Рассматривается феномен «текстоотсутствия», практика «чистого листа», в поэзии ХХ в. Пустотные произведения эгофутуриста Василиска Гнедова и транспоэта Ры Никоновой анализируются в контексте дополняющих и комментирующих их теоретических текстов И. Игнатьева и самой Ры Никоновой. В статье доказывается, что интерпретации темы пустоты поэтами, представляющими исторический авангард и неоавангард, концептуально не совпадают. Они имеют принципиально разные основания и особенности, продуцируют различные смыслы. Для их прояснения авторы обращаются к концепции «трансцендентальной буффонады» Ф. Шлегеля и эпистемологическому проекту Ры Никоновой «Система». Результатом освоения поэтами концепта пустоты в обоих случаях оказывается трансгрессивное развитие искусства, ведущее к возникновению новых арт-практик.
В статье используются поэтические подсказки Поля Верлена и Александра Блока о возникновении и претворении в жизнь поэзии, человеческого и всеобщего самоосуществления. Развивается предложенная Терренсом Диконом логика универсальной эволюции. Автор прибегает к кумулятивному семиотическому разрешению Степанова: Язык-1, Язык-2, Язык-3. Вслед за Флойдом Мерреллом и Ежи Пельцем автор предлагает трансформировать трехуровневую модель формализованной семиотики дискретных знаков в непрерывно разворачивающиеся многообразия семиозиса непрерывного смыслообразования. Возможности подобного поворота предоставляют текущие усилия по изучению оязыковления и переязыковления.
Начавшаяся в 1985 г. перестройка требовала качественных преобразований во всех сферах российского общества. Бесспорно, ждали своего разрешения назревшие вопросы касательно государственно-церковных отношений. Новая общественно-политическая обстановка в стране в середине 80-х гг. привела к формированию демократических политико-правовых норм между государством, народом и религиозными организациями. Эта же внутриполитическая ситуация способствовала подъему религиозного чувства русского народа. На пороге знакового торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси, 29 апреля 1988 г., М. С. Горбачев встретился с представителями Русской Православной Церкви — патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви. Эта встреча во многом определила судьбу государственно-церковных отношений на ближайшие десятилетия, поскольку на ней обсуждались актуальные вопросы вероисповедной политики, разрешения которых требовало острое несоответствие действующего законодательства и реальной обстановки в обществе.
Статья посвящена критическому анализу обоснованности расширенного применения термина «фундаментализм» преимущественно в неакадемических источниках. В последние десятилетия фундаментализмом называют широкий круг общественных явлений и идеологем, которые на поверку оказываются консервативными, а ярлык фундаментализма работает в качестве возможности придать предмету полемики негативную коннотацию, которая сформировалась у широкого круга людей в силу борьбы с радикальными террористическими группировками, некоторые из которых и в самом деле исповедовали идеологию исламизма. Автор проводит социально-философский анализ феномена фундаментализма, проводя четкую и обоснованную грань, очерчивающую объем понятия и позволяющую отделить его от поверхностно схожих явлений, например, консерватизма.
Настоящая статья посвящена роли личности в истории в историософских концепциях Г. В. Ф. Гегеля и Н. А. Бердяева. Их непосредственное сравнение представляется настолько трудоемкой задачей, что едва ли может быть выполнено в таком кратком формате, однако наиболее примечательные детали ярче всего обнаруживают себя у обоих философов в вопросе об отношении личности к истории. В ходе исследования было выявлено, что если для Гегеля личность есть часть исторического процесса и подчинена ему, то для Бердяева, напротив, история может быть понята и представлена как средство становления личности. Ход мировой истории, по Гегелю, напрямую зависит от личностной практики.
Бердяев же считает, что личность по отношению к истории принципиально первична. Ключевые слова
В статье рассматриваются методологические подходы к философскому анализу китайского национального характера и особенностей китайского мышления. Показывается, в чем заключается различие понятий «национальный менталитет» и «национальный характер», которые частично совпадают, а частично различаются.
Автор предполагает, что национальный характер и его основные черты составляют существенную сторону (уровень) национального китайского менталитета. В работе исследуется методологическая проблема: можно ли определять китайское мышление как преимущественно образное, в отличие от преимущественно логического — у европейцев. Высказывается и обосновывается гипотеза об аудиальном характере возникновения и формирования китайского менталитета. Объясняются причины рождения «децентрированного субъекта» с клиповым сознанием. Отмечается, что китайцы давно выработали практики в реакции на звук без всякого разделения на материальное и идеальное, потому что никакой проблемы субъекта и объекта для них никогда не существовало.
В статье представлен биологический подход к проблеме сущности человека и общества. В фокусе внимания оказывается противоречие между гуманитарными концепциями человека и биологическим подходом к данному вопросу. Гуманитарные концепции в рамках культурологии, философии, экономики и других наук представляют человека как существо сугубо культурное и рациональное. Игнорируются или прямо отрицаются эволюционные, биологические корни человека. Слова Декарта «Мыслю, следовательно, существую» являются лучшей иллюстрацией определения природы человека с точки зрения гуманитариев. Но исследования в области этологии, социобиологии и генетики за последние 70-80 лет вынуждают не соглашаться с гуманитарными подходами. Выводы биологов позволяют предположить, что биологическая, эволюционная природа человека продолжает оставаться основой, от которой зависит как индивидуальное поведение, так и масштабные социальные процессы. Сущность человека предопределена его эволюционной историей, которая по сути своей есть процесс стохастический и не запрограммированный заранее. Биологический, эволюционный детерминизм можно считать релевантной теорией, объясняющей и социальные процессы. С позиций современной эволюционной антропологии человек есть биосоциальное существо, которое остается в большой степени зависимым от своей природной, естественной сущности. Необходимо признать серьезную противоречивость человеческой природы, так как разум не доминирует в жизни ни индивида, ни общества в целом. В этой противоречивости и видятся причины тех вызовов, с которыми сталкивается современное человечество. Речь идет и о глобальных проблемах, таких как всеобщая милитаризация, тяготение к решению конфликтов силовыми методами, голод и массовые болезни, расслоение общества, загрязнение окружающей среды, и многом другом.
В эпоху стремительных изменений и глобальных вызовов, когда границы между дисциплинами и научными категориями стираются, а общественные вызовы становятся все более сложными, традиционное понимание юридической ответственности требует переосмысления, учитывая, что такое понимание является краеугольным камнем стабильного правопорядка и справедливого общества. Данная статья предлагает междисциплинарный подход к трактовке юридической ответственности, интегрируя идеи из философии, социологии, психологии и экономики для обогащения правового анализа и понимания глубинных мотивов, формирующих человеческое поведение и влияющих на правоприменение. Мы исследуем, как современные вызовы влияют на концепцию ответственности и требуют ее адаптации к новым реалиям. В статье не только анализируются текущие проблемы, но и предлагается проспективный взгляд на развитие юридической ответственности, рассматривая, как такой подход может быть использован для достижения более справедливого и устойчивого будущего. Данная статья - приглашение к участию в непрерывном диалоге о сущности права и такого важного его института, как юридическая ответственность, о его границах и его будущем.
Актуальность. Современное общество все чаще обращает внимание на здоровье не только как на отсутствие болезней, но и как на состояние полного физического, психологического и социального благополучия. В этом контексте все большую значимость приобретает не только физическая активность как инструмент укрепления тела, но и ее влияние на психическое и когнитивное здоровье человека. Интеллектуальная деятельность, память, скорость мышления, концентрация внимания — все эти качества становятся предметом изу-чения в связи с образом жизни и уровнем физической нагрузки.
Цель. Определить влияние физической активности на когнитивные функции человека.
Задачи: комплексно рассмотреть научные данные, представленные в литературе, каким образом физическая активность влияет на когнитивные функции человека, изучить биологические механизмы этого влияния, обобщить данные эмпирических исследований, а так-же проанализировать влияние возраста и вида нагрузки.
Методы: теоретический анализ и обобщение, контент-анализ.
Результаты. Рассмотреть научные данные, о влиянии физической активности на когнитивные функции человека, выявлены биологические механизмы этого влияния, обобщены данные эмпирических исследований, а также проанализировано влияние возраста и вида нагрузки.
Выводы. В статье представлены практические рекомендации по интеграции физической активности в повседневную жизнь для поддержания умственного здоровья.
На поле популяризации евангельского движения в России заметным игроком является просветительский проект «Русское богоискательство»1.
Прежде чем непосредственно перейдём к рецензированию интересующей нас работы, обратим особое внимание на серию, в которой она выпущена.
Рецензия на: Носачев П. Г. Очарование тайны. Эзотеризм и массовая культура. М.: Новое литературное обозрение, 2024.