SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В работе рассмотрены находки клепаных железных казанов на северо-западной периферии Саяно-Алтая из погребений кочевников второй половины IX-XIII вв. Пуб-ликуются описания находок и приводятся данные по датировке и этнокультурной принадлежности погребений, в которых они были найдены. Отмечается место казанов в погребальной обрядности кочевников Восточного Дешт-и Кипчак как подчеркивающее высокий социальный статус погребенных. Фиксируется сходство в технологии производства, форме железных клепаных казанов и их места в могилах восточных кипчаков и бронзовых клепаных казанов половцев в Восточной Европе. Высказана гипотеза о появлении у половцев клепанных бронзовых казанов, схожих с железными оригиналами восточных кипчаков, в связи с миграцией последних в степи Восточной Европы.
Впервые рассматривается орнаментированное стремя из известного раннесредневекового погребения в Балык-Сооке (Центральный Алтай). Оно позолочено и таушировано, украшено гравировкой в виде растительного орнамента. Погребение датируется в интервале второй половины VII - третьей четверти VIII в. Приводится широкий круг аналогий «статусным» стременам с пластинчатой петлей из памятников кочевой знати с территории Южной Сибири, Центральной Азии, Восточной и Центральной Европы.
Статья посвящена обобщению и анализу археологических источников, отражающих влияние культурной и религиозной буддийской традиции на территории юга Западной Сибири. Основным предметом изучения являются образцы торевтики широкого хронологического спектра от рубежа эр до эпохи средневековья. Такой широкий временной охват позволяет проследить не только динамику проникновения этой восточной традиции на сибирские территории, но и его постепенную внутреннюю и внешнюю трансформацию. Под внутренней трансформацией подразумевается развитие самой буддийской традиции, которая происходила с рубежа I в. до н. э. - II в. н. э., а затем появление ее различных толков, включая манихейство. Внешняя трансформация заключается не только в широком территориальном распространении внешних символов буддизма, но и их влиянии и адаптации в местных сибирских культурах. Признаки таких буддийских символов представлены в изображении причесок («кробилоса»), нимбов («мандорла»), налобных украшений («бинди»), декора в виде мотивов «пылающей жемчужины», «цветущей смоквы», «узла бесконечности». Наряду с этим в рамках интерпретаций учитывается, что ранний период существования и распространения косвенного влияния буддизма протекал формате активного взаимодействия с другими религиозными традициями - зороастризмом, митраизмом, христианством несторианского толка. Указанная особенность позволяет рассматривать все вышеперечисленные признаки в качестве косвенных и опосредованных при передаче буддийской религиозной традиции на территорию юга Западной Сибири. Необходимо также подчеркнуть, что в рамках общесибирского и дальневосточного регионов наблюдается явное территориальное своеобразие распространения элементов декора, связанных с буддийской традицией, обусловленных территориальными особенностями культурных связей.