В статье исследуются миграционные процессы в Германии, которые в едином комплексе с негативными социально-экономическими изменениями оказывают воздействие на внутриполитическую ситуацию и электоральные перспективы правящих элит. Как показывает анализ, прием украинцев наряду с беженцами из других кризисных регионов не находит единогласной поддержки населения и способствует ослаблению позиции традиционных партий, а также укреплению внесистемных сил (партия «Альтернатива для Германии»).
Предметом исследования является опыт города Шэньчжэня (К Н Р ) по созданию условий для привлечения талантов. Результаты мониторинга политики шэньчжэньских властей представляют интерес для теоретиков и практиков в области научно обоснованного управления миграцией высококвалифицированных ресурсов в целях стимулирования социально-экономического развития стран и отдельных регионов. Особое значение имеет тот факт, что миграционная политика города и К Н Р в целом, вписана в общую логику стратегии социально-экономического развития страны, а управление собственно миграционными процессами является одним из элементов комплексной системы государственного управления экономикой и общественным прогрессом, которая использует методы стратегического планирования и программный подход. Пример Шэньчжэня, где перемены происходят очень быстро, а правительство города оперативно корректирует свою политику на основе информации о темпах и качестве продвижения к поставленным стратегическим целям, позволяет исследователям в режиме реального времени прослеживать причинно-следственные связи между динамично изменяющейся политикой города и ее результатами. Источниками являются данные официальной социально-экономической и демографической статистики К Н Р, провинции Гуандун и Шэньчжэня, международная статистика, информация релевантных интернет-ресурсов, а также научных публикаций периода 2015–2025 годов. Для достижения задач исследования использовались общенаучные методы исследования, системный подход, сравнительные методы. О сновной вывод исследования заключается в том, что, благодаря наличию продуманных и взаимоувязанных стратегий управления, в Шэньчжэне возникла устойчивая система, элементы которой поддерживают друг друга: инновационная экономика, комфортная среда для науки, работы и жизни привлекают в город лучших специалистов, а приток талантливой молодёжи и профессионалов способствует росту экономики и благосостояния Шэньчжэня. Впервые в русскоязычной научной литературе в работе комплексно представлены актуальные экономико-демографические данные, демонстрирующие текущее состояние и динамику перемен в Шэньчжэне в контексте реализации задач по привлечению в город талантливой молодежи и высококвалифицированных кадров Продолжение исследований опыта К Н Р и Шэньчжэня в области управления мобильностью высококвалифицированных кадров представляет интерес для решения задач по созданию надёжных систем оценки эффективности миграционной политики
ВВЕДЕНИЕ. В условиях неуклонного роста числа мигрантов и вынужденно перемещенных лиц миграция имеет потенциал как для содействия развитию государств, так и для создания проблем для всех задействованных сторон. Соединенные Штаты Америки (далее – США) – государство, созданное мигрантами и длительное время занимающее первую строчку в списке стран мира по числу находящихся на их территории лиц, не обладающих гражданством государства пребывания. Отмеченное определяет особый интерес к опыту миграционной политики и законодательного регулирования миграции в США. В статье представлен анализ развития миграционной политики и миграционного законодательства США в XVII–XXI вв., особое внимание уделено использованию таких мер ограничения и контроля миграции, как задержание мигрантов и беженцев, а действующие нормы сопоставлены с международно-правовыми обязательствами государства.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Работа базируется на исследовании законодательства США в сфере миграции и вынужденного перемещения, анализе международно-правовых актов касательно миграции, вынужденного перемещения и защиты прав человека, использовании научной литературы на русском и английском языках, а также статистических и иных источников по теме исследования. Применены общенаучные и частно-научные методы познания: системный подход, анализ, синтез, формально-юридический, историко-правовой, а также сравнительно-правовой методы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. По итогам проведенного исследования сделан вывод, что миграционная политика и законодательство США прошли в своем развитии ряд этапов, в ходе которых отношение к иммигрантам изменялось в диапазоне от поощрения миграции до введения жестких ограничений. Сформированные на сегодняшний день международно-правовые основы в сфере миграции и вынужденного перемещения не в полной мере связывают США по причине участия государства в малом числе применимых международных договоров, а действующие для США обязательства не в полной мере выполняются.
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Инструментарий реализации миграционной политики США характеризовался значительным разнообразием и включал в себя как допустимые с точки зрения современного международного права методы, так и не вполне ему корреспондирующие, включая задержание и последующую депортацию мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище, о чем свидетельствует мониторинг уставными (через процедуру Универсального периодического обзора) и договорными (прежде всего, через рассмотрение периодических докладов) органами реализации международно-правовых обязательств США. При этом крайне жесткие меры, анонсированные и уже предпринятые Д. Трампом в 2025 г., не являются радикально меняющими вектор развития миграционной политики, права и практики США, давно отошедших от либеральности и мягкости в установлении условий въезда на свою территорию и пребывания на ней мигрантов и беженцев.
В статье исследуется взаимосвязь между миграционными процессами и преступностью экстремистской направленности. В работе анализируется состояние преступности мигрантов, а также факторы, способствующие радикализации отдельных групп. Особое внимание уделяется социальным, экономическим и культурным условиям, влияющим на интеграцию мигрантов в принимающее общество.
Рассматриваются современные вызовы национальной безопасности Российской Федерации со стороны неконтролируемых миграционных процессов. Автором анализируются возможные пути противодействия имеющимся угрозам, делаются выводы о наиболее эффективных способах обеспечения правопорядка в сфере миграции
В статье возобновляется давняя криминологическая дискуссия о причинах преступности, которые представлены как непрерывное функционирование социальных, психологических и иных факторов, обладающих криминогенным потенциалом. В отличие от предшествующих теоретических концепций анализируются такие вековечные факторы, как неблагополучное формирование личности в семье, дезадаптация личности, невключение ее в современную ей систему ценностей и норм, значимость биологических обстоятельств. Дается криминологическая оценка таких явлений, как урбанизация, глобализация, миграция, информатизация, экономическая дифференциация населения, при этом подчеркивается, что все они не новы и относятся к числу вечных. Названы криминогенные параметры психических аномалий
Сформулирована концепция объекта публичного управления в сфере миграции для целей формирования национальных (межгосударственных) концепций миграционной политики, определения путей и перспектив ее реализации в практической деятельности национальных органов исполнительной власти, органов межгосударственных интеграционных объединений государств, международных межправительственных организаций в сфере миграции населения. Обоснована идея о системности объектов публичного управления (управляемых объектов) в сфере миграции, которыми выступают: мигрант, приобретающий, изменяющий, реализующий и прекращающий свой административно-правовой статус; миграционный поток как отраженная в системе правовых предписаний и обособленная из многоаспектного миграционного процесса по различным признакам и причинам совокупность территориальных перемещений людей (горизонтальной мобильности) по стадиям территориальной мобильности; межотраслевая (координационная) сфера миграции населения как многообразная система социальных связей, возникающих в процессе территориальной мобильности граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства и нуждающихся в публичном управлении и правовом регулировании
Наличие насущных проблем российского общества, таких как старение населения и сокращение трудовых ресурсов, актуализирует поиск инструментов государственной политики по их нивелированию. Цель исследования состоит в определении закономерностей миграционных процессов в России в период 2015–2021 гг., а также в формировании комплекса мер государственной политики по поддержанию миграционного прироста как инструмента достижения социально-экономического и демографического эффектов для национального хозяйства. Задачами исследования являются анализ миграционных процессов в период 2011–2021 гг., систематизация факторов, вызывающих нарушение сбалансированности миграционных процессов в России, обоснование мер по поддержанию миграционного прироста в России в условиях нарастания социально-экономической и политической нестабильности. Для проведения исследования были использованы метод экономического анализа, метод компаративного анализа, графический метод, метод систематизации, системный подход. В статье предоставлен комплексный анализ развития миграционных процессов в период 2011–2021 гг. в России, подчеркивающий значимость управления миграционными процессами для решения насущных проблем российского общества. Изучена динамика миграционного прироста населения России за десятилетний период, выделены точки максимального сокращения и раскрыты причины их существования. Исследованы особенности международной миграции, сделан вывод, что потенциал внешних миграционных потоков для восполнения недостающих трудовых ресурсов в России сокращается. Определены позитивные и негативные тренды внутрироссийского миграционного движения населения. Обоснованы векторы управления миграционными процессами для устранения сложившихся проблем в части демографии, функционирования рынка труда и роста социальной напряженности. Результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости поддержания миграционного прироста населения, особенно в период роста политической напряженности, а также привлечения квалифицированных специалистов в Россию для решения нарастающих проблем роста естественной убыли населения и восполнения дефицита рабочей силы.
В данной статье исследованы проблемы трудовой инвестиционной миграции в странах БРИКС, разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности регулирования «инвестиционной миграции» в России на основе изучения опыта данных стран. Актуальность данной темы связана с необходимостью решения проблем привлечения инвестиций и высококвалифицированных трудовых ресурсов, используя лучшую практику «инвестиционной миграции», накопленную в странах БРИКС. Для достижения поставленной цели при написании данной статьи использовался комплекс специальных методов, позволивших рассмотреть поднятую проблему системно и последовательно. В процессе работы над статьей автором использовался формально - логический метод на этапе исследования регуляторной практики в области инвестиционной миграции; метод юридической компаративистики, позволивший сравнить особенности миграционной политики различных стран, входящих в БРИКС; метод общения информации на этапе обсуждения поученных результатов; метод сравнения статистических данных на этапе рассмотрения проблем визовой доступности стран в контексте трудовой миграции. Опыт стран БРИКС свидетельствует о высоком потенциале «инвестиционной миграции», о том, что государственное регулирование данной формы миграции в значительной степени расширяет возможности миграционной политики, способствуя повышению качества «человеческого капитала», необходимого для решения политико-экономических задач, стоящих перед Россией.
Актуальность статьи обусловлена современными геополитическими процессами, в которых особое значение отводится вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданство представляет собой уникальный характер взаимоотношений между личностью и государством, который выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Подчеркивая важность указанного положения, Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что гражданство - это исключительная прерогатива органов государственной власти Российской Федерации. Ключевым звеном в механизме реализации конституционных положений о гражданстве являются органы внутренних дел, на которые законом возлагается большинство полномочий в указанной сфере. Автором рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, как органов, ведающих в вопросах гражданства, выявлены некоторые проблемные аспекты в практике его применения, предложены пути совершенствования. В статье отмечается, что важной вехой в развитии конституционно-правового института «гражданства» стал 2023 г. Автором рассмотрены основные новеллы в законодательстве, а также механизм реализации новых институтов ОВД, таких как, например, «прекращение гражданства». Акцент также сделан на рассмотрении предоставления органами внутренних дел государственной услуги - регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Итогом стали сформулированные предложения по совершенствованию правового регулирования и практики его применения органами внутренних дел в сфере гражданства.
В статье обращается внимание на то, что рынок труда в мировой экономике основывается на факте купли-продажи рабочей силы как товара, цена которого во многом зависит от предложения и спроса. На этот специфический товар влияют и профессиональные способности работающих, их производительность в соответствующих производствах и странах с различным уровнем развития. На рынке труда особую ценность имеют работники интеллектуального труда. Для рассматриваемого рынка характерной является миграция рабочей силы, сведения о которой приводятся в статье, в том числе касающиеся соотечественников проживающих за пределами России. Важным для изучения состояния международного аспекта рынка труда является безработица, её различные формы, социально-экономическое значение в экономиках различных стран, а также негативные последствия для производства валового национального продукта
Изучена сопряженность динамики численности различных видов лесных насекомых при неравноценных ландшафтных условиях на территории Краснотуранского бора (юг Красноярского края). Сопряженность популяционной динамики указывает на наличие экологического механизма, приводящего к согласованию временных рядов популяционной динамики различных видов в одном местообитании или одного вида в разных местообитаниях. Это означает, что по показателям сопряженности динамики насекомых можно косвенно оценить и влияние различных факторов, воздействующих на эти популяции. Для оценки пространственно-временной синхронизации динамики численности насекомых в различных ландшафтных условиях использованы данные учетов насекомых-филлофагов с 1979 по 2016 гг. Анализ данных многолетних учетов показывает, что даже на достаточно близких расстояниях характеристики динамики численности насекомых-филлофагов различаются как по абсолютным значениям, так и по фазам динамики, хотя периоды циклических колебаний филлофагов в различных урочищах близки. “Память” системы, выражающаяся в порядке авторегрессионной модели динамики численности, для изученных комплексов видов филлофагов достаточно велика: на текущее значение плотности популяций филлофагов оказывают значимое влияние плотности популяций даже за четыре года до учетов. Подобные значения “памяти” приводят к повышению запаса по устойчивости популяций и снижению рисков развития вспышек массового размножения. Близкие к 1 коэффициенты детерминации R2 для моделей динамики филлофагов в урочищах Краснотуранского бора указывают на слабое влияние модифицирующих (в частности, погодных) факторов на динамику численности популяций