В статье рассматриваются вопросы результативности решения задач формирования ценностных ориентаций у молодого поколения россиян в системе социально-проектной деятельности. В основе анализа лежит исследование процесса трансформации мировоззрении молодых участников конкурсов патриотической направленности в сторону одобрения и принятия в качестве руководства к действию базовых ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах, соответствующих нормативно-правовых документах, в федеральных целевых программах и национальных проектах. Эмпирические исследования проводились методом опроса и верифицировались контент-анализом отзывов участников проекта. Целью исследования является выявление и установление связи между динамикой изменений ценностных установок молодых участников и их участием в проектах патриотической направленности в рамках федеральных целевых программ, а также выявление роли институтов гражданского общества при реализации этих программ. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что социально-проектная деятельность, лежащая в основе проектно-целевого подхода к решению задач, сформулированных в национальном проекте «Молодежь и дети», имеет положительную динамику. Авторы делают вывод, что проектно-целевой подход позволяет включать институты гражданского общества в процесс воспитания молодого поколения и получать искомый результат в формировании ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах.
Изучение жизненных ориентиров студенчества важно для понимания процессов, происходящих в сознании молодого поколения, формирующегося под воздействием разных факторов и субъектов. Цель исследования - определить особенности и динамику жизненных ориентаций студенческой молодежи на основе их ценностных и целевых приоритетов. Результаты исследования жизненных ориентаций студенческой молодежи и их динамики продемонстрировали смещение ценностных приоритетов в сторону ценностей индивидуализации, а также укрепление позиций ценностей адаптации. Ценности социализации, связанные с социальным взаимодействием, интеграцией в обществе, отошли на второй план. Выход на первый план ценностей индивидуализации, с одной стороны, означает стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, когда молодежь может сместить фокус внимания с ценностей, обеспечивающих выживание, на ценности самосовершенствования и самоактуализации. С другой стороны, приоритет ценностей индивидуализации знаменует культурно-ценностную трансформацию российского общества, риска межпоколенческого ценностного разрыва. Анализ динамики гендерных различий ценностных ориентаций указывает на трансформацию гендерных ролей, смещение традиционного для мужчин фокуса с адаптации на индивидуализацию, а также возрастание роли женщин в поддержании адаптационных механизмов.
Проблема изучения самоактуализации личности курсантов — будущих специалистов экстремального профиля выступает актуальной научно-практической задачей, так как от особенностей ее проявления зависит эффективность профессиональной деятельности по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций. Материалы и методы. В контексте обучения курсантов в вузе пожарно-технического профиля на выборочной совокупности гомогенной группы 69 обучающихся произведена диагностика самоактуализации личности. В исследовании использовались методика А. В. Лазукина в адаптации Н. Ф. Калина (тест — САМОАЛ) и проективная слабоструктурированная методика Х. Ньюттена в целях определения структуры ценностно-смысловой сферы личности. Была разработана авторская анкета для определения критериев самообразования. Исследование проводилось в феврале–июне 2024 г. Результаты и обсуждение. Изучается самоактуализация курсантов как один из важнейших аспектов их профессионального становления. Самоактуализация личности является осознанным процессом развития обучающихся и формирования у них устойчивой платформы удовлетворения от собственных достижений — сначала в учебной деятельности, затем в профессиональной и в дальнейшем — в их жизни в целом. Была определена структура ценностно-смысловой сферы, в сравнительном анализе которой выявлены определенные различия. В целом она представляет собой поликомпонентную систему: учеба; удовлетворение базисных потребностей, удовлетворение потребностей роста. Проведенное анкетирование профессионального самообразования курсантов старших и младших курсов показало значимость самообразования именно для курсантов старших курсов. Обучение в Академии ГПС МЧС России выступает для них возможностью проявить себя, реализовать интересы, сформировать склонности к будущей профессиональной деятельности. Выводы. Выделена иерархия ценностей и смыслов курсантов младших и старших курсов. Наиболее важным для курсантов является получение профессии и стремление найти свое место в жизни. Проведенное анкетирование помогло изучить специфику, формы и приемы самообразования курсантов, позволяющие им реализовать свои способности и интересы.
Проблема формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в современном российском обществе остается актуальной, ее решение зависит не только от социальной политики государства, но и от внутренней культуры каждого человека, уровня его образования и толерантности.
Материалами исследования послужили данные онлайн-опросов, проведенных в 2023 и 2012 гг. [Ростовская, Петрова 2017; Шкурова, Карасева 2014]. Сравнительный анализ показал, что такие качества, как трудолюбие, верность семье, доброта, чуткость, по-прежнему важны для современных студентов. Было выявлено, что в приоритетах у студенческой молодежи находятся семья, здоровье, образование и работа. Анализ результатов опроса показал, что студенты интересуются историей своей страны, чувствуют ответственность за ее будущее и настроены на сотрудничество и взаимодействие с представителями других национальностей.
Представлены результаты сравнительного анализа ценностных оснований метаресурса жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России. Обоснована актуальность исследования ценностных оснований в связи с необходимостью актуализации традиционных ценностей в обществе, содержательными изменениями в системе высшего образования и значимостью ценностной направленности сотрудников органов внутренних дел. Дано понимание роли ценностных оснований в выстраивании координат и направлений жизненной успешности личности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие обучающиеся (169 человек) и преподаватели (164 человека) образовательных организаций МВД России. Применялась авторская методика «Жизненная успешность». Для обработки эмпирических данных были применены методы описательной статистики, критерий различий Уилкоксона. Данные обрабатывались в программе IBM SPSS Statistics 26. Результаты и обсуждение. Выявлены сходства и различия в иерархии ценностных оснований жизненной успешности преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России в рамках экспериментальной выборки. Сходства: значимость наиболее традиционных ценностей российского общества; малая значимость таких ценностей, как владение информацией, смысл жизни, духовный рост и независимость; ценности абстрактного успешного человека и реальные ценности не имеют слишком больших расхождений. Различия: у преподавателей проявляется материально-прагматическая направленность ценностей, у обучающихся — эгоистическая. Выводы. Результаты исследования позволяют судить о тенденциях ценностных оснований метаресурса жизненной успешности обучающихся и преподавателей образовательных организаций МВД России, что делает возможным прогнозирование, предупреждение и конструктивное разрешение противоречий при взаимодействии субъектов образовательного процесса.
Статья посвящена изучению мотивов, влияющих на выбор отеля представителями поколения Z. В настоящее время рассматриваемое поколение является одной из самых многочисленных групп потребителей и представляет исследовательский интерес не только для научного сообщества, но и для гостиничного бизнеса в целом, так как несет прямой коммерческий интерес.
Для индустрии гостеприимства сегментирование посредством применения теории поколений является инновационным способом привлечения и удержания клиентов и позиционирования себя новатором уникального сервиса для потребителя [Киреева и др. 2022, с. 702], принадлежащего к тому или иному поколению. Например, представители рассматриваемого поколения предпочитают путешествия материальным благам. В их рейтинге расходов путешествия по миру уступают место сбережениям на первоначальный взнос на жилье. Они довольно разборчивы в том, где останавливаются во время отпуска. Поэтому отельерам важно знать и понимать ценностные ориентиры и критерии, влияющие на выбор отелей представителями данной целевой аудитории.
Путем опосредованного опроса, проведенного при помощи анкеты, созданной в Google Form, авторам статьи удалось выявить ключевые мотивы, влияющие на выбор отеля поколением Z. Знание этих факторов имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности отеля, разработки и реализации его сервисной стратегии, построенной на персонализации и понимании предпочтений, обуславливающих ожидания, и как следствие, выбор отеля «зумерами». В условиях активного развития внутреннего туризма в России понимание ожиданий и запросов представителей поколения Z приобретает все большую актуальность для отельеров. Проведенное исследование показало, что рассматриваемое поколение путешествует довольно часто и в качестве основного места размещения во время путешествий выбирает, как правило, отели высшей категории, так как качество сервиса и уровень обслуживания в них значительно выше и сервис персонализирован.
Рассматривается проблема изучения особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Сложный возрастной период, переживание кризиса идентичности, межличностные и внутрисемейные конфликты и другие факторы выступают благоприятной почвой для развития потенциально опасных тенденций подростка к суициду. В подростковый период активно закрепляются ценностные ориентации, формируется направленность личности подростка. Отсюда возникает интерес к данной возрастной группе как наиболее непредсказуемой, способной руководствоваться эмоциями и тем самым отрываться от реалий жизни. Чаще всего такая форма поведения свойственна подросткам с суицидальными наклонностями, чьи жизненные ценности в значительной степени отличаются от нормотипичных сверстников. Цель — выявление особенностей ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида. Материалы и методы. Использовались метод теоретического анализа научных источников по проблеме исследования; эмпирический метод, включающий применение психодиагностической методики «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, методики «Ценностный опросник» Ш. Шварца, методики «Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок» А. Эллиса; статистическая обработка данных проводилась с помощью методов математической статистики, достоверность различий полученных данных между группами определялась путем расчета значений t-критерия Стьюдента. Результаты и обсуждение. Представлены доминирующие ценностные ориентации подростков, предпринявших попытку суицида. Выявлены значимые различия в жизненных ориентациях подростков, совершивших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Приводятся данные эмпирического исследования ценностных ориентаций подростков, предпринявших попытку суицида, и нормотипичных подростков. Выводы. Подростки, предпринявшие попытку суицида, имеют низкую выраженность нормативного типа поведения. У них отсутствуют перспективные цели, придающие жизни осмысленность, они не воспринимают процесс своей жизни наполненным смыслом. Наблюдается выраженность иррациональных установок: резкое преувеличение негативного характера явления или ситуации, что становится источником низкой стрессоустойчивости.
Цель — уточнение сущностной структуры и обоснование актуальности развития оборонного сознания в современном российском обществе в условиях объективно существующих геополитических вызовов. Материалы, результаты и обсуждение. Психологическая составляющая опирается на осознание угроз и необходимости личного участия в защите принятых ценностных ориентаций. Политический элемент выражается в существовании оборонной идеологии, доступной для понимания и принятой доминирующей частью общества. Социальная сторона фокусируется на формировании глобально значимого оборонного поведения населения на основе сопричастности происходящим событиям и солидарного отношения к необходимости защиты общественных устоев. Философская составляющая отражает степень гражданской ответственности как индивида, так и общества в целом за будущие поколения и за необходимость сохранения исторической памяти. Как комплексная категория оборонное сознание представляет собой набор осознанных психологических оценок, мотивирующих гражданское общество на рост активности по защите идеологически подтвержденных ценностей и элементов государственного суверенитета, мобилизует внутренние ресурсы общества. Оборонное сознание выступает важнейшей социально-психологической характеристикой человеческого капитала, которая обеспечивает использование физиологических и интеллектуальных способностей общества для защиты собственных национальных интересов. При текущей геополитической ситуации защитная роль оборонного сознания многократно возрастает, что делает его объектом гибридной агрессии со стороны недружественных стран. Выводы. Обеспечение национального суверенитета России требует проведения системной и проактивной политики по развитию оборонного сознания за счет интенсификации процессов патриотического воспитания, повышения вовлеченности граждан в механизмы государственного управления, активизации борьбы с инфантильностью и нигилизмом молодого поколения, а также формирования эффективного защитного и мобилизационного механизмов в отношении внешнего деструктивного воздействия. Оборонное сознание формирует необходимый внутренний ресурс общества в целом и его граждан в частности, позволяющий противостоять негативному информационно-психологическому влиянию.
В статье анализируются проблемы вторичной занятости студентов российских университетов с позиции интересов будущего страны. Авторы исходят из того, что мотивации и амбиции, побуждающие студентов выходить на рынок труда во время обучения по очной форме, формируются под влиянием ценностных ориентаций, которые в последние годы претерпели значительные изменения. В результате теоретико-эмпирического исследования выявлено, что совмещение очной формы обучения в вузе и трудовой деятельности влечет за собой неоднозначные эффекты для профессионального становления будущих специалистов. Оптимизировать ситуацию, по мнению авторов, возможно на основе переосмысления концепции «работающих студентов» и создания продуманной системы мер по приобщению обучающихся старших курсов к работе по осваиваемой профессии.
В статье рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций и профессиональной направленности у студентов как в целом, так и по разным сферам деятельности. В результате установлено, что терминальное ценностное наполнение имеет общие тенденции относительно связи с направленностью на эстетические и практические виды деятельности и отличается в остальных случаях, наиболее сильно при ориентации на работу с людьми и исследования. Проявляется более выраженное своеобразие ценностей-целей при направленности на работу с людьми, ценностей-средств при практической направленности, а всей системы ценностных ориентаций - при направленности на исследовательскую деятельность.
Введение. Систему ценностных ориентаций личности считают основной детерминантой процессов социально-психологической адаптации. Ценностная структура оказывает существенное влияние как на развитие и становление личности, так и на регуляцию ее самосознания, когнитивно-эмоциональной сферы и поведения. В подростковом возрасте возникает максимальное напряжение адаптационных процессов и проявляется наиболее выраженная интолерантность к негативным средовым воздействиям. В связи с этим анализ ценностно-интенциональных механизмов и стратегий социально-психологической адаптации в этом возрасте представляется актуальным.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 300 мальчиков и девочек раннего подросткового возраста, у которых с применением уточненной методики Ш. Шварца и опросника К. Роджерса и Р. Даймонд «Социально-психологическая адаптация» оценивали систему ценностных ориентаций и уровень адаптированности. Статистическая обработка материалов включала расчет U-критерия Манна-Уитни и дискриминантный анализ (пошаговый метод Уилкса).
Результаты исследования. Исследована система ценностных ориентаций (включает 19 параметров) и уровень социальной адаптированности подростков. С применением статистических процедур выделены респонденты с высоким и низким уровнями адаптированности. Осуществлено сравнение ценностных показателей как между респондентами с разной степенью адаптированности, так и между подростками разных гендеров. Рассчитаны обладающие высокой дискриминативной способностью канонические функции, позволяющие с использованием аксиологических переменных разделить респондентов по степени их социальной адаптированности.
Обсуждение и заключение. Показано, что эффективность процессов социальной адаптации подростков улучшается по мере возрастания степени дифференцированности ценностных ориентаций, проявляющейся увеличением «разброса» их позиций в «поле» ценностного сознания. Установлено, что важнейшими факторами успешной социальной адаптации подростков являются доминирование основных группоцентрических ценностных ориентаций и уменьшение роли эгоцентрических интенций. Выявлена амбивалентность влияния на адаптированность гедонистической интенции, возрастание значимости которой в сочетании с доминированием группоцентрических ценностей способствует успешной социальной адаптации, а в сочетании с доминирующей позицией эгоцентрических ценностей становится фактором низкой толерантности к социальной фрустрации. Установлено дезадаптирующее влияние на процессы социальной адаптации ценностных ориентаций «репутация» (у мальчиков) и «самостоятельность» (у девочек). Выявлена ведущая роль группоцентрических ценностей в дискриминации адаптированности подростков.
Введение. Юношеский возраст характеризуется качественными преобразованиями ценностной сферы, ее оформлением в автономную и согласованную систему. Ценностные ориентации молодых людей быстрее перестраиваются и адаптируются к меняющимся социокультурным условиям, отражая общие тенденции трансформации общественной системы ценностей. Это определяет актуальность изучения содержания ценностных ориентаций молодежи, а также поиска новых методических подходов к их выявлению.
Материалы и методы. В работе использовалась авторская методика «Ценностные ориентации в пословицах и поговорках», ориентированная на выявление предпочтения ценностей общественно значимой или эгоистической направленности. Исследование проводилось на выборке учащихся 16-19 лет; общее число респондентов – 387 человек (146 юношей, 241 девушка).
Результаты исследования. Ценностные ориентации учащихся юношеского возраста в значительной степени оформлены и имеют характер индивидуально конфигурированной системы. Общий вектор ценностной сферы юношей и девушек ориентирован в направлении общественно значимых и социально поддерживаемых ценностей. Наиболее ярко это проявляется в отношении ценностей «Учение, труд» и «Семья, родственники», отражающих специфику возрастных потребностей и интересов молодых людей. Существенные различия в ценностных ориентациях обусловлены гендерной принадлежностью респондентов: юноши предпочитают ценности коллективного дела и ближнего социума (семья, друзья), тогда как для девушек более привлекательны ценности индивидуалистические, а также относящиеся к внешнему кругу общения и деятельности. В общей структуре ценностных ориентаций категории «Деньги, богатство» и «Страна, Родина» получили неоднозначные оценки.
Обсуждение и заключения. Показана продуктивность использования метода пословиц для изучения ценностных ориентаций учащихся юношеского возраста. Согласованность полученных результатов с данными психологических и социологических исследований свидетельствует о том, что они фиксируют не только определенную стадию формирования ценностной системы молодых людей, но и отражают сложность ценностного самоопределения в современном обществе.