SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье представлены теоретические подходы к изучению уровня психологического благополучия студентов в эпоху цифровизации через призму полипарадигмального подхода. Авторы статьи анализируют этапы перехода обучения в вузе от системы очного обучения (офлайн) к дистанционному обучению (онлайн) и позднее - смешанного обучения. Новый этап цифровизации авторы связывают с внедрением искусственного интеллекта и формированием новой парадигмы образования в формате цифрового континуум. Семантический анализ центральной дефиниции позволяет проследить его трактовку и представить краткий обзор диагностического инструментария для выявления уровня психологического благополучия в отечественной и зарубежной науке на основе полипарадигмального подхода. Актуальность исследования обоснована потребностью изучения психического состояния студентов на этапе цифровой турбулентности, для которой характерны разновекторные динамичные изменения, сложность и недостаточная предсказуемость использования искусственного интеллекта. Цифровая турбулентность приводит к появлению новых сложных адаптационных механизмов у студентов в период обучения в вузе. Сопровождение профессионального становления студента возможно посредством полифункциональной деятельности тьютора, проект модели которой представлен авторами статьи.
Обоснование. К группе одних из самых распространенных заболеваний в мире относится сахарный диабет. Динамика распространенности сахарного диабета растет с каждым годом, кроме того, большинство статистических данных отмечают ранний возраст возникновения болезни. Несомненно, заболевание оказывает влияние на многие факторы в развитии личности, однако в поле нашего зрения попадает проблема взаимосвязи отношения родителей к заболеванию ребенка с отношениями в семье. Указанные факторы играют ключевую роль в формировании личности, собственного отношения ребенка к своему заболеванию, эмоционального состояния и адаптационных возможностей.
Цель исследования состоит в выявлении взаимосвязи отношения родителя к болезни ребенка сахарным диабетом и отношениях в семьях.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 72 респондента (2 отца, 70 матерей). Все респонденты отметили наличие 1-го типа сахарного диабета у детей. Большинство родителей (66,6 %) после постановки диагноза ребенку не обращались за психологической помощью; у остальных были обращения за психологической помощью. Исследование проводилось при помощи специализированных чатов для родителей, воспитывающих детей с сахарным диабетом, и в чатах для взрослых людей, у которых в анамнезе имеется заболевание сахарным диабетом. Использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика отношения к болезни ребенка» (В. Е. Каган, И. П. Журавлева), «Опросник эмоциональных отношений в семье» (ОДРЭВ) (Е. И. Захарова), «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Результаты. Наибольшее количество корреляционных связей имеет выраженная тревога родителя как показателя отношения к заболеванию ребенка со следующими переменными семейных взаимоотношений: гиперпротекцией, недостатком требований или обязательств, неустойчивостью стиля воспитания, фобией утраты, вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтением женских качеств, воспитательной неуверенностью родителя, отношением к себе как к родителю и чувством, возникающим во взаимодействии с ребенком.
Заключение. Выявленная структура доказывает связь эмоционального компонента отношения родителя к заболеванию своего ребенка (положительного или отрицательного) и внутрисемейных отношений. Полученные данные будут особенно полезны для работы клинических психологов, оказывающих психологическую помощь и сопровождение в условиях амбулаторного приема или стационара при отделении эндокринологии, врачам-эндокринологам, врачам-диабетологам.
Обоснование. Современная студенческая молодежь представляет собой особую категорию населения, являющуюся потенциалом для решения демографических проблем общества, актуальным является изучение смысложизненных ориентаций, семейных ценностей и отношения к родительству.
Цель: выявить психологические детерминанты материнства и смысложизненные ориентации у студенток младших и старших курсов обучения. Материалы и методы. Обследованы 150 студенток репродуктивного возраста (от 18 до 25 лет), обучающихся медицинского университета. Для исследования психологических детерминант материнства применялся «Опросник деторождения» (М. Н. Родштейн), для изучения смысложизненных ориентаций применялся «Тест смысложизненных ориентаций» (Д. А. Леонтьев). Исследование было проведено анкетным опросом в очной форме. Математико-статистическая обработка данных была осуществлена с применением программы SPSS Statistics.
Результаты. Выявлено, что актуальные жизненные ориентации девушек-студенток направлены на реализацию образовательной деятельности и построение профессиональной траектории. Однако осознание важности создания семьи и психологическая готовность к осуществлению роли матери в будущем остается нереализованной и может стать проблемой в построении гармоничных взаимоотношений с противоположным полом. Учитывая полученные данные, необходимо формировать ценностное отношение к созданию семьи, материнству и адекватной оценке способности к осуществлению роли матери у девушек.
Заключение. Выявленный относительно низкий уровень готовности к семейной жизни и осуществления родительской роли свидетельствует о необходимости создания системы психологической подготовки студенток к созданию семьи и материнству.
Обоснование. Статья посвящена проблеме подготовки матерей к их участию в абилитационном процессе с использованием материнского монолога и специально подобранной музыки как технологии решения проблем развития ребенка дошкольного возраста.
Цель: обосновать необходимость участия матери в абилитационном процессе, где мать ребенка является главным создателем, исполнителем и сорежиссёром (помощником психолога) сценария всех коррекционных техник, основанных на методике использования материнского монолога.
Материалы и методы. Базой исследования (2015-2024 гг.) выступили муниципальные дошкольные образовательные учреждения: № 481, 385, 281, 369, «Золотой Ключик» г. Новосибирска, а также мамы детей, которые проходили курсы реабилитации в реабилитационном центре им. А. И. Бороздина, в медицинском центре абилитации детей «Святитель Лука» (г. Бердск). Возраст матерей - 18-47 лет. Методологию исследования влияния материнской абилитации составили основные положения системного подхода, предложенные Б. Ф. Ломовым, а также культурно-историческая концепция Л. С. Выготского. Исследование успешности обучения матерей технологии материнской абилитации осуществлялось с использованием методики «Шкала степени отверженности ребенка в семье» А. И. Баркан, анкеты, разработанной О. В. Лисиченко совместно с сотрудниками медицинского университета. Исследование осуществлялось по модели формирующего эксперимента.
Результаты. В ходе эксперимента выявлены значимые различия по параметрам степени отверженности ребенка в семье, восприятия ребенка матерью в процессе реабилитации. Заключение: подготовка психологом матерей к реализации методики материнской абилитации (использования материнского монолога вместе со специально подобранной музыкой) эффективна для их обучения использованию всех компонентов технологии. Применение разработанного комплекса материнской терапии позволяет повысить эффективность материнской психотерапевтической функции на ранних этапах развития ребенка.
Обоснование. В русскоязычной научно-психологической литературе к текущему моменту отсутствует традиция классификации психического процесса интуиции на отличные друг от друга формы в зависимости от их структурных различий - относительной «узости» или «разнообразия» входящей и обрабатываемой информации. Поэтому работа по выявлению таковых на базе русскоговорящей выборки может внести вклад в систематизацию знаний об интуиции в рамках отечественной психологической науки.
Цель: посредством наличествующих в англоязычной исследовательской литературе идей и подходов выявить у участников русскоязычной выборки специфические формы интуиции, могущие отличаться друг от друга структурно - относительной «узостью» - «разнообразием» входящих и обрабатываемых данных.
Материалы и методы. Для реализации поставленной цели на базе русскоговорящей выборки была повторена часть экспериментальной работы J. Pretz и K. S. Totz, в соответствии с которой 210 человек заполнили Опросник интуитивного стиля S. Epstein, после был предпринят факторный анализ результатов заполнения. Факторный анализ реализовывался с помощью программного приложения IBM SPSS Statistics v.23.0.
Результаты. Обнаружено, что Опросник интуитивного стиля С. Эпстайна содержит четыре латентных фактора, два из которых не связаны с внутренними шкалами опросника, но указывают на структурно отличные друг от друга формы интуиции с точки зрения относительной «узости» - «широты» входящих и обрабатываемых данных.
Заключение. Результаты настоящего исследования могут открывать серьезные перспективы для дальнейшего исследования процесса интуиции. Например, послужить отправной точкой для создания новых интуитивных опросников, которые нацелены на выявление её различных форм.
Введение. В статье рассмотрено использование методов математического моделирования при изучении влияния социальных факторов на наркотизацию подростков.
Цель исследования: создание математической модели, дающей оценку влияния основных социальных факторов на уровень наркотизации подростков на основе социально-демографической информации о семьях подростков.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 54 подростка в возрасте 13-17 лет из общеобразовательных школ Москвы и Московской области, ранее проходившие лечение от наркозависимости в стационарах и реабилитационных центрах, а по его завершению - амбулаторное лечение. Все подростки приняли участие в исследовании добровольно и дали письменное согласие на участие в нем. Для подростков до 15 лет были также получены согласия их родителей. Для исследований использовалась методика многофакторного эксперимента Д. А. Дегтярева в части обработки данных. В проведенном исследовании рассмотрена интерполяционная задача для психологии. Для ее решения проведено измерение функции отклика при фиксированных значениях факторов, другими словами, проведен опрос респондентов.
Результаты исследования. Было изучено влияние основных социальных факторов на наркотизацию подростков. Решение интерполяционной задачи осуществлялось в несколько этапов. Проведено анкетирование и обработка социально-демографической информации о респондентах, на основании которой построены аппроксимированные графические зависимости. Выбраны четыре социальных фактора: тип семьи, количество детей в семье, уровень образования родителей, возраст матери на момент исследования, а также возраст, в котором она родила первого ребенка. Подобраны функции для каждого фактора. Получена обобщенная математическая модель и произведена проверка всех факторов по критерию Фишера.
Заключение. Полученная математическая модель позволяет сделать прогноз уровня наркотизации в определенном населенном пункте или регионе. С ее помощью можно теоретически рассчитать ресурсы и целенаправленно вести работу с семьями и с подростками, для которых характерен высокий риск наркотизации.
Введение. В статье представлен обзор отечественных и зарубежных исследований, посвященных вопросу изучения широкого круга особенностей взаимоотношений матери и ребенка раннего возраста, а также матери и двойни раннего возраста. Материнская позиция является центральным феноменом, рассматриваемом в статье через призму факторов, влияющих на материнское поведение и исполнение материнских функций.
Материалы и методы. Осуществлен анализ 124 статей, опубликованных в базах данных Scopus, Semantic Scholar, PubMed, Bielefeld Academic Search Engine, РИНЦ и Crossref преимущественно с 2000 по 2023 год, в которых использованы ключевые слова, отражающие материнско-детское взаимодействие в семьях с одним ребенком или двойней раннего возраста.
Результаты. В обзоре внимание сфокусировано на материнской сфере женщины, осуществляется анализ влияния ценностно-смысловых аспектов материнства, актуального психоэмоционального состояния, а также параметров чувствительности и отзывчивости матери на психическое здоровье и развитие одного ребенка и двойни раннего возраста. Раскрывается понятие материнской позиции у женщин, воспитывающих одного ребенка и двойню раннего возраста. Данная позиция проявляется в конкретном поведении женщины, которое обусловлено ее ценностным отношением к роли матери, чувствительностью к состоянию ребенка, пониманием его индивидуальных особенностей, а также отражает ее оценочное отношение к выполнению своих функций. Материнская позиция женщины, воспитывающей двойню раннего возраста, претерпевает изменения ввиду того, что мать одновременно является частью двух диад «мать - дитя». Обзор показывает, что матери близнецов раннего возраста склонны обобщенно фокусировать свое внимание на двойню и выстраивать единое взаимодействие с детьми, не уделяя достаточного внимания характеристикам и потребностям каждого ребенка в отдельности. Исследования показывают снижение чувствительности и отзывчивости матерей близнецов, что влияет на качество взаимодействия с ними и удовлетворения потребностей детей.
Заключение. Материнская позиция как система отношений матери к ребенку, проявляющаяся в определенном материнском поведении и качестве выполнения материнских функций, является многокомпонентным конструктом и имеет свои специфические различия в ситуации воспитания одного ребенка или двойни раннего возраста. Она тесно связана с чувствительностью и отзывчивостью матери и может быть сопоставлена с параметрами адаптации к материнской роли. Обзор показал необходимость проведения эмпирических исследований материнской позиции женщин, воспитывающих детей раннего возраста, в том числе имеющих различные нарушения в развитии.
В данной статье рассматривается проблема детского воровства. Оценена эффективность разработанной психолого-педагогической программы, направленной на коррекцию делинквентного поведения младших школьников. Описано, что лежит в основе программы, и выявлены направления работы, представленные в данной программе. Основные виды упражнений были направлены на расслабление, освобождение от переживаний, развитие навыка вербализации чувств, установление положительного эмоционального состояния и работу над тактильно-кинетической чувствительностью. Программа реализована с участием социального педагога и педагога-психолога. Сделан вывод, что реализация предложенной программы является эффективным подходом в коррекции детского воровства.
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи (на примере обучающихся техникума). Описываются и анализируются особенности ценностных ориентаций студентов, обучающихся на младших и старших курсах. Анализ результатов показал, что ценностные ориентации студентов I и IV курсов отличаются по ряду характеристик, проявление которых обусловлено закономерностями возрастного развития. У обучающихся I курса в списке предпочитаемых терминальных ценностей наличие хороших и верных друзей, здоровье, активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, любовь. У студентов IV курса в приоритете здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. В выборе инструментальных ценностей студенты I курса показали ориентированность на аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, а также ответственность и независимость. Обучающиеся IV курса выделили среди инструментальных ценностей жизнерадостность, независимость, образованность, воспитанность и честность.
Статья посвящена анализу проблемы взаимосвязи стрессоустойчивости и личностного адаптационного потенциала (на примере студентов университета). Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что стрессоустойчивость и личностный адаптационный потенциал взаимосвязаны. Адаптационные способности зависят от психологических особенностей человека, которые определяют возможности адекватного регулирования состояния стресса. Чем более выражен адаптационный потенциал, тем выше вероятность того, что человек сохранит работоспособность и высокую эффективность деятельности при воздействии психогенных факторов внешней среды. Чем выше уровень развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и самого процесса адаптации, тем выше вероятность успешной адаптации человека. Студенты университета с более высоким личностным адаптационным потенциалом более устойчивы к воздействию стрессов. Для лиц с высоким уровнем стрессоустойчивости характерны достаточный и высокий уровень нервно-психической устойчивости, жизнестойкости, волевой саморегуляции (настойчивость, самообладание), управления эмоциями, самомотивации.