SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 23 док. (сбросить фильтры)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГАМИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ЗАДАЧА ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье раскрывается специфика педагогической деятельности, ее многозадачность, подчеркивается высокий уровень коммуникативной нагрузки и ответственности специалистов. Отмечается, что применение психолого-педагогических знаний позволит педагогу не только эффективно выстроить взаимодействие со всеми субъектами образовательных отношений, повысить качество образования, но и сохранить собственное профессиональное здоровье. Утверждается необходимость включения в содержание внутрикорпоративного обучения тематических блоков психолого-педагогической направленности. Актуализируется проблема отсутствия научно обоснованных представлений о проектировании и реализации в общеобразовательных организациях систем внутрикорпоративного обучения, в том числе обеспечивающих овладение педагогами научными психолого-педагогическими знаниями. Ставится цель исследования, заключающаяся в разработке и обосновании содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, предусматривающего популяризацию среди педагогов научных психолого-педагогических знаний и их использование в профессиональной деятельности. Анализ научной литературы позволил установить важность и перспективность применения научных психолого-педагогических знаний для повышения качества образования современных школьников. Констатируется значимость включения в программы внутрикорпоративного обучения содержания, расширяющего знания специалистов в области современных достижений психологической и педагогической наук. Обосновывается значение непрерывного профессионального развития для повышения эффективности работы персонала образовательной организации. Методологическим основанием исследования выступают положения П. М. Сенге о самообучающейся организации, в которой развитие коллектива успешно осуществляется в командных видах работы на основе единой корпоративной культуры при совершенствовании системного мышления ее субъектов. Результаты исследования состоят в определении подходов к осуществлению в общеобразовательной организации внутрикорпоративного обучения, ориентированного на освоение педагогами способов результативного применения научных психолого-педагогических знаний в профессиональной деятельности. Охарактеризованы направления совершенствования психолого-педагогических знаний педагогов: а) продуктивное педагогическое взаимодействие с обучающимися, в том числе с особыми контингентами детей; б) педагогическое просвещение родителей, бесконфликтное взаимодействие с семьей; в) профессиональное здоровье педагога, успешное сотрудничество с коллегами. Охарактеризовано содержание данных направлений, определены актуальные тематические линии для изучения специалистами. Обозначены активные методы обучения, направленные на выстраивание командой работы педагогов. Раскрыты информационные ресурсы, выступающие источниками для расширения психолого-педагогических знаний субъектов образования. Научная новизна исследования состоит в разработке содержания внутрикорпоративного обучения персонала в общеобразовательной организации, отражающего способы применения научных психолого-педагогических знаний для решения актуальных задач профессиональной деятельности. Для освоения данного содержания дополнительного профессионального образования предложены творческие методы обучения: педагогический детектив, образовательный театр. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о непрерывном профессиональном развитии педагогов общеобразовательных организации в части проектирования содержания их внутрикорпоративного обучения, подтверждении роли научных знаний в повышении результативности профессиональной деятельности педагогов. Практическая значимость публикации заключается в целостном представлении нового подхода к проектированию содержания внутрикорпоративного обучения педагогов, основанного на применении научных психолого-педагогических знаний. Предложенная практика может быть востребована при осуществлении межкурсовой подготовки педагогов общеобразовательных организаций, проектировании содержания дополнительных профессиональных программ, реализуемых в институтах развития образования и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Ильясова Ольга
Язык(и): Русский
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по реализации комплекса предложенных педагогических условий. Для оценки эффективности проделанной работы по повышению уровня мотивации к учебно-профессиональной деятельности использована авторская система критериев и показателей.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Павлова Валентина
Язык(и): Русский
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ «ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА»

В статье представлена ретроспектива развития понятия «дети дошкольного возраста группы риска». Исследование проведено на основе теоретического анализа отечественной научной литературы с 1991 по 2025 гг. Отмечено, что в современном образовании наблюдается тенденция к увеличению дошкольников, которых можно отнести к данной группе. Приведены характерные подходы к описанию рассматриваемой категории детей в отечественном образовании и критерии для отнесения к ней. Обнаружены ключевые направления и этапы исторического развития понятия «дети группы риска». Сделан вывод, что категория детей дошкольного возраста группы риска расширилась с внедрением в нашей стране инклюзивного образования и является актуальной на этапе дошкольного образования и функционирования психолого-педагогической помощи. Данная сводная информация необходима, чтобы учитывать весь спектр детей дошкольного возраста, подпадающих под категорию «группа риска». Цель исторического анализа – уточнение современного понимания термина «дети дошкольного возраста группы риска», определение критериев для отнесения к данной типологической категории. В дальнейшем это позволит выявить общие проблемы этой группы дошкольников, определить закономерности обучения и воспитания для организации ранней помощи.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Зюкова Вероника
Язык(и): Русский
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ ПОДРОСТКОВ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ

Изучению формирования познавательной потребности школьников, как фундамента возникновения и развития учебной мотивации, посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований, и, тем не менее, актуальность решения различных аспектов ключевой проблемы практики школьного образования остается актуальной. Цель нашего исследования заключается в выявлении и изучении связи между удовлетворенностью жизнью и уровнем интенсивности сформированности познавательной потребности обучающихся подросткового возраста, а также возможного взаимовлияния изучаемых феноменов. Исследование проведено на базе общеобразовательной школы г. Москвы, в котором приняли участие 678 подростков возрастной категории 14-15 лет (7-8 классы). Использованы методика В. С. Юркевич по выявлению интенсивности познавательных потребностей и Шкала удовлетворенности Э. Динера. Получены статистически значимые связи, между удовлетворенностью жизнью и - частым занятием умственной деятельностью (,753**); - предпочтением трудного вопроса на «сообразительность» (,683**); - чтением дополнительной литературы (,766**); - эмоционально-позитивным отношением к интересному заданию (,782**); - активностью на уроке в виде вопросов к учителю (,649**) при ** - уровень значимости р ≤ 0,01. По результатам регрессионного анализа выявлено, что удовлетворенность жизнью подростков можно рассматривать как предиктор частоты занятий умственной деятельностью школьника (B=0,096 при уровне значимости 0,012 и показатель R2 = 0,009) и такой формы активности на уроке, как вопросы учителю (B=0,127, уровень значимости 0,001, показатель R2 = 0,016.). Гипотезы исследования подтверждены, в частности, установлены значимые связи между удовлетворенностью жизнью школьников подросткового возраста и познавательной потребностью; доказано, что удовлетворенность жизнью обучающихся подросткового возраста может рассматриваться как предиктор, определяющий развитие познавательной потребности.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ЛАНЩИКОВ Д.Н.
Язык(и): Русский, Английский
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

В работе затронута проблема речевого развития детей младшего школьного возраста в части автоматизации звукопроизношения. Для закрепления сложной последовательной речевой структуры необходимо затормозить старые неправильные динамические стереотипы и выработать новые. Логопедическое сопровождение должно проводиться системно и поэтапно, с соблюдением особых психолого-педагогических условий.

В статье рассмотрены основные направления и приемы работы специалиста по автоматизации звуков. Важным при проведении занятий является четкое соблюдение поэтапности процесса (в слогах - в словах - в предложении - в связной речи), использование дидактических игр, произнесение звуков в сопровождении движения, отстукивание ритма, применение разной мимики, интонации и разных анализаторов.

В работе представлена авторская методическая разработка - конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах».

Формат документа: pdf
Год публикации: 2023
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Карасева Светлана
Язык(и): Русский, Английский
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕТАКОГНИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ПЯТИКЛАССНИКОВ ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Статья посвящена разработке программы развития метакогнитивных качеств пятиклассников для роста образовательных достижений в математике. Решается проблема недостатка психолого-педагогических средств повышения качества математического образования школьников, приведены научные данные о возможности разработки и реализации такой стратегии через развитие метакогнитивных качеств личности школьника. Содержание метакогнитивных качеств показано в контексте ресурса роста образовательных достижений школьников в математике. Программа апробирована в группе учеников пятых классов в одной из школ г. Владивостока в рамках проектной деятельности студентов-психологов по запросу администрации школы. Содержание уникальной программы с включением оригинальных вопросов позволяет воспроизвести ее для роста образовательных достижений других школьников.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2025
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Структурная модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза

Введение. В статье предпринята попытка описать структурную модель готовности к саморазвитию у курсантов военно-медицинского вуза. Проанализированы трактовки понятий «готовность» и «готовность к саморазвитию». На основе кластерного анализа проведено эмпирическое исследование, которое позволило уточнить структурную модель готовности к саморазвитию курсантов военно-медицинского вуза.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 222 курсанта (в возрасте от 17 до 23 лет), обучающихся по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» в Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова. Применены общенаучные методы исследования: анализ, моделирование, индукция и дедукция, кластерный анализ. Для исследования отдельных структурных компонентов были применены следующие методики: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, Шкала экзистенции, А. Лэнгле и К. Орглер, тест «Готовность к саморазвитию», опросник «Самоорганизация деятельности» (Е. Ю. Мандрикова), опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, методика диагностики мотивации избегания неудач Т. Элерса, методика определения толерантности к неопределенности (С. Баднера), методика «Способность самоуправления» Н. М. Пейсахов, методика диагностики степени готовности к риску А. М. Шуберта.

Результаты. На основе анализа литературных источников и эмпирического подтверждения предложена структурная модель готовности к саморазвитию. С помощью кластерного анализа были выявлены кластеры: мотивационно-волевой, когнитивно-оценочный, рефлексирующе-эмотивный, которые уточнили характеристики выделенных компонентов готовности к саморазвитию.

Обсуждение и выводы. На основе кластерного анализа представлена уточненная структура готовности к саморазвитию, включающая в себя компоненты: рефлексирующе-эмотивный, мотивационно-волевой и когнитивно-оценочный.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Белов Василий
Язык(и): Русский
ОПЫТ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ВОПРОСАМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

Введение. В статье представлены материалы ключевого доклада секции «Психология инклюзивного образования» VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, которая состоялась 25-26 октября 2023 года в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. В докладе был представлен опыт международного сотрудничества Узбекистана по проекту Центра обмена знаниями и инновациями (KIX) в области развития инклюзивной образовательной политики. Материалы и методы. Тематическое исследование успешных практик инклюзивного образования в пяти странах - участницах проекта (Узбекистан, Грузия, Таджикистан, Киргизия, Молдова), включающее региональный опрос, полуструктурированные интервью, перекрестный опрос субъектов образования. Результаты. Сформирован консорциум из пяти стран: Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Молдова и Грузия. Консорциум занимается вопросами обеспечения доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями в начальной школе. Каждая страна - участник проекта имеет национальную политику инклюзивного образования и находится на этапе разработки эффективных решений и их продвижения. В настоящее время Узбекистан принимает меры по реформированию системы инклюзивного образования при поддержке международных организаций по вопросам его развития, работает над внедрением услуг, обеспечивающих инклюзивность и равенство образовательных возможностей для детей с инвалидностью и детей с нормативным развитием. Заключение. Для решения проблем, связанных с инклюзивным образованием в Узбекистане, необходимо, с одной стороны, уделять внимание исследованиям, учитывающим многообразие факторов и культуроспецифичность контекста в понимании текущих ценностей и динамики образовательной культуры, и, с другой стороны, повышать прозрачность действующей системы инклюзивного образования и привлекать некоммерческие организации и родителей детей с инвалидностью к разработке, реализации и мониторингу дальнейших шагов реформы. Помимо этого, большое значение имеют инвестиции в развитие системы подготовки вспомогательных специалистов инклюзивного образования, таких как тьютор, логопед, эрготерапевт и др.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Чаброва Татьяна
Язык(и): Русский, Английский
ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ ИЛЬИН - УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И НАСТАВНИК: К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КРУГЛОГО СТОЛА)

Введение. Научное наследие Евгения Павловича Ильина как ученого, педагога и наставника представляет целую эпоху развития и становления Ленинградской психологической школы. В рамках круглого стола VI Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании», посвященной Году педагога и наставника, состоялась научная дискуссия учеников и коллег Е. П. Ильина о его вкладе в решение проблем образования как ученого и педагога, а также об эталонных качествах его личности как наставника. Список научных работ Е. П. Ильина насчитывает более двухсот наименований, в том числе четырнадцать монографий, девять учебников и шесть учебных пособий. Евгений Павлович был научным наставником не только для исследователей, работавших под его руководством над докторскими и кандидатскими диссертациями, но и для многих студентов - слушателей его лекций и читателей его книг. Идеи, заложенные в работах Е. П. Ильина, сегодня продолжают развитие в педагогической и научной деятельности его учеников и коллег в сфере дифференциальной психофизиологии, общей психологии, психологии спорта, психологии образования, психологии труда.

Материалы и методы. В качестве материалов были использованы доклады и презентации учеников и коллег Е. П. Ильина, архивные материалы института психологии, а также видеодоклад Е. П. Ильина по теме «Мотивация научного творчества». Основным методом работы круглого стола являлся метод научной дискуссии в рамках фокус группы.

Результаты. Результатами стали предложения в резолюциию конференции: 1) продолжать развивать, внедрять в практику и популяризировать идеи Е. П. Ильина как ученого, педагога и наставника; 2) включить в программу VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании» секцию, посвященную спорту как среде развития психологических ресурсов и формирования жизненно важных умений; 3) разработать и реализовать серию научных проектов по изучению механизмов и эталонных качеств эффективного наставничества.

Заключение. Научные идеи Евгения Павловича Ильина как одного из ярчайших представителей Герценовской психологической школы необходимо популяризировать и внедрять в практику образования.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Лактионова Елена
Язык(и): Русский, Английский
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

В статье раскрыта проблема профессионального выгорания педагогов в образовательных учреждениях, выявлены основные причины и особенности этого явления.

Автор приводит данные различных исследований, направленных на выявление профессионального выгорания и его последствий для педагогов.

Отмечается, что такой педагог перестает радоваться жизни, ощущает эмоциональное истощение, пассивность, хроническую усталость и апатию, часто раздражается, утрачивает интерес к своей профессиональной деятельности, не стремится к творчеству и самореализации.

Проведенное исследование среди рязанских педагогов позволило выявить особенности и причины их профессионального выгорания.

На основе анализа теоретических источников и исследования по данной проблеме автор приходит к выводу о том, что необходима комплексная и целенаправленная работа по профилактике профессионального выгорания у педагогов и преподавателей. В статье даются рекомендации для снижения риска профессионального выгорания.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): ГАНИНА ТАМАРА
Язык(и): Русский
назад вперёд