SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 7 док. (сбросить фильтры)
Статья: КОМПОЗИЦИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

В статье представлен обзор исследовательских практик изучения речевого поведения педагога, а также представлена авторская концепция понимания речевой составляющей педагогической ситуации. Проведенный анализ исследований, посвященных вербальному поведению педагога, показывает разнообразие тематик и подходов. Однако их результаты недостаточны для разработки теоретической базы и обсуждения комплексных результатов исследований речевого поведения педагогов. Языковая сторона педагогической деятельности остается на сегодняшний день малоизученной, что влечет за собой возникновение противоречия между повышенными требованиями к профессиональной компетентности современных педагогов и отсутствием понимания и эффективного теоретико-методологического инструментария создания и анализа речи педагога. Решить обозначенную проблему возможно при условии рассмотрения педагогической ситуации и речевого поведения педагога с привлечением методов педагогической семиологии и когнитивной лингвистики: компонентного анализа, контент-анализа, системно-структурного анализа, метода интерпретационного и контекстуального анализа. Базу исследования составляют описания опыта образовательной деятельности признанных мастеров прошлого, педагогов- новаторов, современных зарубежных практиков. Цель данной работы - рассмотрение состава и композиции речевой деятельности педагога в трансдисциплинарном ракурсе. В концепции автора статьи речевая деятельность педагога рассматривается как основная составляющая при организации и протекании педагогической ситуации. Образовательные и воспитательные задачи педагогической ситуации решаются с помощью системы педагогических средств и взаимосвязанных с ними коммуникативных и речевых средств. Педагогическая ситуация в авторской концепции представляется как речевая ситуация, поэтому акцент делается на нескольких речевых моментах, которые характеризуют взаимосвязанные смысловые элементы педагогической ситуации, а именно ее начало, развитие и завершение. Особенностью речевой педагогической ситуации является целостность речевой структуры, которая определяется выбором наиболее адекватной речевой формы и речевых средств, сочетанием спонтанности и клишированности. Понимание педагогической ситуации как речевой открывает способ маркирования ее границ, определения ее как начинающейся, развивающейся и завершающейся на основе речи педагога, выделения педагогической ситуации из всей массы смежных явлений и процессов. Результаты исследования позволили продолжить реализацию задачи педагогической семиологии в деле прояснения терминологического аппарата современной педагогики и совершенствования подготовки будущих педагогов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ДОБРОВА ВИКТОРИЯ
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ЗАКОНЫ РИТОРИКИ: НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ

Статья посвящена определению критериев отграничения законов риторики от прочих постулатов, правильно отражающих особенности создания риторического произведения, а также анализу имеющихся в литературе перечней законов риторики и оценке их соответствия статусу «закона». Необходимость в таком списке обусловлена требованием формирования коммуникативной компетенции специалистов многих профессий, зафиксированным в ФГОС в различных позициях. Это предполагает наличие кратких и четкое сформулированных основных риторических процедур, с помощью которых указанная компетенция может быть успешно сформирована.

В статье представлен анализ более 40 научных работ, содержащих перечни законов риторики и объяснения к ним. Далее с помощью системного и сопоставительного анализа был произведен отбор предлагаемых законов, их анализ и оценка на соответствие требованиям, предъявляемым к понятию «закон». Статус закона получают только те формулировки, которые соответствуют главным ключевым требованиям, без выполнения которых создание публичной речи невозможно.

Далее утверждается, что законы риторики должны обсуждать именно специалисты в этой области. Имеющиеся же в нашей научной практике образцы законов риторики, предложенные специалистами смежных дисциплин (философии, психологии), не соответствуют основной процедуре создания речи. Принципы других наук могут использоваться только на метапредметном уровне и указывать направление, в котором следует двигаться риторике.

В результате применения перечисленных автором требований к законам риторики составлен список из восьми законов, представляющий последовательность тех действий, которые следует совершить оратору, чтобы создать эффективную воздействующую речь. В него включены как известные ранее законы, так и формулировки, предложенные автором.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): АНИСИМОВА ТАТЬЯНА
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: МАНИПУЛЯЦИЯ СМЫСЛАМИ КАК МЕТОДИКА ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ АНГЛОСАКСОНСКОГО ВЛИЯНИЯ И ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПЕРЕМЕН В ОБРАЗОВАНИИ

Данная статья посвящена такой животрепещущей проблеме, как влияние глобализационных изменений на традиционные культурные ценности, в частности на образование, на обучение родному языку. Мы пытаемся показать, как американская цивилизация трансформирует сознание россиян, насаждая чужеродные русской культуре понятия, которые находят выражение в языковых заимствованиях во многих сферах. Это отчетливо видно в трансформации смыслов, а именно, в замене слов с исконными русскими корнями на транслитерированные англо-американские понятия. В результате чужеродная ментальность вторгается в культурное пространство российских людей, вытесняет исконные понятия, не допуская даже адекватного перевода заимствованных понятий на русский язык, что наблюдается не только в сфере бизнеса или политики, но и в сфере образования. Данный процесс, как мы полагаем, не является объективным, не зависящим от субъектов. Он отражает наступление англо-американской идеологии и имеет целью коренную перестройку сознания русских людей, превращение российского народа в массу без традиций, без моральных ценностей, без языка. Как противодействие процессу колонизации сознания мы предлагаем проведение национально-ориентированной образовательной политики, которая позволит привить молодым поколениям ценности, укорененные в национальной культуре.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2019
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Жихарева Татьяна
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: ПОЛИТИЧЕСКИЙ, МЕДИЙНЫЙ, БЫТОВОЙ ДИСКУРСЫ - ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ, ЯЗЫКОВЫЕ РЕФЛЕКСЫ (НА МАТЕРИАЛЕ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ РУССКОЙ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ")

В данной работе мы обращаемся к теме взаимовлияния политического, медийного и бытового дискурсов. Объектом исследования служат слова и выражения из идиолекта политика, которые становятся прецедентными феноменами русского языка и фактами русской культуры. Это своеобразные языковые ярлыки, афоризмы, которые связываются в сознании общества с именем определенного политического лица. «Толковый словарь русской разговорной речи» в силу своей специфики позволяет не просто фиксировать подобные слова, но и отмечать (в специальных зонах словаря) стилистические и прагматические особенности тех или иных лексем, а также кратко описывать историю их употребления в русском языке. Как правило, такие слова заимствуются из «далеких», «иностилевых» для публичной речи сфер общения (бытовой дискурс, социальные и профессиональные жаргоны). Тиражируясь через СМИ, данные языковые единицы вовлекаются в общее употребление, что может приводить к их укоренению в национальном языке, к утрате словом жаргонного или просторечного статуса и др. изменениям. Употребление подобных языковых средств в целях выражения экспрессии обычно связано с нарушением литературной нормы, а также коммуникативных норм институционального общения. В статье анализируется речевая манера советских и современных политиков (Н. Хрущева, Б. Ельцина, В. Путина и др.), в основном на материале словарных статей из «Толкового словаря русской разговорной речи».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2019
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Какорина Елена
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: «АРХИТЕКТУРА» РЕПРЕЗЕНТАЦИИ «ЧУЖОГО» В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ ТЕРЕЗЫ МЭЙ

Цель исследования - выявить способы представления понятия «чужой» в политическом дискурсе Терезы Мэй. В статье рассматривается языковая архитектура понятия «чужой» на примере дискурса крупного политического деятеля Великобритании. Исследование выявило три структурных компонента понятия «чужой», репрезентированных в политических выступлениях Терезы Мэй: 1) «чужой» как враг; 2) «чужой» как политический оппонент; 3) «чужой» как политический соратник, в определённой ситуации представший как «чужой». Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые было выявлено и описано градуирование понятия «чужой» в его политической репрезентации, представленное средствами языка. В результате исследования установлено, что иерархия понятия «чужой», вычленяемая из текстов политических выступлений Терезы Мэй, имеет вектор языкового воплощения, направленный от эксплицитных языковых средств к имплицитным. Реализация понятия «“чужой” как враг» осуществляется исключительно эксплицитно представленными языковыми единицами. Понятие «“чужой” как политический оппонент» предстаёт преимущественно через имплицитно представленные языковые средства. Понятие «“ситуативно чужой” политический соратник» задействует в своей реализации более высокую степень имплицитности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Матвеева Анна
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ФГОС ООО ставит перед школой задачу использовать различные методики для качественного и эффективного обучения иностранному языку. Учитель иностранного языка помогает формировать и совершенствовать языковые компетенции. В методической статье мы рассматриваем приемы интерактивного обучения чтению на уроках английского языка для совершенствования читательской компетенции. Целью статьи является теоретический анализ интерактивных методов и приемов обучения, реализация занятий по английскому языку с применением интерактивных приемов обучения чтению для совершенствования читательской компетенции обучающихся девятых классов. Также рассмотрена эффективность применения таких интерактивных приемов обучения чтению на уроках английского языка, как ИНСЕРТ, американская мозаика, двойной дневник, паутинка ассоциаций. Показана уместность применения этих приемов в рамках календарно-тематического планирования. Анализ результатов эксперимента показал, что применение интерактивных приемов обучения чтению привело к положительной динамике уровня сформированности компетенций обучающихся в процессе работы с текстами.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): КНУРЕНКО В.
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЧЕВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В ВЫСТУПЛЕНИИ ДЖО БАЙДЕНА 6 ЯНВАРЯ 2022 ГОДА

Статья посвящена исследованию явления речевого манипулирования в политической коммуникации. Рассмотрены особенности речевой манипуляции, отличающие ее от речевого воздействия. Практическая цель состояла в определении случаев речевой манипуляции и анализе стратегий речевого манипуляции в выступлении действующего президента США Джо Байдена 6 января 2022 г. Для комплексного исследования речевой манипуляции был проведен риторический и лингвостилистический анализ, выявивший дополнительные способы манипуляции в речи Джо Байдена, а именно стилистические фигуры и тропы, языковые средства на лексическом и грамматическом уровнях.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ВЛАВАЦКАЯ МАРИНА
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем