SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Статья посвящена философскому анализу термина «благополучие» и его интерпретации в информационном обществе. В мире больших данных и цифровых технологий появляются новые критерии человеческого благополучия. Понятие «цифровое благополучие» анализируется с точки зрения того, что означает жить хорошей для нас жизнью в цифровом обществе через параметры измерения цифрового благополучия, предложенные Л. Флориди: цифровая благодарность, автоматизированные вмешательства и устойчивое совместное благополучие. Цифровые технологии с опорой на большие данные имеют не просто инструментальную функцию, они стали активными соучастниками формирования ощущения благополучия личности через подбор реакций, решений, рекомендаций на основе анализа данных в разных областях человеческой деятельности. За повышением качества жизни, эффективности рабочих и социальных процессов стоят манипуляции, дискредитация, нарушение прав, опасность нанесения серьезного ущерба. Человек в своем стремлении к повышению благополучия - материального и морального - оказался в ситуации необходимости более тщательного выбора своих поступков. Автоматизм действий, присущий человеку, повышает риски причинения вреда как самой личности, так и окружающим людям.
В статье рассматривается применение учебной аналитики (Learning Analytics, LA) в образовательном процессе. Она широко используется, позволяет оптимизировать процесс обучения, оперативно оценивать качество материалов и преподавания, учитывать результаты и достижения обучающегося, прогнозировать его успеваемость. Среди этических проблем, возникающих при использовании образовательной аналитики, наиболее часто дискуссии возникают вокруг конфиденциальности, прозрачности, навешивания ярлыков, права собственности на данные, алгоритмической справедливости и обязанность вуза упреждающе взаимодействовать с обучающимися при наличии академической неуспеваемости. Каждая из них акцентирует автономию обучающегося, его активную и осознанную вовлеченность в процесс контроля своего обучения для самостоятельного принятия решений. Есть примеры вузовских кодексов использования учебной аналитики, что свидетельствует о необходимости введения нормативной практики использования новых образовательных инструментов.
В статье рассматривается проблема ценностей и ценностных ориентаций личности на современном этапе развития человеческого общества. Молодое поколение как наиболее активно реагирующее на происходящие процессы и как наиболее подверженное влиянию социальных изменений выступило в качестве объекта исследования. Ценности молодежи, в том числе студенчества как уникальной социальной группы, на этапе обучения в университете продолжают меняться под действием поликультурной образовательно-воспитательной среды. В исследовании подчеркивается значимость формирования поликультурной среды в современном университете.
Исследование ценностей личности на основе методики Ш. Шварца в адаптированной для русскоязычной аудитории В. Н. Карандашевым версии, было проведено на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. В опросе приняли участие иностранные (граждане Туркменистана) и российские граждане. Анализ результатов исследования строился на сравнительном анализе ценностных ориентаций представителей молодежи, принадлежащих к различным этносам по двум основаниям: «ценности на уровне нормативных идеалов» и «ценности на уровне индивидуальных приоритетов». Сравнение и обобщение итогов опроса проводилось также на основе дифференциации молодежи по гендерному признаку, в корреляциях «юноши – девушки» внутри одного этноса, «юноши – юноши» / «девушки – девушки» из разных этносов.
Книга «Political Rumors: Why We Accept Misinformation and How to Fight It» («Политические слухи: почему мы принимаем недостоверную информацию и как с этим бороться?») представляет результат многолетних исследований Адама Берински, посвящённых анализу разных сторон одной из форм недостоверной информации - слухов. Рассматриваются особенности распространения и устойчивости слухов в медиапространстве, обусловливаемые их вирусностью, повторяемостью и социальной передачей. Отдельное освещение получают факторы, связанные с верой в мисинформацию, среди которых выделяется склонность к конспирологическому мышлению и догматизму, а также политическая невовлечённость. Сочетая психологический и политологический подходы, автор книги делает акцент на особенностях восприятия слухов и их опровержения. Несмотря на то что эффект оказывается краткосрочным, продуктивной стратегией является коррекция слухов, резонирующая с политической ориентацией индивида. В рамках описания серии экспериментов в книге доказывается склонность людей подтверждать свои убеждения, в связи с чем бóльшим доверием обладают источники, чья партийная идентичность соответствует представлениям человека. В то же время в случае опровержений, напротив, люди более восприимчивы к информации, транслируемой источниками, которым выгодно существование слуха. Книга предлагает по-новому взглянуть на возможности разоблачения слухов, смещая фокус с нейтральных источников опровержения на имеющие явную политическую окраску и задействуя психологические и эвристические механизмы восприятия информации.
Авторы статьи доказывают, что человек с множественной идентичностью не способен к гармоничному существованию. По мнению авторов, такой человек страдает от своей неспособности к примирению как с самим собой, так и со своим оппонентом в дискуссии. Выход из этой ситуации видится авторам статьи в ориентации на ценностную установку диалогичности. Следствием этой ориентации должно стать сглаживание внутриличностных противоречий и научение вести агональный диалог с оппонентом.