Строительство, реконструкция и эксплуатация автодорог связаны с оказанием воздействия на окружающую среду. При этом изменению подвергаются все составляющие ее элементы - воздух, вода и земли. Цель исследования заключалась в проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого реконструкцией и последующей эксплуатацией 12-километрового участка автодороги Кемерово - Анжеро-Судженск. Расчет интенсивности поступления и приземных концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде выполнен посредством программного обеспечения «Эра». Контроль величин полученных расчетом концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде осуществлялся посредством натурных измерений одноканальным аспиратором «Бриз». Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления измерялись с помощью универсального многофункционального устройства, включавшего в себя шумомер, люксметр, термометр и гигрометр. Путем сопоставления расчетного и экспериментального уровней загрязнения воздушной среды было определено, что сократить воздействие на нее возможно путем замены дизельной электростанции на подключение потребителей к линии электропередач, а также обработки перемещаемых грунтов измельченными или чешуйчатыми по структуре хлоридами. Полученные результаты основаны на количественном и качественном анализе интенсивности поступления и концентраций загрязнителей в воздушной, водной и земельной средах, формирующихся в период выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации реконструированного участка автодороги. Внедрение рекомендаций по профилактике выделения пыли позволило сократить загрязнение атмосферы в период ведения строительно-монтажных работ по реконструкции участка автодороги и связанные с ним природоохранные платежи. Результаты анализа особенностей использования водной среды и земельных ресурсов при реконструкции и эксплуатации участка автодороги говорят об отсутствии их сверхнормативного загрязнения. Порядок образования, а также временного накопления отходов производственной и хозяйственно-бытовой деятельности работников, предусматривающий их передачу специализированной организации для дальнейшего обращения, гарантирует их минимальное воздействие на окружающую среду в пределах рассматриваемого участка автодороги.
Предметом исследования выступает непосредственно система профилактики экстремизма среди молодежи. Объект исследования представляет собой сам молодежный экстремизм как социально-политическое явление общественной жизни. В статье предпринята попытка комплексного анализа мер, направленных на профилактику молодежного экстремизма на базе высшего учебного заведения. Анализ основывается на накопленном опыте, содержащемся в методических рекомендациях, специальной литературе по исследуемой тематике. Автор делает акцент на анализе отечественных источников. Особое внимание уделено требованиям, предъявляемым как к содержанию профилактических мероприятий, так и к профессиональным компетенциям специалистов, которые выступают субъектами данной деятельности. Молодежная среда, особенно студенческая, является уязвимой перед деструктивным влиянием экстремистских идеологий, что обусловлено возрастными особенностями данной социальной группы. Основными методами исследования выступили следующие общетеоретические методы: анализ, синтез, обобщение литературы по указанной тематике. Автором сформулированы конкретные, практико-ориентированные предложения по улучшению мероприятий, направленных на профилактику экстремизма, реализуемых учреждениями высшего образования. Эти предложения предназначены для тех, кто непосредственно занимается профилактической работой (педагоги, психологи, специалисты по молодежной политике). Ключевым выводом является обоснование необходимости разработки единого стандарта проведения антиэкстремистской профилактической работы в высших учебных заведениях. Такой стандарт позволит унифицировать подходы, обеспечить системность и повысить результативность профилактических мер. Подчеркивается важность создания и развития научных школ, занимающихся непрерывным изучением феномена экстремизма. Именно научные исследования должны формировать базу для разработки эффективных методик противодействия распространению экстремистских идеологий в молодежной среде. Необходимы постоянные исследования, мониторинг и адаптация профилактических мер к меняющимся условиям.
Предметом исследования настоящей работы является профилактика моббинга в трудовых коллективах. Состояние, вызываемое у жертвы моббинга (стресс, напряженность, страх, чувство вины и др.), отражается на том, как она справляется с трудовыми обязанностями и какие решения по поводу развития в организации принимает (например, может уволиться, что повысит текучесть кадров в организации). Негативно и то воздействие, которое оказывает проявление моббинга на коллектив и организацию: ухудшение климата в коллективе, закрепление в качестве норм неэтичного поведения, отвлечение от выполняемой работы и т. д., что также сказывается на снижении результативности труда коллектива и социально-психологическом климате. В связи с этим целесообразно изучить возможности профилактики моббинга в организациях Основными методами исследования выступили теоретические методы (анализ, синтез, обобщение литературы по проблеме и профилактике моббинга в служебных коллективах). Использован и метод теоретического моделирования (разработка модели профилактики моббинга в служебных коллективах). В проведенном теоретическом исследовании было выяснено то, что моббинг нередко начинается с подачи руководителя (осознанно или неосознанно, когда, например, руководитель поощряет конкуренцию) или даже управляется им (когда стоит задача - выжить какого-либо сотрудника). Конкретные мероприятия модели профилактики моббинга в организации предлагается разграничить на два этапа (подготовительный, основной). В рамках данных этапов мы предлагаем три направления профилактической работы с моббингом: нормативное, организационно управленческое, социально-психологическое. Нами разработаны рекомендации руководителю по профилактике моббинга в служебных коллективах. Нами была разработана модель профилактики моббинга в организации, объединяющая и систематизирующая существующие представления о мерах профилактики этой формы психологического насилия. Мероприятия модели профилактики моббинга в организации разграничены на два этапа (подготовительный, основной) и три направления (нормативное, организационно-психологическое). Были определены следующие задачи деятельности организации в рамках модели профилактики моббинга в организации: 1. Внедрение и закрепление в локальных нормативных документах организации норм корпоративной этики. 2. Поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. 3. Развитие управленческих навыков и управленческой культуры руководителей.
В представленном исследовании автором изучены статистические сведения о состоянии, динамике и структуре преступности среди несовершеннолетних и молодежи, проведен их анализ с целью дальнейшего прогнозирования исследуемого вида преступности. Проанализированы основные характеристики личности несовершеннолетнего и молодого преступника, в том числе возрастные границы, исходя из уже имеющихся исследований ученых криминологов в данной области. Автором рассмотрен причинный комплекс преступности среди несовершеннолетних и молодежи. На основе проведенного исследования сделан вывод, что общая профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи должна протекать в четырех основных сферах - в семье, школе (ином учебном заведении), ближайшем окружении и по месту жительства. Профилактические меры, проводимые во всех этих сферах, должны быть тесно взаимосвязаны, т. е. носить комплексный характер. Именно комплексный подход профилактических мер и единство стоящей цели позволят рассматривать их совокупность в качестве целостного образования - системы.
На современном этапе развития науки нет единого мнения относительно соотношения понятий «профилактика» и «предупреждение» преступлений, даже несмотря на наличие большого количества научных исследований, посвященных отдельным аспектам предупредительной и профилактической деятельности следователя. В настоящее время сложилось три основных подхода к соотношению рассматриваемых терминов: профилактика и предупреждение как тождественные понятия, профилактическая деятельность включает в себя функцию предупреждения и предупредительная деятельность выступает родовым понятием для функции профилактики. Предупреждение преступлений в понимании извещения, предостережения, включает в себя профилактику, предотвращение и пресечение преступлений. При этом указанные элементы выступают в качестве стадий. И профилактика является первой стадией предупредительной деятельности, так как она оказывает воздействие на причины и условия противоправного, уголовно-наказуемого поведения человека. Профилактика направлена на исключение формирования умысла совершать общественно опасное деяние путем устранения причин и условий, способствующих этому. Предотвращение направлено на побуждение лица, имеющего умысел на совершение преступления, отказаться от спланированной им противоправной линии поведения. Пресечение преступления направлено на прекращение реализации преступного замысла, т. е. начавшейся преступной деятельности, а также на минимизацию преступного результата. При этом все эти элементы предупредительной деятельности имеют место быть в разные периоды. Однако профилактика может осуществляться как в ходе расследования конкретного преступления, так и вне этого, что находит отражение в выступлениях следователя перед трудовыми коллективами, школьниками, студентами, в публикациях исследований, содержащих сведения об уголовных делах. Отсутствие единого подхода к соотношению предупредительной и профилактической деятельности обоснованно также отсутствием законодательного закрепления данных понятий. Несмотря на то что законодатель в отдельных нормативных правовых актах уделил внимание предупреждению и профилактике конкретных видов преступлений, например, терроризму, экстремизму, все же он не показал четкого разграничения между ними.
Статья содержит результаты исследования саморазрушающего поведения студентов-спортсменов и роли спортивной деятельности в работе со студентами-спортсменами. Исследование проведено в 2022 году методом анкетирования и тестирования студентов Института физической культуры, спорта и молодёжной политики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Результаты показали, что студенты-спортсмены демонстрируют признаки саморазрушаю-щего поведения, связанные с личностными особенностями и отсутствием навыков профилактики, которые отчасти заменяются спортивной деятельностью.
В центре внимания авторов феномен «профессионального выгорания» преподавателя иностранного языка неязыкового вуза. В последние годы проблема профессионального выгорания членов вузовского сообщества, особенно в условиях динамичного развития социума, должна постоянно находиться в центре внимания его представителей, поскольку пренебрежение данной проблемой предопределяет высокие риски лавинообразного развития у преподавателей одноименного синдрома и снижения эффективности их работы со студентами. В рамках поиска минимизации и нейтрализации негативных последствий этого явления проведен информационно-аналитический обзор открытых источников по теме исследования; выявлен механизм возникновения профессионального выгорания; сформулированы конкретные практические меры; проведена опытно-экспериментальная работа, позволившая доказать их эффективность. Задачи исследования решались с использованием теоретических методов (критический анализ, сравнение и обобщение), а также эмпирических методов сбора и накопления данных, контроля и измерения, оценивания и обработки данных (математические, статистические, графические, табличные). Показано, что с учетом характерных особенностей лингвообразовательного процесса в неязыковом вузе, а именно: четкой профессиональной направленности данного процесса в целом; субъект-субъектного характера взаимодействия, варьирования ролей и доминирования дивергентного мышления участников лингвообразовательного процесса; сочетания личностно- и практико-ориентированного подходов к подготовке выпускников - с наилучшей стороны показали себя меры профилактики и нейтрализации профессионального выгорания, ориентированные на повышение готовности преподавателей иностранного языка в неязыковом вузе поддерживать коммуникацию со студентами по темам их будущей профессиональной деятельности. Результаты работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка неязыкового вуза.
Профилактика деструктивных проявлений актуализируется в образовательной среде по причине социальной активности молодежи, направленной на самореализацию и изменение социально-политического устройства. Это усиливается когнитивной спецификой и сопровождается отказом от традиционных авторитетов и ценностей. Целью работы является выявление проблем при реализации профилактических мероприятий, решение которых обуславливает их эффективность. Методологическая основа исследования опирается на комплексный подход, позволивший охарактеризовать мировоззренческий, когнитивный, политический и социокультурный аспекты деструктивности. Системным подходом рассматриваются структура и связи сложившейся системы профилактики. Профилактика рассмотрена историко-генетическим методом как непрерывный процесс. Посредством социально-философского анализа установлены фундаментальные условия, причины неэффективности профилактики и предложены решения в рамках формирования общероссийской гражданской идентичности. Основными проблемами обозначены: неоднородность целевой аудитории, отсутствие единого вектора интерпретации и транслирования мировоззренческих установок, непроработанность методологических и педагогических приемов и непонимание содержательного наполнения в прогностическом аспекте. Мировоззренческие принципы в рамках концепции «Россия государство-цивилизация» представляются необходимыми структурообразующими элементами концептуального характера для всей системы профилактики. Разделение целевой аудитории на группы «профессионалов» и «обывателей» по признаку доступа к узкоспециализированной информации позволит, с одной стороны, подготовить обладающих соответствующими компетенциями профилактологов, которые способны выявлять деструктивные проявления и оказывать содействие субъектам профилактической работы. С другой - снизить риск возникновения излишнего интереса к деструктивной деятельности у широкого круга лиц. Формирование гражданской идентичности при сохранении традиционных этнических культур на основе унифицированных мировоззренческих принципов будет способствовать разрешению проблем профилактики.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с вовлечением, пресечением и профилактикой экстремально опасных увлечений несовершеннолетних. Критическому анализу подвергнуты понятия «зацепинг» и «руфинг», появившиеся в научной литературе сравнительно недавно, но уже вызвавшие широкий общественный резонанс. Автор исследует причины возникновения новых экстремальных хобби среди подростков и их последствия. Изучение законодательной базы, анализ статистических данных и рассмотрение правоприменительной практики позволяют оценить текущее положение дел и предложить пути повышения эффективности в данной сфере общественных отношений. В заключение автор приходит к выводу о необходимости координации взаимодействия всех субъектов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку предотвращение экстремально опасных увлечений требует комплексного подхода.
Цель исследования - провести анализ существующих методов и стратегий борьбы с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления, а также выявить наиболее распространенные коррупцогенные факторы, влияющие на деятельность властей. В условиях современного общества противодействие коррупции в органах местного самоуправления становится одной из ключевых задач для обеспечения прозрачности и эффективности управления на местах. В частности, с учетом наработок, имеющихся в ученом мире и правоприменительной практике, очевидным является начинать противодействие коррупции с момента рождения человека и его взросления. Это направление по обучению граждан. Позиционирование образа честного и неподкупного служащего представляет собой направление по воспитанию личности и стремление соответствовать данному образу. Поддержка законодателя по конкретизации правового статуса позволит ориентироваться в своей профессиональной деятельности как государственным, так и муниципальным служащим.
Методология исследования основана на диалектико-материалистическом подходе к познанию обозначенных явлений и фактов. Инструментами в процессе работы над статьей стали такие методы, как сравнительно-правовой, описательный, статистический. Теоретическую основу составили научные работы ведущих ученых в области отечественной юриспруденции; нормативную - правовые акты в анализируемой сфере; эмпирическую - статистические данные.
Проведение программы профилактики стоматологических заболеваний у школьников, перенесших острый стресс, способствовало редукции прироста кариеса постоянных зубов, достоверному улучшению гигиенического состояния полости рта, а также повышению мотивации к сохранению стоматологического здоровья.
Целью работы выступает освещение некоторых теоретических вопросов, связанных с применением к лицам, совершившим преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ мер административного предупреждения, анализируются вопросы проведения профилактической работы с лицами, совершившими правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.
Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входит анализ классификации административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
В настоящее время наблюдается возрастание значения административно-предупредительных мер в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, что обуславливает особое внимание к способам их применения, в особенности для такой категории граждан, как несовершеннолетние.
Принципиальный вывод статьи состоит в том, что административно-предупредительные лишены характера административного наказания и могут применяться и к лицам, не совершавшим правонарушений, хотя и будут ограничивать их права и свободы. Помимо этого, через осуществление специальных административно-предупредительных мер активно реализуется индивидуальная профилактика правонарушений, направленная на воспитание и воздействие на тех, кто нарушил закон или находится под риском такого поведения. Эти меры, благодаря своей целенаправленности и точности, обладают высокой эффективностью.