ISSN 2411-5827
Язык: ru

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Архив статей журнала

ТВОРЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ СМЯГЧЕНИЯ ДИРЕКТИВНОСТИ В СВЕРХТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО КОРОНАВИРУСНОГО ПЛАКАТА (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Ян Чжибин

В данной статье проводится анализ 1500 русских социальных плакатов, созданных в период пандемии коронавируса с 2020 по 2023 год и представленных как единый завершенный сверхтекст. В работе рассматриваются различные творческие стратегии с использованием языковых и визуальных элементов в креолизованном рекламном тексте для смягчения директивности, в основе которой лежат четкие призывы-приказы с высокой степенью категоричности, требующие безусловного соблюдения профилактических мер безопасности. Отмечается трансформация директивных приказов в просьбы или советы. Фиксируется метафоризация, применение элементов разговорной речи в письменном тексте (передача интонационных особенностей устной речи, диалогизация), использование необычных единиц измерения социальной дистанции, языковая игра и др. Вербальные средства дополняются визуальными образами.

Сохранить в закладках
СЕМИОТИЧЕСКАЯ ОСЛОЖНЕННОСТЬ ТЕКСТА КОМИКСА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Энгель Елена Александровна

Лингвокреативность как способность создавать инновации на любом уровне языка особенно полно проявляет себя в художественном дискурсе. Автор намеренно использует языковую игру, окказионализмы, метафоры и другие средства для формального и содержательного обогащения мыслей и задумки в своем тексте. Креативным текст может быть также на семантическом, стилистическом, нарративном и прагматическом уровнях. На материале комиксов о Капитане Америки, относящихся к художественному дискурсу, рассматривается проявление лингвокреативности на семиотическом уровне. В статье анализируются семиотическая гибридизация как процесс взаимодействия разнородных кодов (вербальный, невербальный, культурный, риторический, поведенческий, звуковой) и различные типы корреляции, которые создают семиотическую осложненность текста. Одновременное декодирование информации, заложенной в кодах и знаках, активизирует работу разных каналов ее восприятия, что является нестандартным для текстов художественного дискурса с точки зрения семиотики.

Сохранить в закладках
УПОТРЕБЛЕНИЕ «ЗАМОРОЖЕННОГО» ИМЕНИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА В РУССКОЙ РЕЧИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Цао Шопэн

Для построения современных методик преподавания русского языка как иностранного, учитывающих родной язык обучающихся, необходимо проведение психолингвистических исследований процессов, сопровождающих овладение грамматической системой второго языка. Статья посвящена анализу сверхгенерализованного использования форм именительного падежа в речи китайских студентов и построена на материале данных «Русского учебного корпуса» НИУ ВШЭ. Предлагается сравнительный анализ случаев использования «замороженных» форм именительного падежа, который наблюдается при освоении русского как первого и как второго. Приводится формальная классификация ошибок и анализируются их причины, объясняются механизмы межъязыковой интерференции в речи носителей китайского языка. Выявляются стратегии симплификации и сверхгенерализации, позволяющие носителю китайского языка конструировать промежуточную падежную систему на ранних стадиях овладения языком.


Сохранить в закладках
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТА ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПЕСНЕЙ НА ЗАНЯТИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: МУЛЬ И.Л., Некрасова Елена Юрьевна

Статья посвящена вопросам применения песенного материала на занятиях по русскому языку как иностранному в рамках реализации лингвострановедческого и функционального подходов методики обучения иностранным языкам. Авторы отмечают эффективность использования песенного текста, отличающегося рифмо-ритмической организацией и повтором ключевых фраз, для усвоения изучаемого языкового материала, а также для развития навыков аудирования и активизации речетворчества как процесса речепорождения на осваиваемом языке; на примере песни «Все пройдет» (автор текста - Л. П. Дербенев, композитор - М. И. Дунаевский) показывают фонетическую, лексическую, грамматическую и социокультурную ценность подобных материалов; обосновывают главные достоинства песен как лингводидактического инструмента: создание атмосферы психологического комфорта, снятие коммуникативных барьеров, обогащение познавательного и эмоционально-ценностного аспектов учебного процесса, а также повышение мотивации к изучению русского языка как иностранного и постижению основ русской ментальности.


Сохранить в закладках
СМЫСЛОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ КОНЦЕПТА ПРОПАГАНДА В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Малеткина Мария Викторовна

В данной статье рассматривается исследование концепта “пропаганда”, выделяются его когнитивные признаки. Авторы основываются на различных определениях, предложенных учеными, для построения целостного представления о концепте. Для выявления когнитивных признаков концепта используется ассоциативный эксперимент, считающийся достоверным исследовательским методом. В свете современных технологий и роли СМИ в формировании мнения общества, изучение концептов, связанных с политической сферой, становится актуальным. Результаты этого исследования представляются важными и полезными для понимания влияния пропаганды в современном обществе. Исследование концепта “пропаганда” в современной лингвистике проведено путем анализа ассоциаций, полученных в результате ассоциативного эксперимента с участием 300 респондентов разных возрастных и социальных групп. Классификация ассоциаций позволила выделить основные тематические группы. Эти ассоциации отражают негативную коннотацию пропаганды в сознании общества и свидетельствуют о ее связи с манипуляцией, обманом и распространением искаженной информации. В целом, исследование подтверждает актуальность изучения концептов, связанных с политической сферой, и важность осознанного отношения к пропаганде в современном информационном обществе.

Сохранить в закладках
СТРАТЕГИИ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ» И «КАУЗАЦИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ» В ТЕКСТАХ ПРОПАГАНДЫ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Катаева Анастасия Сергеевна, Соболева Елена Григорьевна

В статье рассматриваются тексты, входящие в профилактический дискурс и объединенные темой «пропаганда диспансеризации». Специфика диспансеризации как комплекса медицинских мероприятий обусловливает выбор одной из двух стратегий воздействия на адресата и соответствующего типа текстов. Первая группа текстов строится на стратегии предупреждения и имеет смысловую модель: «Пройди диспансеризацию, чтобы выявить болезнь на ранней стадии». Вторая группа текстов строится на стратегии «Каузация уверенности в себе». Тексты в этой группе транслируют три смысловые модели: «Пройди диспансеризацию, чтобы убедиться в своем здоровье», «Пройди диспансеризацию, чтобы обеспечить здоровое будущее», «Прохождение диспансеризации - это показатель достойного отношения к здоровью». Стратегии «Предупреждение» и «Каузация уверенности в себе» имеют различия в тактиках и речевых реализациях.

Сохранить в закладках
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ В РЕЧИ ПОЛИТИКА (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Каган Елена Борисовна

B статье рассматривается метафорическая креативность как одно из наиболее перспективных направлений лингвокреативности, описываются различные подходы. Статья демонстрирует, что метафоры используются в речах политических деятелей с целью воздействовать на массового адресата логически и эмоционально. В настоящем исследовании рассматриваются креативные метафоры в выступлении Президента США Дж. Байдена перед парламентом, при этом учитывается, что метафоры в устах политических лидеров всегда являются «преднамеренными метафорами». Креативные метафоры в речи Дж. Байдена построены с соблюдением правила «узнаваемости» и принципиальной интерпретируемости путем использования различных средств их создания. В формировании креативных метафор большую роль играют контекстуальные факторы, определяющие выбор лексического материала и метафорических моделей из множества, имеющихся в языке.

Сохранить в закладках
ИЗДАТЕЛЬ XIX В. НОРМАЛИЗАТОР ИЛИ КРЕАТОР? (ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛЕ «РУССКИЙ АРХИВ») (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Иванова Евгения Николаевна

В статье анализируется издательская практика XIX в. на примере публикации писем русского дворянина П.А. Демидова, датированных второй половиной XVIII в. Издатель журнала «Русский архив» - П.И. Бартенев - правит орфографию, графику, морфологию, отчасти лексику и синтаксис в письмах Демидова в соответствии с нормами русского литературного языка XIX в. Нормы этого периода отличаются четкой оформленностью и меньшей вариативностью, по сравнению с традицией и узусом, во многом определявшими языковую ситуацию второй половины XVIII в. Рассматриваемый процесс существенно отличается от современных публикаций, инициированных современными историками и лингвистами, в которых тексты авторов предшествующих эпох считаются своего рода образцовыми и не подлежат правке. Делается вывод о преимущественно нормализаторской деятельности редактора XIX в. в отношении орфографии, графики и морфологии текстов XVIII в., креативная составляющая его практики заключается, прежде всего, в определении общей направленности журнала, в подборе источников XVIII, XIX вв. для публикации и наиболее ярко проявляется при их стилистической обработке.

Сохранить в закладках
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДЕТЬМИ-БИЛИНГВАМИ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ СЛОВ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: ЕЛИВАНОВА М.А., Семушина Валерия Анатольевна, Фомин Михаил Александрович

Материалом исследования является русская речь двух англо-русских детей-билингвов в возрасте до 13 лет. Предмет исследования - лексемы как знаковые единицы, представляющие собой единство звучания (акустического образа) и образов предметов / понятий. Если говорящий чувствует непосредственную связь двух сторон этого единства, то языковой знак для него мотивирован фонетически. Ощущение такой первичной мотивации, а также вторичной (семантической при совпадении акустического образа для обозначения двух понятий или словообразовательной) отражает внутреннюю форму слов. Трактовка внутренней формы слов билингвами в диалогах с русскоязычными родственниками представлена в статье. С наблюдаемыми инофонами и двумя русскоязычными монолингвами проведен эксперимент, в котором для толкования были предложены слова, в том числе заимствованные в русский из английского языка. При описании результатов эксперимента акцент делается на ощущении детьми внутренней формы слов.

Сохранить в закладках
УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СЕМАНТИКИ СОМНИТЕЛЬНОСТИ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Гоголина Татьяна Владимировна

В статье представлены результаты проведенного автором психолингвистического эксперимента, в ходе которого определен круг устойчивых выражений семантической категории сомнительности в современном русском языке. Для характеристики данной семантики используются ответы респондентов, выявляющие особенности восприятия данной категории современными носителями языка. Категория сомнительности проанализирована с учетом зоны её расположения в рамках семантики достоверности/ недостоверности, её эмотивно-оценочной составляющей, её дискомфортности для говорящего и других факторов. Характер выражаемых эмоций является для респондентов психологически некомфортным, что передаётся как вербальными, так и невербальными средствами, представленными самими респондентами. На основании экспериментальных данных установлено, что в числе различных вербальных средств активно используются устойчивые сочетания, расширяющие свое контекстуальное употребление для передачи значения сомнительности. Сами испытуемые предлагают различные средства преодоления дискомфортного состояния сомнения, в том числе замену вербальных средств на невербальные, коллективное переживание состояния сомнения, использование устойчивых выражений, позволяющих завуалировать семантику сомнительности, вводя её в более широкий круг передаваемых значений и др.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ БЛОГОСФЕРЕ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Болотова Алина Юрьевна

В статье рассматривается образ Коммунистической партии Китая в русскоязычной блогосфере, а также роль лингвокреативности в процессе его формирования. Подробно анализируются публикации ВК-сообщества «Компартия Китая 红龙习近平». Демонстрируется, что в юмористических публикациях социальной сети ВКонтакте, посвященных КПК, прослеживается тенденция к подражанию стилю сообщений «армии пяти мао». Авторы текстов (в т.ч. креолизованных текстов) творчески реализуют свой языковой потенциал: используют языковую игру, а также намерено допускают пунктуационные ошибки, ошибки в употреблении лексических единиц и словоформ. Положительный образ КПК формируется на основе образов ее представителей и сторонников, а также за счет создания негативного образа Соединенных Штатов Америки и представителей правительства США.

Сохранить в закладках
НЕОФРАЗЕМЫ С КОМПОНЕНТОМ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ»: ОТ ШУТОЧНЫХ АФОРИЗМОВ К АНЕКДОТУ (2024)
Выпуск: № 22 (2024)
Авторы: Бодрова Елена Владимировна

Рассматривается неофразеологизация как лингвокреативный процесс. Объектом анализа становится отобранная автором совокупность устойчиво воспроизводимых сверхсловных единиц с сенсорно-вкусовым компонентом, функционирующих в современном юмористическом дискурсе и являющихся вербализаторами социальных и национальных стереотипов, актуальных фреймов и специфического концепта челябинский. Источниками исследования стали тематические юмористические сайты. В предлагаемой статье автор отдельно останавливается на вкусовых словах с компонентом челябинский : челябинский мохито, суши по-челябински . Вновь образующиеся единицы свидетельствуют об изменении структуры концепта и возрастании его специфичности. Отмечается, что большая часть рассмотренных афоризмов про суровых жителей Челябинска образуется по устойчивой модели, которая востребована и растиражирована. Выполненный анализ креативных вкусовых фразем демонстрирует особенности языковой игры в современных условиях.

Сохранить в закладках