В условиях цифровизации экономики и возрастающей конкуренции в промышленности возрастает значение инновационного развития. Эффективное использование различных типов планирования позволяет промышленным предприятиям не только поддерживать устойчивость бизнеса, но и формировать инновационную среду, способствующую генерации новых технологий и повышению производительности труда. В статье раскрывается роль текущего, перспективного и стратегического планирования в стимулировании инновационных процессов, проводится анализ интегрированных моделей планирования, подчеркивается значение институциональной среды и цифровых инструментов в современных условиях. Приводится обзор отечественной и зарубежной литературы, иллюстрируются ключевые тенденции.
Научная статья направлена на рассмотрение проблемы обеспечения экономической безопасности транспортных организаций через призму развития человеческого потенциала. Авторами проанализирован комплекс инструментов и методов, направленных на повышение квалификации персонала, улучшение его мотивационных механизмов и создание благоприятных условий для профессионального роста. Особое внимание уделяется вопросам управления знаниями, корпоративной культуры и стратегического планирования, которые играют ключевую роль в формировании устойчивого конкурентного преимущества. В исследовании также рассматриваются инновационные подходы к обучению и развитию сотрудников, включая использование современных персонал-технологий.
В статье анализируются основные документы долго- и среднесрочного стратегического планирования, принятые в Исламской Республике Иран, определяющие общие направления и задачи внешней политики данного государства на современном этапе. Цели внешнеполитического курса Ирана и взгляд на мировую политику, излагаемые в документах, изучаются в контексте конкретно-исторических условий разработки и принятия документов. Определяются ключевые внешнеполитические интересы и ценности, постулируемые в документах стратегического планирования Ирана. Выявляется триада документов стратегического планирования Исламской Республики Иран, существовавшая в 2019-2025 годах, включавшая Стратегию 20-летнего развития страны, программное заявление «Второй шаг революции» и план пятилетнего развития. Проводится сравнительный анализ документов триады по вопросам их характера, устанавливаемых задач, региональных приоритетов, ценностных оснований внешнеполитического курса и т. п. Ориентиры, обозначенные в документах, имеют критическое значение как для трактовки внешней политики Ирана в предшествовавшие годы, так и на текущем этапе и в перспективе.
Рассматривается основное назначение документов стратегического планирования в сфере миграции в современных условиях. В ходе рассуждений анализируются взаимосвязи между различными типами документов стратегического планирования, исследующих миграционные вопросы в комплексе планирования общегосударственного развития. Изложенное позволяет утверждать об отсутствии необходимых законодательных актов, регулирующих порядок взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. Сформулирован вывод о необходимости принятия нового документа стратегического планирования в сфере миграции для решения вопросов по реализации государственной миграционной политики на долгосрочный период.
В статье рассматривается проблематика управленческого применения термина «деструктивная идеология», введенного в российское правовое поле с утверждением в 2022 г. Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В исследовании анализируются присутствующие в научной дискуссии интерпретации нового термина в правовом, политологическом и социально-философском контекстах, представлено авторское прочтение термина «деструктивная идеология» как системы идей, направленных на целенаправленное разрушение традиционных ценностей, формирующих самосознание народа, и их замещение исторически чуждыми российскому обществу, несущими в себе угрозу его саморазрушения, дискредитации государствообразующих публичных институтов, присваивания функций государства альтернативными структурами, в том числе криминальными. Предложенная авторами терминология может быть использована в целях корректного применения управленческого инструментария государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и эффективного противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
В статье автор рассматривает сущность и значение категории «риск», «хозяйственный риск», субъекты и источники хозяйственного риска. Автор представляет классификацию хозяйственных рисков предприятия, возможные причины их возникновения, а также методику их анализа
Исследовательская статья подготовлена в рамках проводимого автором научного исследования о совершенствовании теоретических и правовых основ таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе в рамках взаимодействия с Всемирной таможенной организацией. Задача. Проанализировать существующие подходы и правовые средства международного таможенного сообщества, в том числе Всемирной таможенной организации (ВТамО), Европейского союза (ЕС) и Евразийского экономического союза (Союза) по анализу эффективности деятельности таможенных органов для целей совершенствования таможенного регулирования. Выводы. Исследовательская статья посвящена проблематике модернизации права Союза в сфере таможенного регулирования на основе анализа уровня развития таможенных служб государств-членов ЕАЭС. Предмет исследования - материалы рабочей группы ВТамО по анализу эффективности, свод таможенных стандартов ЕС, а также методологические подходы Евразийской экономической комиссии по анализу состояния развития таможенных органов. Сформированные методологические подходы, а также предложения могут быть использованы для разработки Евразийской экономической комиссией (Комиссия) методики анализа уровня развития таможенного урегулирования в государствах-членах Союза, а также создания в перспективе Свода таможенных стандартов ЕАЭС, как правого инструмента и мероприятия при формировании документов стратегического планирования, задающих основные векторы дальнейшего интеграционного взаимодействия в Союзе. Социальные последствия. Проведение исследования сопряжено с реализацией пунктов Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года1 по направлению 3 «совершенствование таможенного регулирования в рамках Союза». Практическое значение. Полученные результаты исследования представляют интерес для блока по таможенному сотрудничеству Комиссии, могут быть использованы специалистами таможенных органов государств - членов Союза, экспертами Комиссии для организации стратегического планирования и формирования правовых основ модернизации права Союза. Выводы и предложения, а также разработанные опросные формы могут быть рекомендованы для рассмотрения на заседании рабочей группы ВТамО по анализу эффективности деятельности таможенных органов в качестве регионального (евразийского) опыта. Статья рекомендуется научным работникам, преподавателям, студентам, аспирантам и иным категориям обучающихся в Российской таможенной академии, в других вузах и региональных учебных центрах ВТамО по специальностям «Таможенное дело» и «Юриспруденция». Оригинальность/ценность. Исследовательский материал основан на анализе практических аспектов деятельности ВТамО, Комиссии, ЕС и таможенных органов государств-членов Союза и является результатом комплексного исследования вопроса совершенствования права Союза на основе передовой практики таможенного администрирования, а также правовых инструментов и средств Всемирной таможенной организации.
В контуре настоящего исследования рассмотрены некоторые концептуальные вопросы, связанные с поиском путей обновлённого восприятия сущности стратегического планирования экономической деятельности с учётом современных механизмов ведения хозяйственной деятельности на национальном уровне. Отмечено, что нынешние системы характеризуются сложностью и многоаспектностью, большим количеством взаимосвязей между элементами. В подобных условиях особое значение для экономики приобретает процесс определения долгосрочных ориентиров развития в соответствии с объективными закономерностями внешней среды. Изучены отдельные особенности ведения подобной деятельности в двух различных системах: в рамках советской школы планирования и при индикативном подходе. Учитывая, что последний широко применяется в условиях рыночной экономики, были разработаны рекомендации по организации методологических исследований по отражённым в статье направлениям с целью осмысления природы и характера современной системы стратегического планирования.
В работе исследуется проблема научной проработанности понятия и сущности стратегического планирования, а также его значимости для решения национальных задач. Проведен аналитический обзор основных концепций различных научных школ в области стратегического планирования, определены его основные характеристики и качественные показатели, такие как: ориентация на желаемое развитие, целенаправленное влияние, активизация конкурентных преимуществ, консолидация политики всех сторон, вовлечение ресурсов, внешние и внешние факторы, противодействие вызовам и угрозам. Эти аспекты поднимают государственное экономическое регулирование на новый уровень, предотвращая дестабилизацию рынка. На основе обобщения наиболее известных научных определений установлено, что стратегическое планирование представляет собой процесс обоснования желаемого состояния национальной экономики и перехода к ней с использованием участниками стратегирования методов целенаправленного воздействия на объекты планирования. Обращается внимание на то, что развитые страны используют инструменты планирования для создания условий, которые предусматривают развитие промышленности и экономики в целом. Механизмы стратегического планирования не только снижают риски, но и эффективно управляют экономическим ростом. Сегодня это особенно актуально для нашей страны в сфере обеспечения продовольственной безопасности, где Доктрина ставит принципиально новые задачи по достижению физической и экономической доступности продукции на уровне рациональных норм потребления.
Глобализация, информатизация и постиндустриализм, пандемия коронавируса и рост спроса на внутренний туризм, в том числе на уникальные этнотуры, коренным образом изменили статус историкокультурного наследия и этнокультурного туризма. Комплексное, разноплановое исследование исторического и культурного наследия и сфер его использования в туристских практиках актуально с точки зрения эффективности реализации национальной политики в полиэтнических регионах России. Если ранее туризм был просто формой времяпрепровождения и досуга, то сейчас за счет эффективного стратегического планирования и проектирования его развития он постепенно превращается, благодаря эффективной монетизации, в мощную туриндустрию, активно использующую потенциал этнокультурного наследия народов для повышения уровня дохода и качества жизни населения Республики Башкортостан
Введение. В статье рассматриваются проблемы финансового обеспечения целевых экологических программ.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы методы правового анализа, синтеза, обобщения и сравнительно-правовой, которые позволили выработать возможные пути решения исследуемых проблем.
Анализ. Проведенные в начале XXI века реформы бюджетного, налогового и экологического законодательства фактически разрушили имевшийся эколого-экономический механизм природопользования, что повлекло за собой значительные проблемы в области финансового обеспечения программных мероприятий. В настоящее время государственные программы являются важным инструментом финансового обеспечения охраны окружающей среды и рассматриваются в качестве правовой формы и юридического основания финансирования экологически значимых мероприятий, однако не могут показать в полной мере своей эффективности. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий в настоящее время выступают бюджетные средства. Финансовые средства из внебюджетных источников привлекаются недостаточно, что может вызывать проблемы недостатка финансирования, особенно на местах. Среди иных проблем финансового обеспечения природоохранных мероприятий следует отметить тенденцию к снижению общих объемов финансирования, отсутствие финансового обеспечения отдельных важных мероприятий, финансирование от объема имеющихся средств, неравномерность их распределения в бюджетном цикле.
Результаты. Выдвигаются предложения по совершенствованию системы финансового обеспечения целевых экологических программ, которые позволят сделать их эффективным инструментом экологического планирования даже в условиях антироссийских санкций, пандемии и экономического кризиса.
Введение: актуальность статьи связана с необходимостью обеспечения прорывного социально-экономического развития и вхождения России в число стран с высоким индексом промышленного производства на основе разработки и применения критически значимых инновационных технологий. Цель - на основе комплексного анализа документов стратегического планирования и действующего законодательства выявить факторы, ограничивающие возможности органов публичного управления по обеспечению достижения глобального технологического лидерства, и перспективы их преодоления.
Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, включая анализ, синтез, абстрагирование, формально-юридический и другие методы научного познания.
Результаты: выявлено современное состояние нормативно-правового регулирования деятельности органов публичного управления в области обеспечения разработки и внедрения наукоемких технологий в производственный процесс и присущие ему недостатки.
Вывод: требуется пересмотреть законодательство о науке и государственной научно-технической политике с последующей разработкой проекта закона, систематизирующего правила организации и осуществления научной и научно-технической деятельности; сформировать единый подход к организации публичного управления на территориях с режимом стимули-рования разработки наукоемких технологий; конкретизировать правила взаимодействия органов государственного управления в части его форм и методов, установления обязательности разработки и принятия ими соответствующих регламентов для продвижения результатов перспективных научных разработок в производственный процесс.