SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…

Результаты поиска: 3 док. (сбросить фильтры)
Статья: ИЗОБРЕТЕНИЕ КОНЦЕПТА РЕАЛИЗМА В СХОЛАСТИКЕ

Античное разделение мира на домены идей и вещей подготовило почву для вопрошания о подлинном существовании. В частности, оказалось, что реальность может быть приписана идеям, а может быть приписана вещам. Заданная напряжением между платоновской и аристотелевской онтологиями проблема статуса общих понятий воплотилась в средневековой философской дискуссии, часто облекаемой в теологическую форму. В статье реконструируется полемика вокруг онтологического статуса универсалий в рамках нескольких схоластических учений. Суть этой полемики в ракурсе, представляющем онтологический и гносеологический интерес, сводится к уточнению категориальной сетки, в рамках которой складывается возможность выносить суждения о реальности. Существует как минимум три ключевые позиции, отражающие воззрения схоластических мыслителей на онтологическую природу универсалий: реализм, номинализм и концептуализм. Основные расхождения между ними обусловлены отличающимися мнениями относительно вопросов автономности существования универсалий, зависимости их от ума и вещей, а также по поводу их материальности. В данном исследовании воспроизводятся ключевые ходы схоластической мысли реалистов (А. Кентерберийский), номиналистов (У. Оккам), концептуалистов (П. Абеляр) и умеренных реалистов (Ф. Аквинский), вокруг которых формируется концептуальная подоплека разговора о реальности. При этом выяснилось, что концепт реализма (которого в период схоластики еще нет в философском обиходе) обретает свои черты в пересечениях и противоречиях между позициями в диапазоне от крайнего реализма до крайнего номинализма. Среди прочего оказалось, что набор альтернативных решений проблемы универсалий отразился на широкой философской проблематике Нового времени (по линии гносеологических учений рационализма и эмпиризма) и современности (в проектах спекулятивного реализма, плоских онтологий, а также в поле философии сознания). В то же время следует признать, что и позднейшая разработка концепта реализма и связанной с ним проблематики познания оказала ретроспективное влияние на соотнесение схоластических позиций между собой.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Кудба Владислав
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем
Статья: ПРИНЦИП УПРАВЛЯЕМОЙ ЭВОЛЮЦИИ В ТЕОРЕТИЧЕСКИХ РАЗРАБОТКАХ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА

Статья содержит концептуальный анализ теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) авторства Г.С. Альтшуллера. ТРИЗ рассматривается как проявление характерного для многих областей науки и культуры времен Холодной войны организационного принципа алгоритмической рациональности. Автор приходит к выводу, что в ТРИЗ этот принцип проявляется в виде организующей метафоры «управляемой эволюции». Вначале проводится анализ ТРИЗ как теории технического прогресса с привлечением классификационного аппарата, предложенного Юном Эльстером, затем - сравнительный анализ ТРИЗ и французской философии техники 1932-1958 гг., «механологии». Сходством обладают общефилософские основания теорий, тогда как различия коррелируют с проявлениями алгоритмической рациональности в ТРИЗ. Тип алгоритмической рациональности соотносится с более общим представлением о социально-экономических отношениях в обществе, что позволяет говорить о различии советского и американского подходов к рассмотрению картины мира, а также сделать предположение о существовании отдельного типа теории технического прогресса.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Доступ: Всем
Статья: Сложность в ракурсе онтологического поворота в современной антропологии

В статье исследуются формы репрезентации идеи многообразия бытия, сложившиеся за пределами западноевропейской философии и науки. В работе представлен анализ предложенных Ф. Дескола, Э. Коном и Э.В. де Кастру реконструкций «индейских» онтологий, которые позиционируются как альтернативная западу «метафизика». Выстраиваемые в рамках антропологических реконструкций модели опираются на ряд онтологических допущений (мультинатурализм, переспективизм, мультимодальность), которые рассмотрены как формы репрезентации многообразия. Автором исследованы границы децентрированной онтологии многообразия, особенности взаимосвязи объективной и субъективной сложности в мифологии индейских коллективов. В контексте описанных теоретических моделей сложность рассмотрена как реляционная, трансверсальная категория, релевантная для описания процессуальности сущего, многообразия человеческого опыта, взаимосвязи человека, общества и культуры. В статье также представлен сравнительный анализ представлений о многообразии, сложившийся в «индейской» метафизике и в направлениях современной философии («новые онтологии») и науки (синергетика).

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ополев Павел
Язык(и): Русский, Английский
Доступ: Всем