SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В статье рассматривается адаптивное управление как концепция процессного управления промышленного предприятия в условиях неопределённости внешней среды с учётом внутреннего потенциала производственной системы. Авторами раскрыта сущность адаптивного управления бизнес-процессами, а также обоснована целесообразность применения инструментов бережливого производства как одного из перспективных его направлений.
Развитие малого предпринимательства является стратегией устойчивого социально-экономического развития страны и её регионов. Для оценки текущего состояния и перспектив развития предпринимательства, привлечения молодёжи в предпринимательскую среду необходимо проведение межрегионального анализа функционирования предприятий малого бизнеса. Анализ осуществляется на основе официальных статистических и аналитических данных с использованием современного аналитического инструментария. Цель исследования связана с проведением межрегионального экономического анализа, суть которого состоит в проведении сравнительного анализа малого бизнеса между различными регионами России. Такие методы межрегионального анализа, как сравнение, сопоставление, лучшие оценки, рейтингование, динамические ряды, сегментирование и прочие, формируют современный инструментарий информационно-аналитического обеспечения процессов управления предпринимательской сферой в менеджменте, экономико-математическом анализе, региональной экономике. Отдельные компоненты аналитического инструментария нашли своё отражение в статье на основе актуальных аналитических данных, полученных из официальных источников базы данных о предпринимательстве в России. Дан обзор публикаций, которые отражают важность аспектов проведения анализа состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса с упором на особенности и характеристики функционирования и регулирования деятельности предприятий в новых экономических реалиях. Проведён анализ текущего состояния и перспектив развития малых предприятий в регионах страны и в новых субъектах Российской Федерации на основе методов сравнения, сопоставления, построения динамических рядов. Исходя из выявленных тенденций и закономерностей, сформулированы важные направления национальной политики в сфере предпринимательства.
Статья посвящена сравнительному анализу результатов оценки эффективности инвестиционно-строительных проектов по методике, базирующейся на расчете общей ставки дисконтирования для проекта в целом, и по авторской методике, основанной на расчете коэффициента дисконтирования для каждой фазы жизненного цикла проекта. Применение предложенной методики позволит существенно повысить достоверность оценки за счет адресного учета факторов риска на каждой стадии реализации инвестиционного проекта, включая проекты инновационного типа.
В статье описаны теоретические основы формирования заказов на производство в рамках управления операционной эффективностью предприятия и производственных систем. Предложена схема формирования заказов в рамка модели управления производством. Рассмотрены реалистичность планового выпуска и плановой очередности обработки заказов, в качестве факторов выполнения производственного графика с соответствием целевых показателей. Описан процесс формирования заказов для изделий с одним уровнем иерархии структуры технологического процесса изготовления. На примере простых изделий рассмотрен вариант производства изделий на заказ. Показан процесс движения информационных потоков при производстве изделий с двумя и более уровнями иерархии структуры технологического процесса изготовления. Приведена классификация производственных заказов по основным признакам: вид заказа (производство под заказ и производство на склад), объем формирования заказов (одноуровневое формирование заказов и многоуровневое формирование заказов), логика инициирования заказа (периодическое формирование заказа и формирование заказа по наступлению событий). Рассмотрены необходимые случаи для полной независимости выпускаемых партий изделий от объемов клиентских заказов. Представлены основные характеристики производства на склад и под заказ. Описаны причины разности сложности формирования заказа для изделий с многоуровневой структурой относительно изделий с одноуровневой структурой. Приведены особенности работы по управленческой модели с периодическим формированием заказа в заранее определенные моменты времени, когда принимается решение относительно формирования новых производственных заказов. Перечислены события для принятия решения о формировании производственного заказа при работе по соответствующей управленческой модели.
Целью настоящего исследования является поиск путей повышения эффективности риск-менеджмента, позволяющих нивелировать разрыв между возрастающими потребностями организаций и их текущими возможностями на основании изучения опыта прошедших цивилизационных кризисов. Для этого на примере анализа переломных моментов истории: верхнепалеолитической революции, революции осевого времени и промышленной революции – с использованием разработанной автором на основе гипотезы техно-гуманитарного баланса модели минимально необходимой общественной устойчивости были выделены основные этические факторы, способствовавшие успеху пройденных бифуркационных переходов. Предполагая современное положение общества в преддверии очередного бифуркационного перехода, автор проводит сравнительный анализ этических факторов, сделавших возможными прошлые успехи, с текущей практикой управления риском в организациях. В качестве приоритетных для внедрения в практике риск-менеджмента из выделенных факторов признаны: кооперация ввиду общих целей, установление и соблюдение единых правил при достижении общих целей, создание благоприятной среды для направленного использования творческого потенциала человека. В результате предложена схема дополнения текущей практики управления риском путем включения верхнеуровневых этических факторов, содействующих рациональному целеполаганию, а также задействования творческих способностей и усилий заинтересованных лиц на нижнем уровне при ситуационном реагировании. Предложенная схема может содействовать усилению эффекта риск-менеджмента как для самих организаций, так и косвенно – для всего общества.
На современном этапе использование процедур оценки налоговых рисков является ключевым фактором для повышения эффективности управления финансами организаций. Цель статьи - систематизация подходов к организации функционирования системы внутреннего контроля организации-налогоплательщика, участвующей в налоговом мониторинге, с позиций оценки рисков и использования контрольных процедур. Актуальность исследования обусловлена повышением значимости развития удаленных форм контроля в условиях цифровой трансформации государства. В процессе подготовки статьи использованы общенаучные методы, SWOT-анализ, тематические исследования. В статье обоснована значимость развития налогового мониторинга в контексте реализации национального проекта «Экономика данных»; представлен обзор состава участников налогового мониторинга по отраслям экономики; приведены преимущества участия в налоговом мониторинге для компаний; проведен SWOT-анализ налогового мониторинга как формы налогового контроля; рассмотрены требования к элементам системы внутреннего контроля организаций, участвующих в режиме налогового мониторинга, а также раскрыты особенности внедрения данных процедур в российском регуляторном контексте, указаны критерии оценки зрелости системы внутреннего контроля. Кроме того, уделено внимание описанию преимуществ и перспектив использования налогового мониторинга для повышения прозрачности и эффективности налогового администрирования.
Существует достаточное количество исследований, подтверждающих, что экономические санкции могут нанести значительный ущерб как экономическому росту страны, так и компаниям, работающим в подсанкционной стране. В ответ на многосторонние экономические санкции страна, подпадающая под них, разрабатывает ряд стратегических программ, направленных на смягчение их действия и поддержку своего бизнеса. Компании также разрабатывают стратегии, направленные на выживание и получение устойчивой прибыли. Цель данного исследования – изучение стратегий, которые позволяют компаниям не только выжить, но и быть успешными на международных рынках. В качестве эмпирической базы исследования выступила автомобильная промышленность Ирана. Приведен кейс-стади Iran Khodro – одного из двух лидеров иранской автомобильной промышленности, на долю которого приходится более 50% автомобильного рынка в Иране. Используя данные компаний автомобильной промышленности, автор пришел к выводу, что среди функциональных стратегий наибольшую значимость для их эффективности играет маркетинговая стратегия. Кроме того, управление финансовыми, клиентскими и операционными показателями на основе системы сбалансированных показателей положительно связаны с выходом компаний на внешние рынки. Наконец, данное исследование показало, что для компаний автомобильной промышленности доступ к новым технологиям, финансовым ресурсам, наличие стратегического плана и ориентация на экспорт являются ключевыми для успешной работы в условиях санкций.
Технологии, основанные на искусственном интеллекте (ИИ), все чаще заменяют и дополняют людей в управленческих задачах, таких как принятие решений. Современные технологии искусственного интеллекта способны выполнять когнитивные функции, ранее связанные только с человеческим разумом. Согласно ресурсной концепции фирмы (RBV), когнитивные способности людей являются источником некопируемых конкурентных преимуществ, так как их трудно имитировать, таким образом, технологии ИИ способны менять источники конкурентных преимуществ.
Данное исследование посвящено выявлению факторов, влияющих на решение промышленных компаний о внедрении технологий искусственного интеллекта, а также исследованию взаимосвязи внедрения технологий ИИ с эффектами замещения и/или дополнения когнитивных способностей сотрудников и их влияния на формирование конкурентного преимущества.
Исследование проведено на базе данных 147 промышленных компаний, эмпирические оценки возникновения эффекта замещения при внедрении технологий ИИ и эффекта взаимодополнения проводились при помощи двух моделей: пробит-модели со случайными эффектами (random effect probit) и логит-модели с постоянными эффектами (fixed effect logit), которая позволила оценить внутрифирменную динамику изменения ресурсов при внедрении в бизнес-процесс технологий ИИ, то есть проследить эффект замещения ресурсов при внедрении ИИ.
Полученные результаты показали, что: (1) решение об инвестировании в технологии ИИ зависит от таких факторов, как наличие компетенций для внедрения ИИ, затраты на внедрение новых технологий и уровень текущих затрат в целом по компании, ожидание финансовых и экономических эффектов; (2) решение об инвестициях в ИИ и их интенсивность значительно выше у компаний, ожидающих сокращение времени на выполнение операций, сокращение численности сотрудников за счет уменьшения объема рутинных операций, сокращение затрат на функцию управления персоналом и увеличение скорости разработки и продвижения новых продуктов; (3) наибольшее влияние на формирование некопируемых конкурентных преимуществ оказывает внедрение ИИ в маркетинг и аналитику, разработку и ИТ, продажи и клиентский сервис и разработку новых продуктов; (4) при внедрении ИИ одновременно возникает и эффект замещения, и эффект взаимодополнения, что смещает источники конкурентных преимуществ (несмотря на то что замена традиционных специфических для области когнитивных возможностей человека на многочисленные вычислительные возможности ИИ разрушает существующее преимущество, тем не менее на основе взаимодополнения человеческих и машинных возможностей создаются новые, постоянные некопируемые преимущества). Кроме того, дополнена ресурсная концепция фирмы и показано, что неоднородные несвязанные ресурсы, такие как человек и машина, также могут быть источником уникальных конкурентных преимуществ.
В статье приведены результаты исследования, подтверждающие высокую актуальность формирования у специалистов, задействованных в проектах технологической модернизации и импортозамещения, новой критически важной компетенции – системной грамотности, предполагающей целостное видение междисциплинарных взаимосвязей сложных систем. Показано, что системная грамотность базируется на системном мышлении и владении методологиями системной инженерии, особо актуальными при разработке социотехнических систем, включающих компоненты разной природы, и их эксплуатации на протяжении жизненного цикла. Выполнен анализ различий инженерного и управленческого взглядов на сложность, с учетом которого обоснована востребованность подготовки инновационных команд, объединяющих специалистов разных предметных областей. Сформулированы требования к образовательным продуктам нового поколения, реализующим опережающее обучение инженерно-экономическим компетенциям, необходимым для принятия интегрированных решений сложных проблем, и приведен соответствующий опыт кафедры систем управления энергетикой и промышленными предприятиями Уральского федерального университета, апробированный при подготовке руководителей высокотехнологичного бизнеса. Специфика применения системной грамотности показана на примере задачи энергетического перехода, напрямую определяющей достижение технологического суверенитета и предполагающей проведение глубоких преобразований в различных отраслях и рыночных субъектах.
Возникновение и дальнейшие развитие бизнес-экосистем ведёт к усилению их влияния на глобальную и национальную экономики. Преобразование конкуренции и нарастающие тенденции к сотрудничеству между хозяйствующими субъектами, взамен традиционного соперничества, заставляют руководителей модернизировать существующие подходы к управлению.
Статья посвящена рассмотрению вопроса функционирования современных бизнес-экосистем на базе цифровых платформ. Отдельное внимание уделено выявлению преимуществ и недостатков организации деятельности в рамках экосистемного подхода.
Отмечается, что с точки зрения руководителей крупных отечественных банковских организаций, построение бизнес-экосистемы является для компаний финансового сектора наиболее оптимальным выходом в ситуации, когда долговременные прогнозы изменения прибыли демонстрируют отрицательные значения.
Авторами сформулировано понятие «цифровой бизнес-экосистемы» на основе изучения научных исследований, анализа и синтеза представленной в них информации.
Выделены ключевые принципы экосистемного подхода к корпоративному управлению в условиях цифровой трансформации, а также обозначены его преимущества и недостатки. Проанализированы финансовые и нефинансовые сервисы экосистемы «Сбера».