SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Введение. Внедрение цифровых технологий в изучение текстов на старомонгольской письменности и востребованность машинного перевода актуализируют создание параллельного корпуса бурятских письменных источников на монгольской письменности. В рамках проекта Российского научного фонда «Параллельный корпус бурятских письменных источников на монгольской письменности: на пути к машинному переводу» проведены жанровый отбор источников, их транслитерация и перевод на русский язык. Целью статьи является анализ и ввод в научный оборот письменного наследия Соло Ванданова, рассмотрение проблем перевода и метаразметки текста на примере его сочинений. Материалы и методы. В основу проводимых работ легли разработки авторов диахронического корпуса бурятского языка, Национального корпуса бурятского языка, при помощи которых были представлены материалы из фондов Центра восточных рукописей и ксилографов, в частности историческое повествование Соло Ванданова «Поездка в Пекин». Результаты. Дана источниковедческая характеристика творческого наследия Соло Ванданова, приведены его биографические данные. Отмечено, что авторское сочинение «Поездка в Пекин» является ценным источником, написанным в жанре хождений. По описательному стилю и организации текста оно отличается от компилятивной истории буддизма в Индии, Тибете и Монголии. Анализ путевых заметок Соло Ванданова позволил выявить особенности построения предложений, наличие сложно-сочиненных конструкций. Выводы. Сочинения Соло Ванданова транслируют региональные черты письменной культуры бурят, а его путевые заметки являются оригинальным памятником жанра хождений на старописьменном монгольском языке. Материалы Соло Ванданова имеют большую научную значимость для характеристики письменного наследия бурят, стилистических и языковых особенностей.
Введение. В статье рассмотрены биография первого Ламын-гэгэна Лувсанданзанжалцана и его деятельность по распространению буддизма в Халха-Монголии в XVII в. Как известно, биографии монгольских лам являются ценными источниками не только по истории буддизма, но и по общей истории Монголии, в них содержатся конкретные сведения о тех или иных событиях, о которых не сохранилось данных в исторических летописях или документах. В успешном распространении буддизма в Халха-Монголии важнейшую роль сыграли монгольские ламы Ундур-гэгэн (1635–1723), Лувсанданзанжалцан (1639–1704) и Зая-пандита Лувсанпринлай (1642–1715). Если жизнь и деятельность Ундур-гэгэна Джебдзундамба-хутухты и Зая-пандиты, их роль в истории достаточно хорошо изучены, то этого нельзя сказать о Лувсанданзанжалцане, более известном как Ламын-гэгэн. Цель данной статьи ― восполнение пробелов о первоначальном этапе распространения буддизма среди халха-монгольских княжеств и о Лувсанданзанжалцане, одной из ключевых фигур в этом процессе. Материалы и методы. Основными источниками для статьи послужили монголоязычные переводы его биографии, написанной на тибетском языке Лувсанпринлаем, опубликованные архивные документы по истории монгольских монастырей и исторические хроники, публикации Д. Дашбадраха, Р. Бямбы, Д. Ганзорига, Ш. Сонинбаяра, С.-И. Юндэнбата, содержащие сведения, на основании которых был анализирован его вклад в распространение буддизма и его роль в истории Монголии второй половины XVII в. В рамках исследования использован комплекс общенаучных и специально-исторических методов, позволивших рассмотреть роль Ламын-гэгэна во взаимосвязи с историей монгольского общества данного периода. Результаты. Рассмотрены биография Ламын-гэгэна, этапы учебы, становления крупным религиозным деятелем. Подробно описана его роль в подготовке лам-хувараков и строительстве монастырей, приведены краткие сведения о его последующих перерожденцах. Уделено внимание экономической базе существования его монастырей и создания института шабинаров. Выводы. Результаты исследования позволяют заключить, что Ламын-гэгэн внес большой вклад в распространение буддизма в Монголии, а также буддийского учения и достижений многовекового опыта средневековых научных знаний Востока. Он был первым монгольским ученым астрологом и врачом, заложившим начало изучения наследия индо-тибетской медицины и создания ее монгольской ветви. Ламын-гэгэн являлся и крупным ученым, труды которого были опубликованы в 4-х томах, и переводчиком многих сочинений с тибетского на монгольский язык.
Данная статья посвящена истории влиятельного клана кунгратов монгольского происхождения, который смог занять особое место в структуре власти Золотой орды. Клан был тесно связан с чингизидами, занимал при них руководящие должности и оказывал существенное влияние на политику. Это племя наравне с мангытами и чингизидами составило элиту, сплотившую прежнее половецкое и пришлое монгольское кочевое население в новую ногайскую этническую общность. Исследование клановой структуры кочевых государств позволяет восстановить события золотоордынского исторического периода степей Северного Кавказа, который оставил важный след в судьбе народов, его населяющих.
Статья посвящена проблеме отражения в российской историографии известных сведений о памятниках местного летописания XVI века, написанных представителями служилого сообщества из числа дьячества и дворянства. В современной исторической науке не предпринималось попыток дать обзор накопленному комплексу сведений о произведениях, авторы которых были выходцами из светской среды, как отдельному явлению местной книжной культуры Российского государства. Введение памятников историописания, создававшихся лицами, которые работали без патронажа и прямого руководства светских и церковных властей, в более широкий контекст историографии эпохи Позднего Средневековья и Раннего Нового времени представляет интерес в связи с возможным изменением подхода к источникам как отражению взгляда автора на окружавшую его действительность. В статье особое внимание уделено сложившимся представлениям отечественных историков о происхождении, составе и авторстве Постниковского, Безднинского летописцев, а также Летописца дворян Извольских как произведений местного летописания. По ходу работы отмечены достижения М. Н. Тихомирова и Н. В. Белова по изучению текстов и социальных связей авторов Постниковского летописца и Летописца дворян Извольских соответственно. Особое внимание уделено дискуссии, посвященной личности и политической ориентации думного дворянина М. А. Безднина, а также целевому назначению летописца, созданного им в середине 1580-х годов после ухода в монастырь. Обзор отечественной историографии дворянского и дьяческого летописания в России XVI века показывает, что на периферии исследовательских интересов остались вопросы, связанные с авторским самосознанием создателей историописных произведений и принципами их работы в связи с отбором сведений для своих творений.
В статье впервые публикуется новый источник по истории семьи маршала Советского Союза А. М. Василевского - анкета его отца священника М. А. Василевского, написанная в декабре 1919 г. по запросу Иваново-Вознесенского ГубЧКа в ходе массового анкетирования духовенства, священно- и церковнослужителей Кинешемского уезда Иваново-Вознесенской губернии. Данное анкетирование проводилось с целью получения советскими органами сведений о настроении духовенства в рассматриваемый период и для дальнейшего планирования своей антицерковной политики. Анкета интересна тем, что, во-первых, она содержит малоизвестные сведения об отношении отца А. М. Василевского к Советской власти, к Декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви. Во-вторых, она содержит сведения о материальном положении семьи А. М. Василевского в годы Гражданской войны. В-третьих, документ является интересным историческим источником о положении провинциального духовенства в первые годы Советской власти. Публикуя документ, авторы приходят к выводу о том, что М. А. Василевский, как и большая часть духовенства Кинешемского уезда, положительно воспринял Декрет СНК, надеясь на декларируемое невмешательство Советского государства в церковную жизнь. При этом небольшая часть духовенства заявила об отрицательном отношении к отделению школы от Церкви. Но по отношению к Советской власти не менее половины духовенства, в том числе и М. А. Василевский, заняли отрицательную позицию, выраженную в формально нейтральных формулировках ответов.
Проведены почвенно-археологические исследования остатков постройки на территории «Древнеславянского городища» (городище Михайловский кордон, славянская боршевская культура конца I тыс. н. э.) в Воронежской области с целью получения новых данных о планировке городища, характере домостроительства, жизнеобеспечения, хозяйства, бытового обихода. Исследования позволяют говорить о специфике использования строительных комплексов на площади городища, о возможности определения времени их активного использования.
Более двух столетий отделяет нас от царствования Екатерины II (1762–1796). В. О. Ключевский так охарактеризовал эти годы: Екатерина II «провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории». Ее личности и преобразованиям разных сторон жизни России посвящены многочисленные мемуары и научные исследования, в которых содержится и положительная, и отрицательная оценка ее деяний. В задачу нашей работы входил обзор тех существенных изменений в области общественного призрения и защиты прав несовершеннолетних, которые произошли при Екатерине II и были ею инициированы. Ее законотворческая и преобразовательная деятельность в этой сфере была очень активной, был принят ряд мер, направленных не только на то, чтобы сохранить жизнь детям, но и сделать их полезными гражданами Российской империи «способом воспитания и образования». В комплекс социально-правовой помощи вошли воспитательные и сиротские дома, родильные госпитали и больницы, акушерские школы, деятельность которых была сосредоточена на поддержке подкидышей, детей незаконнорожденных и лишенных родительского попечения, а также бедных родильниц; введено женское образование, организованы коммерческие училища, кадетские корпуса, училище при Академии художеств, школы и др. Создаваемые по указаниям Екатерины II различные учреждения для детей наделялись особыми правами и преимуществами и провозглашались государственными. Все нововведения Екатерины II в области государственного призрения, здоровья детей, их воспитания и образования сопровождались изданием законодательных актов и распоряжений, в большинстве своем подготовленных ее сподвижником И. И. Бецким, однако в них излагались инициативы и взгляды, высказанные ею и иногда дословно включенные в текст этих документов.
В статье рассматривается динамика социальной структуры марийского населения в Башкортостане. Формирование социально-профессионального состава населения в советское время происходило в условиях существования двух неантогонистических классов - рабочих и колхозников, а также прослойки служащих. В рамках идеологической концепции выстраивалось распределение населения по общественным группам, которое отражало профессиональный состав занятых по отраслям народного хозяйства. Целью статьи является раскрытие этносоциальной структуры марийского населения в Республике Башкортостан с 1979 по 2010 год. Особое внимание акцентировано на ее трансформацию в период становления и развития рыночной экономики. Основу исследования составляют сравнительно-исторический и ретроспективный методы. Источниковая база включает материалы Всесоюзных и Всероссийских переписей населения, а также статистические материалы, изученные в архивах Федеральной службы госстатистики по Республике Башкортостан. Установлено, что более половины марийского населения было занято в сельскохозяйственном производстве, занимаясь растениеводством и животноводством с учетом того, что больше половины марийцев проживало в сельской местности. Несмотря на сложившийся характер расселения, определенная ее часть также представлена в других отраслях экономики, в том числе связанных с новейшими технологическими процессами. Выявлено, что в сфере промышленности марийцы больше были заняты в металлургии и машиностроительной отрасли, что является косвенным доказательством ориентации марийцев на городскую жизнь и выбор профессий, связанных с городскими условиями. Установлено, что весьма высокой была доля марийцев в сфере образования, поскольку это связано с функционированием школ со значительным контингентом школьников практически в каждой марийской деревне. Среди занятого населения - людей преимущественно умственного труда - значительной долей марийцы были представлены в сфере планирования и учета. Таким образом, анализ этносоциальной структуры марийского населения в Башкортостане показывает, что заметная доля марийцев была представлена практически во всех отраслях экономики республики.
Автор в представленной статье анализирует региональные формы и особенности актуальной модели исторической политики в современной Испании в контекстах мемориальных культур автономных сообществ на примере опыта Каталонии. Целью исследования является анализ современной политики памяти Каталонии в начале 2020-х годов. Автор анализирует роль и место региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников генезиса памяти и функционирования мемориальной культуры и коллективной исторической памяти в современных общественных, идеологических и политических дискурсах Испании на региональном уровне. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики испанского социума на уровне Каталонии в контекстах объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур и исторических политик миноритарных групп и национализмов в странах Южной Европы, выполненных с привлечением оригинальных источников и достижений современной междисциплинарной историографии, сфокусированной на анализе исторической политики, мемориальных культур и исторических коллективных памятей. В статье показано, что 1) интеллектуальные сообщества Каталонии являются системными сегментами современного общества, которые вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры, 2) спектр мемориальных практик каталонских интеллектуалов ограничен преимущественно их участием в укреплении гражданской и этнической идентичности, 3) мемориальные практики Каталонии взаимосвязаны с развитием гражданского дискурса на региональном уровне и переосмыслением исторического опыта ХХ века через призму идеологии миноритарных национализмов. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в мемориальной политике актуализирует политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества.
Народы Средней Азии на протяжении всей своей многовековой истории переживали сложные этнокультурные процессы. Такая ситуация наблюдается во всех тюркских племенах, в том числе и в катаганах, входящих в состав узбекского народа. Анализируя исторические источники, этнографические, археологические, топонимические, лингвистические, антропологические материалы и полевые данные, можно увидеть, что катаганы были одним из древнейших узбекских племен. Катаганы и входившие в их состав роды долгое время жили на обширных территориях от берегов Амударьи до Байкала. Именно поэтому в исторических источниках они упоминаются как монгольское, казахское, киргизское или узбекское племя. На самом деле племя катаган формировалось на протяжении многих веков благодаря близким связям тюркских племен, проживающих в Южной Сибири, Монголии, Средней Азии и Восточном Туркестане. А это указывает на то, что история катаганов тесно связана с историей других тюркских народов. В свое время учеными мира высказывались разные мнения о происхождении рода катаган. В разные исторические периоды предки катаганов назывались саттагидами, бхаттаварьянами, итагаканами, хатакинами, хутталанами и халаджами. Когда образовался племенной союз катаганов, в него вошли многие племена Бухарского ханства. Местные тюркские племена, жившие в бассейнах Амударьи и Сырдарьи, сыграли важную роль в формировании узбекских катаганов. По традиции у кочевых народов тюркское население называлось по имени народа, к которому принадлежали их беки. В данной статье представлены сведения о происхождении, расположении и родовых делениях катаганов.