт налоговой обязанности, играющий в системе отрасли ключевую роль. В статье проводится анализ теоретических подходов к периодизации развития правового регулирования налоговых отношений в целом, а также института налоговой обязанности. Подчеркивается, что подобная периодизация напрямую связана с поступательным внедрением цифровых технологий в сферу налогообложения. Предлагается трехэтапная модель цифрового развития института налоговой обязанности, которая формируется в настоящее время и включает в себя автоматизацию, цифровизацию и роботизацию. Первый этап предполагает автоматизацию налоговых обязанностей – использование субъектами налоговых отношений онлайн-сервисов, внедрение и развитие системы электронного документооборота и иных IT-проектов Федеральной налоговой службы России. Это, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса исполнения налоговых обязанностей. На втором этапе происходит внедрение блокчейна и других цифровых технологий, что влечет за собой качественную трансформацию налогового администрирования и задействует новых участников налоговых правоотношений. Роботизация налоговых обязанностей как результат внедрения технологии искусственного интеллекта находится на начальной стадии своего развития. В статье анализируется потенциальная возможность и риски введения налога на искусственный интеллект, а также вероятные изменения системы исчисления страховых взносов вследствие замены роботами отдельных профессий и категорий работников.
Статья посвящена обзору научных публикаций по противодействию отмыванию денег (ПОД). Предметом исследования является систематизация экономических явлений и процессов, раскрывающих роль финансового сектора в противодействии отмыванию преступных доходов (ОД). Основная цель статьи состоит в установлении научных аргументов за и против обременения финансовых организаций антиотмывочными мерами, выявлении малоисследованных аспектов в тематике публикаций и акцентировании внимания на их решении. В базах электронных библиотек e-library, ResearchGate, Academia проведен систематический обзор публикаций по ПОД с акцентом на специфические особенности различных финансовых и нефинансовых институтов. После изучения публикаций были определены их основные темы: деньги как главный ресурс теневой экономики, схемы отмывания денег, среда ОД, роль банков в ОД. Затем роль банков была изучена углубленно путем контентного анализа публикаций, указанных в ссылках отобранных источников. Установлены основные направления, в которых движутся ученые, работающие над этой темой, а также пробелы в исследованиях, которые могут быть устранены в будущих научных работах. Отмывание денег осуществляется в банковском секторе, иные секторы финансовой системы и нефинансовые виды деятельности используются преступниками для подготовки документов, скрывающих незаконное происхождение активов. Статья раскрывает перспективное направление исследований, обусловленное недостаточностью научных публикаций по проблеме установления адекватных мер воздействия со стороны регулирующих органов к физическим лицам и банкам за несоблюдение антиотмывочных норм, позволяющих соблюдать баланс между строгостью наказания (в целях профилактики будущих нарушений) и сохранением стабильности бизнес-процессов в банках (в целях укрепления репутации банковской системы).