Представлена рецензия на книгу, подготовленную сотрудниками кафедры социологии и политологии исторического факультета Воронежского государственного университета. Излагаются малоизвестные страницы в истории развития кафедры, рассказано об особенностях подготовки социологов и политологов. Издание наполнено интересными историями и биографическими фактами, накопленными за многолетний опыт преподавания в университете.
Важной страницей в истории Воронежского государственного университета было создание при нем рабочего факультета. Это специфическое подразделение действовало с 1920 по 1939 г. Его основной задачей являлась помощь молодым рабочим и крестьянам при подготовке к поступлению в высшее учебное заведение. Политической задачей рабфака было изменение социального состава студенчества.
В статье обсуждается проблема повышения качества подготовки инженерных кадров. Ее актуальность определяется важностью усиления роли университетов в обеспечении технологического суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации в условиях санкционного давления. Представлены подходы Воронежского государственного университета инженерных технологий к модернизации инженерного образования в рамках реализации проекта «Прогрессивные инженерные школы», описываются основные направления деятельности таких школ в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами университета, обозначены планируемые результаты по подготовке инженерной элиты для пищевой и химической промышленности России и Воронежской области.
В статье исследуется проблема влияния санкций на национальную систему университетского образования и академической науки России. Актуальность темы обусловлена тем, что санкционное давление Запада распространилось не только на финансово-экономическую сферу, но и на гуманитарные аспекты развития страны, в частности на систему высшего образования. До недавнего времени российское образование развивалось в русле глобализации, а в процессе отказа от этой парадигмы столкнулось с рядом ограничений. Автор отмечает, что санкции не смогли оказать существенного прямого воздействия на систему университетского образования, однако их влияние на состояние российской науки и образования носит многогранный характер. Для системного представления ситуации в статье применяется методология SWOT-анализа, позволяющая структурировать последствия, возникающие в системе академической науки и высшего образования под воздействием санкций. Проведенный анализ показал, что санкции в отношении национальной системы университетской науки и образования несут в себе отложенные риски и косвенно влияют на социально-экономическую систему, а также на обороноспособность государства. В статье представлены рекомендации, которые, по мнению автора, должны лечь в основу антисанкционной политики России в сфере образования. В их числе переход к этапу «индустриализации образовательной системы», создание национальной научно-производственной базы для снижения импортозависимости университетского образования от зарубежных технологий; использование потенциала различных институциональных структур для организации межвузовского сотрудничества; переосмысление исторического опыта российской педагогики высшей школы с целью обеспечения реальной суверенизации национальной системы университетского образования.
В данном исследовании анализируются политические взгляды известного государственного деятеля П. А. Столыпина в его студенческие годы. В историографии нередко постулировался, но никак не доказывался тезис о генезисе монархического мировоззрения П. А. Столыпина со времени пребывания в Петербургском университете. Для того чтобы проследить механизм формирования взглядов и убеждений будущего реформатора, в работе анализируется общественная обстановка среди университетской корпорации и особенно студентов-естественников, в число которых входил и П. А. Столыпин. В качестве источников в исследовании используются списки его однокурсников, их мемуары, а также сводки о студенческих беспорядках и воспоминания самого государственного деятеля о своем университетском прошлом.
Введение. В современных отечественных исследованиях, посвященных российским психолого-педагогическим классам и путям допрофессиональной профориентации старшеклассников, склонных к педагогической деятельности, отмечается историческая соотнесенность возникновения в российском образовании педагогических классов (2 пол. ХӀХ века) и складывания системы профессионально-педагогического образования. Существующая образовательная практика непрерывного профессионально-педагогического становления выпускника осуществляется в рамках нескольких моделей, организуемых на базе школ, университетов и организаций ДПО. Особенности организации и педагогического сопровождения психолого-педагогических классов детерминированы разными модельными практиками их формализации, что обусловило проявление особенностей обучающихся, образовательной среды университета и характеристик профессиональной компетентности преподавателей университета педагогического сопровождения разных категорий обучающихся.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ, анкетирование и статистическая проверка полученных экспериментально данных и их интерпретация.
Результаты исследования. Рассмотрены история становления образовательной практики в психолого-педагогических классах в России и практика их функционирования на современном этапе российской истории образования. Приведенные общетеоретические положения и авторские выкладки проиллюстрированы экспериментальными данными трактовки студентами современных классического и педагогического университетов функций и специфики профессионально-педагогической деятельности в психолого-педагогических классах по пяти шкалам авторского опросника: личностно-потребностной, знаково-символьной, пространственно-профессиональной, ценностно-нормативной и социально-поведенческой.
Обсуждение и заключения. Процессы, наблюдаемые современными исследователями допрофессиональной подготовки старшеклассников, ориентированных на педагогическую деятельность, отражаются в разных модельных практиках организации современных профильных педагогических классов, которые учитываются в профессионально-педагогическом образовании будущих педагогов включением особенностей обучающихся, специфики образовательной среды университета и компетентности взаимодействия с одаренными детьми педагогов.
Предлагаемая статья посвящена обоснованию путей активизации практики патриотического воспитания студенческой молодежи. Для Российского государства активизация воспитательно-патриотической деятельности - приоритетная задача политического руководства и всех государственных и общественных структур. Цель исследования: на основе анализа научной литературы, передового опыта и практики формирования патриотизма высших учебных заведений региона определить и предложить эффективные пути патриотического воспитания студентов. Исследование проведено с использованием следующих педагогических методов: отбор и изучение научной литературы по теме, теоретический анализ, анкетирование, беседы, конкретизация, обобщение, систематизация, синтез. Результат исследования - классифицированные и раскрытые пути активизации практики патриотического воспитания студенческой молодежи по трем группам: традиционные, инновационные и комбинированные. Разработанные и предлагаемые научные положения о путях улучшения воспитательно-патриотической практики обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью. Они представляют интерес для современных исследователей патриотической темы, преподавателей и организаторов патриотического воспитания студентов и учащихся всех видов учебных заведений.
Предлагаемая статья посвящена обоснованию сущностных положений формирования экономической культуры курсантов морского университета. Цель исследования разработать научные положения формирования экономической культуры курсантов в процессе профессиональной подготовки в высшей морской школе. Методология исследования направлена на проведение обстоятельного теоретического анализа понятия «экономическая культура» и разработку сущностных основ его привития обучающимся в морском вузе. Исследование проводилось с применением совокупности педагогических методов: изучение литературы; теоретический анализ; синтез; интервью, беседы (индивидуальные, групповые); опрос; обобщение, конкретизация. Результат исследования - систематизированные сущностные положения формирования экономической культуры курсантов морского вуза. Разработанные научные положения обладают научной новизной, теоретической и практической значимостью. Они будут востребованы как для исследовательской деятельности, так и для организации и проведения целенаправленной учебно-воспитательной работы в высших и средних профессиональных учебных заведениях.
В современном мире дальнейшее социально-экономическое развитие, как уже стало очевидно, связывается с инвестициями в человеческий капитал. Увеличение числа детей и взрослых, охваченных обучением, и улучшение качества образования представляются важнейшими задачами, которые стоят перед специалистами в сфере управления образованием. Любой опыт в данной области представляется важным для оценки и построения обновленной образовательной политики. Китай как быстро развивающееся государство за последние два десятилетия сделал огромный шаг вперед в развитии образования, от дошкольного до послевузовского. Потенциал, накопленный китайскими вузами, позволяет говорить о том, что долгосрочные задачи по совершенствованию системы образования, поставленные руководством страны, будут выполнены. В этой связи важными представляются вопросы, каким образом функционирует управление в высших учебных заведениях и как происходит подготовка кадров для управленческого звена вузов в современном Китае.
На протяжении последних лет республика Казахстан в своей образовательной политике придерживается глобально признанных целей устойчивого развития (ЦУР), о чем свидетельствует включение этих целей в Национальную стратегию развития «Казахстан 2050», План нации «100 шагов по достижению пяти институциональных реформ», Государственную программу «Нурлы Жол» (2020-2025). ЦУР также включены в стратегии развития ведущих университетов страны. С учетом национальных приоритетов устойчивое развитие в области образования является ключевым направлением совершенствования системы высшего образования в Казахстане. Для лучшего понимания динамики университетов республики в парадигме устойчивого развития авторами рассмотрены результаты международных рейтингов UI GreenMetric и QS Sustainability World University Rankings. Вузы Казахстана сравниваются с вузами других стран Средней Азии. Согласно рейтингу UI GreenMetric-2023, в топ-500 включены 4 вуза Казахстана, 7 вузов Узбекистана, 2 вуза Туркменистана. Согласно рейтингу QS Sustainability University Rankings-2023, в топ-500 из всех вузов Средней Азии включен лишь один университет Казахстана. В статье сделан вывод о том, что университеты Казахстана на международной арене демонстрируют скромные позиции в приверженности ЦУР, однако в то же время занимают лидирующие позиции в рейтингах экологического развития среди университетов стран Средней Азии.
Введение. Университеты занимают центральное место в культуре любой цивилизации, аккумулируя достижения человечества в науке и образовании. Именно они формируют ядро научного сообщества, сохраняя и передавая накопленные знания новым поколениям. Их главная цель – подготовка квалифицированных специалистов, способных развивать общество и двигать прогресс вперед. Однако деятельность университетов выходит далеко за пределы простого обучения студентов. Они активно влияют на общественную жизнь, стимулируют создание научных сообществ, поддержку инновационных проектов и распространение передовых идей. История показывает, что вокруг университетов традиционно собирались наиболее талантливые и активные представители интеллигенции. Многие выдающиеся мыслители, писатели, художники и политики получили образование именно в стенах вузов. Университеты были местом рождения многих общественных движений, политических партий и творческих союзов.
Методологическая база исследования опирается на общенаучные методы синтеза, анализа, обобщения и систематизации.
Результаты исследования. Выявление ключевой роли университетов в формировании интеллектуального потенциала общества и обеспечении устойчивого развития государства и всего мирового сообщества.
Обсуждение и заключение. Сегодня, несмотря на изменения в мире, университеты остаются важным элементом культурного ландшафта каждой страны. Они помогают сохранять национальные традиции, воспитывать патриотизм и формировать мировоззрение молодежи. Более того, университеты обеспечивают связь между поколениями, поддерживая преемственность знаний и опыта. Можно смело утверждать, что качество высшего образования отражает общий уровень развития общества. Чем сильнее и авторитетнее университеты, тем выше вероятность успешного будущего страны.
Концепция “Smart city” была введена в 1994 г. и с тех пор активно внедряется в управление городами, в том числе и в Российской Федерации. Несмотря на то что «умный город» значительной частью исследователей сводится к модернизации стареющей инфраструктуры с помощью цифровизации, практика показывает, что технологии сами по себе редко являются решением городских проблем, необходимо развитие, в первую очередь, социальных аспектов управления одновременно с внедрением соответствующих технологических решений. Развитие социоцентричного измерения управления городскими системами предполагает вовлечение различных акторов в разработку и реализацию инициатив органов публичной власти, в том числе и университетов. Цель данного исследования - на основе изучения зарубежных и отечественных кейсов выделить формы взаимодействия университетов и органов местного самоуправления, определить роль университетов в становлении и развитии «умных городов». В работе были использованы методы анализа, синтеза, индукции и дедукции, сравнения. Информационной базой исследования послужили материалы Индекса цифровизации городского хозяйства «IQ городов», нормативно-правовые акты, направленные на развитие «умных городов» в Российской Федерации, собственные исследования авторов. На основе данных была определена роль университетов в становлении и развитии «умных городов» в России и зарубежных странах, выявлены основные формы сотрудничества университетов с иными акторами в процессе развития «умных городов», разработаны рекомендации для развития сотрудничества университетов и органов публичной власти при реализации ведомственного проекта «Умный город». Опыт российских и зарубежных городов показывает наличие взаимосвязи между степенью вовлеченности университетов в реализацию проекта «Умный город» и результатами интеллектуализации и цифровизации городского хозяйства. Критически важная роль университетов состоит в содействии социально ориентированному управлению, в отличие от хаотичной цифровизации отдельных процессов городского управления и сбора данных, без их дальнейшего анализа. Для расширения практики вовлечения университетов в развитие «умных городов» предложен ряд рекомендаций.