SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Целью исследования является изучение и разработка модели финансового обеспечения проектов государственно-частного партнерства созданного на примере сферы обращения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), способствующей повышению эффективности управления имущества на всех стадиях реализации проектов партнерства, что обеспечивает рост инвестиционной активности в отрасль. Методы исследования - анализ данных о развитии проектов государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) по объемам инвестиций, в том числе со стороны частного бизнеса, в сферу обращения ТКО; проведение оценки правовых актов регулирующих формирование финансовой поддержки и возможности реализации проектов во всех возможных договорных формах; метод анализа и синтеза факторов, оказывающих влияние на финансирование проектов в сфере обращения ТКО. В результате предложена авторская модель финансирования проектов ГЧП на основе выбора подходящего инструмента финансирования в рамках создания регионального оператора и формирования различных требований к проектам, а также реализуемых механизмов поддержки со стороны государства. Обосновано выделение сроков реализации проекта с учетом размера собственных средств инвестора в разрезе инструментов возвратного финансирования.
Растущий спрос на инновации и регулярные обновления в бизнесе, вызванные стремительным развитием технологий и цифровизацией всех сфер человеческой жизнедеятельности, требует от компаний развития способностей по адаптации к изменениям и по развитию инноваций. Однако ограниченность ресурсов компаний, нехватка знаний и сложность современных технологий для самостоятельной разработки и внедрения, требует также способностей развивать межорганизационные инновации, управлять межорганизационными проектами и минимизировать риски, связанные с привлечением внешних партнеров. Одним из ключевых этапов жизненного цикла межорганизационных отношений, способных повлиять на их результат является выбор партнеров, которые смогли бы обеспечить достижение необходимого результата. Ранее в исследованиях предпринимались попытки выделения критериев отбора партнеров для разработки межорганизационных инноваций, однако, предложенные критерии были сфокусированы, прежде всего, на соответствии потенциальных партнеров целям фокальной компании в то время, как внутренняя заинтересованность потенциальных партнеров в таких отношениях не учитывалась. В данном исследовании авторы стремятся преодолеть это упущение и определить индикаторы, характеризующие заинтересованность потенциальных партнеров в участии в межорганизационных от ношениях. В данном исследовании разрабатывается модель зависимости заинтересованности компании в развитии межорганизационных инноваций от ориентированности компании на кооперацию и тестируется на данных опроса 165 специалистов и топ-менеджеров российских компаний. В результате исследования подтверждается связь между ориентированностью компаний на кооперацию и заинтересованностью в развитии межорганизационных инноваций, а также обнаруживается частичная медиация данной связи отношением к межорганизационным инновациям.
В статье сделан вывод о том, что малое предпринимательство является инструментом ускорения экономического роста развитых и развивающихся стран, имеет положительные внешние последствия для экономики, а также оказывает весомый вклад в обеспечение социальной стабильности, способствует повышению занятости населения и развитию инновационных технологий. Автором проведен анализ теоретико-методологических основ, методических и практических рекомендаций для развития малых предприятий, дана характеристика их производственного обеспечения. Аргументировано, что развитие сферы малого предпринимательства требует формирования действенного механизма производственного обеспечения и поддержки предпринимательства, прежде всего на институциональных началах, а также обеспечения публичности и прозрачности, правовой защиты, активизации деятельности общественных объединений предпринимателей.
В статье рассматриваются современные тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России. Определены преимущества малых предприятий и их роль в развитии экономики и обеспечении экономического роста. Проведен анализ динамики количества малых предприятий, их структуры по типам и видам деятельности, территориальному признаку, также проведен анализ численности работников малых предприятий. Представлены современные формы и направления государственной поддержки малого предпринимательства в России, среди которых можно выделить центры поддержки предпринимательства, венчурные фонды, многофункциональные центры (МФЦ), фонды развития предпринимательства, бизнес-инкубаторы и т. д. Рассмотрены цели и задачи создания Цифровой платформы, созданной Министерством экономического развития в сотрудничестве с МСП, при помощи которой малые предприятия могут получить более 250 различных услуг. Определены актуальные проблемы развития малого предпринимательства в России и направления его развития в современных условиях.
Обеспечение экономической безопасности предприятия является первостепенной задачей для субъектов бизнеса в современных экономических реалиях, которые характеризуются негативными проявлениями внешней среды. В связи с этим исследование особенностей внешней среды представляет собой актуальное направление с позиций выработки решений стратегического характера. Целями данного исследования являются анализ условий, в рамках которых ведет свою деятельность отечественный бизнес, а также моделирование изменения ущерба и вероятности наступления ключевых рисков с позиций принятия стратегических решений. Данная работа основана на научных публикациях и данных бухгалтерской (финансовой) отчетности компании, выступившей объектом исследования, - АО «Газстройпром». В работе были использованы методы анализа, синтеза, моделирования, абстрагирования, обобщения и экономического анализа. По материалам АО «Газстройпром» было выявлено, какие условия внешней бизнес-среды выступили предпосылками для корректировки стратегии ведения деятельности с целью обеспечения высокого уровня экономической безопасности. В данном исследовании было осуществлено моделирование ущерба и вероятности от наступления ключевых рисков системы экономической безопасности АО «Газстройпром» после корректировки стратегии по ключевым рискам внешней и внутренней среды. Кроме того, были рассчитаны снижение прибыли предприятия от общей совокупности риска и величина прогнозируемой прибыли с учетом риска по моделируемому примеру. В результате было предложено установить в качестве ключевой цели для стратегии АО «Газстройпром» обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации. Для ее реализации были сформулированы соответствующие подцели.
Цель исследования - совершенствование подходов к реализации социального партнерства в условиях кадрового дефицита, направленных на повышение эффективности взаимодействия между работодателями и профсоюзными организациями в нефтегазовой отрасли. Особое внимание уделяется региональному аспекту: экономическим особенностям региона и рынка труда Иркутской области, где наблюдаются значительный отток кадров и нехватка квалифицированных специалистов. В работе рассматриваются социально-трудовые отношения в контексте деятельности ООО «Газпром добыча Иркутск», исследованы проблемы кадрового дефицита и его влияние на результаты деятельности указанного общества. Проведен анализ экономических показателей компании, динамики кадровых процессов. Выявлены ключевые факторы, влияющие на эффективность взаимодействия профсоюзов и работодателей, в том числе уровень информированности работников, степень вовлеченности в профсоюзную деятельность и доверие к социальным инициативам компании. Предложена методика использования пирамиды удовлетворенности работников для оценки и повышения эффективности социального партнерства. Определены ключевые направления совершенствования системы социального диалога: повышение осведомленности сотрудников о социальных гарантиях, упрощение бюрократических процедур, развитие программ адаптации и удержания персонала. Результаты исследования могут быть использованы предприятиями различных отраслей для разработки эффективных стратегий управления трудовыми ресурсами и укрепления социального партнерства в условиях кадрового дефицита.
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования малых технологических компаний. Исследуются основные теории фирм, выделяются их функции, показана значимость малой технологической компании в контексте четвертой промышленной революции. При этом описываются концепции фирм, рассматривающие инновационные компетенции малых технологических компаний, которые определяют их макроэкономическое значения. Малые технологические компании, занимающиеся господствующее положение в инновационной сфере, активно определяют ситуацию на рынке. Эти компании, выпуская инновационный товар, создают новый рынок, воздействуя на цены, параметры спроса, его масштабы и инициируют новые структурные преобразования в макроэкономике. Генеральная тенденция заключается в том, что малые технологические компании превращаются в драйвер макроэкономических трансформаций в координатах четвертой промышленной революции. На базе радикальных инноваций эти компании оказывают все возрастающее воздействие на трансформацию промышленных структур, стимулируя инновационное развитие, порождая новые факторы производства, достаточно уникальные, чтобы обеспечить технологическое лидерство.
Налоговая реформа 2025 г. стала одним из масштабных изменений за последние десятилетия. Радикальные изменения налогового законодательства, принятые в рамках налоговой реформы, вызывают множество вопросов среди представителей малого и среднего бизнеса. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Цель исследования – проанализировать наиболее важные изменения, вводимые в налогообложение бизнеса в связи с объявленной налоговой реформой. Задачи исследования – на основе изучения изменений в налоговом законодательстве, включая вопросы налогообложения малого бизнеса в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выявить как положительные, так и отрицательные стороны налоговой реформы, оценить степень их влияния на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Материалы и методы. Информационной базой исследования явились данные отчетов Федеральной налоговой службы Российской Федерации о начислении и поступлении налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы страны, отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам, по которым предусмотрены изменения, федеральные законы, которыми внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Исследование проведено с применением общепринятых в экономике методов исследования: анализа и синтеза, обобщения, сравнения и др.
Результаты. Рассмотрены основные направления налоговой реформы – 2025. Произведена сравнительная оценка поступлений налогов в 2020 и 2023 гг. Выявлены следующие тенденции: налоговые изменения направлены на увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего федерального бюджета.
Выводы. Налоговые изменения в основном носят фискальный характер, повысится налоговая нагрузка не только на бизнес, а также на физических лиц (как прямо – с введением прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, так и опосредованно, через увеличение налогового бремени на бизнес с последующим перенесением его на конечных потребителей), что в итоге приведет к увеличению поступлений в бюджет. В связи с проведением налоговой реформы нагрузка на бизнес возрастет, доходы бюджетов увеличатся, однако положение региональных и местных бюджетов не улучшится.
Технологическое развитие организаций на современном этапе развития науки и технологий основано на масштабном внедрении цифровых технологий. Исследование статистики применения таких технологий организациями в России остается на достаточно низком уровне из-за их дороговизны в части приобретения и стоимости трансформации производственных процессов, что делает их практически недоступными для малого и среднего бизнеса. Ограниченное разнообразие цифровых технологий не способствует их активному внедрению, что выражается в низкой цифровой зрелости организаций, а цифровые компетенции персонала устаревают. В статье проведена оценка использования цифровых технологий в России, сформулирован перечь требований и условий для их создания и масштабирования, а также обоснована целесообразность их разработки с активным привлечением инновационной инфраструктуры России.
Введение: кооперация представляет собой альтернативную форму предпринимательской деятельности, позволяющую объединять финансовые капиталы и организационные ресурсы участников. В условиях экономического кризиса, падения доходов именно кооперация может стать наиболее эффективным механизмом роста предпринимательской активности и развития экономики. Цель: анализ факторов, лимитирующих готовность населения к организации или вступлению в кооперативы; определение механизмов социального управления, обеспечивающих развитие кооперации. Методы: анкетный опрос населения (N = 4422 респондента). Признаки репрезентации: пол, возраст, место проживания (город/село). Результаты: к лимитирующим факторам развития кооперации, по оценкам респондентов, можно отнести следующие: низкий уровень доверия потенциальных участников кооперации друг к другу, отсутствие капитала, недостаточность государственной поддержки, проблемы с арендой помещения, высокие налоги. Меры, направленные на развитие компетенций и повышение знаний в области кооперации, способны повысить готовность граждан к объединению в кооперативы. Результаты исследования позволили выделить ключевых субъектов поддержки кооперативной инициативы населения, среди которых первый радиус составляют организации отраслевого сектора, непосредственно задействованные в повестке кооперативного развития; второй радиус – региональные и местные органы власти; третий – предпринимательские сообщества. Выводы: анализ ограничений развития кооперации показал наличие ряда проблем и потребностей потенциальных кооператоров. С одной стороны, у населения присутствует интерес к развитию компетенций в области кооперации, к ознакомлению с передовым опытом и положительными практиками в данной сфере. С другой стороны, в условиях экономического кризиса у граждан актуализированы рациональные запросы на финансовую поддержку со стороны органов власти, минимизацию рисков и издержек ведения хозяйственной деятельности. Практическая значимость исследования определяется разработкой организационно-административных, нормативно-правовых, социокультурных, образовательных, коммуникационных, инфраструктурных механизмов социального управления развитием кооперации.