В статье обосновывается важность нравственного воспитания молодого поколения россиян в современных геополитических реалиях. Обосновывается важность разработки модели нравственного воспитания студентов вузов. Аргументируется понимание нравственного воспитания как приобщения к нравственным ценностям. Доказывается, что разрабатываемая модель представляет собой нормативную модель, содержащую проект того, каким образом должно быть организовано нравственное воспитание в высшей школе. Выявлены наиболее общие тенденции моделирования процесса нравственного воспитания в педагогической науке. Обосновывается блочная структура модели и раскрывается содержание целевого (цель, задачи нравственного воспитания студентов), ценностно-мотивационного (традиционные российские духовно-нравственные ценности, принимающие форму мотивов поведения обучающихся), методологического (научные подходы и принципы их реализации), содержательно-проектировочного (ценностные основания учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной деятельности, педагогические условия проектирования содержания нравственного воспитания студентов), методического (формы, методы, средства нравственного воспитания студентов) и результативного (критерии и уровни нравственной воспитанности) блоков. Раскрывается назначение проблемно-диалогического, ценностно-смыслового и ситуационного подходов к организации нравственного воспитания студентов вузов. Предлагается ведущая идея создаваемой модели: воспитание студента как субъекта нравственного развития, стремящегося к такому должному, которое заключено в нравственных ценностях как ценностных основаниях его деятельности.
Авторы анализируют и раскрывают основные составляющие модели развития креативного стиля мышления студента-музыканта в образовательном процессе вуза с целью выявления эффективных путей достижения обучающимся творческого преобразования окружающей действительности в целом и музыкального искусства в частности.
В статье рассматриваются теоретические основы педагогического моделирования, применяемого при исследовании проблем высшей школы. Отмечается, что метод моделирования является составляющей методологии научных исследований. Он позволяет определять приоритетные направления решения проблемы исследования через учет существенных факторов влияния и взаимосвязей между ними. Авторы приходят к выводу, что педагогическое моделирование позволяет спроектировать средства и цели развития и изменения педагогических процессов в высшей школе. Поэтому модель должна содержать методологические основы, методы, средства и способы измерения эффективности этих изменений, критерии оценки эффективности самой модели и конечный результат.
Рассматривается одна из важнейших задач экономики и развития мезохозяйственных систем - проблема рационального использования ресурсов в условиях долгосрочной динамики. Представлены индексные статистические методы и анализируется модель развития территориальной системы с учетом использования различных ресурсов города. Учитывается изменение объемов и предложения ресурсов под влиянием климатических изменений, экологии вод, повышения ставки дисконта, снижения издержек добычи ресурса, социальных причин, режимов хозяйственной деятельности и потребления. Для моделей ресурсопользования изучаются возможности типовых статметодов и схем расчета на основе методологии и методик индексного метода. Исследуется применение методов и инструментов руководства хозяйственными процессами в условиях наличия контроля ресурсной проблемы. Особый акцент сделан на росте эффективности вложений в динамику ресурсопользования. Анализ эффективности с помощью модельных индексов выявляет тесную взаимосвязь пространственно-временного характера…
Освоение детьми дошкольного возраста временных категорий является обязательной частью образовательной деятельности дошкольной организации, при этом выбор результативных средств обучения — сложная задача для многих педагогов, так как им необходимо уметь оценивать, подходит ли выбранное средство обучения для решения поставленных образовательных задач.
В настоящей статье представлены примеры использования наглядных материалов по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста, применяемых в работе педагогами МБДОУ детский сад № 7 «Семицветик» г. Гурьевска Калининградской области.
Авторами рассмотрена возможность практического применения педагогами дошкольных образовательных организаций комплекта наглядных дидактических материалов «Машина времени», в котором систематизированы и обобщены средства по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста. Представлены результаты проделанной работы по использованию данных материалов в практике, подтверждающие уровень сформированности временных представлений у детей. Показано, что усвоение представлений о времени у детей в детском саду посредством использования наглядных дидактических материалов «Машина времени» способствует развитию мыслительных процессов. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о соответствии представленных наглядных материалов требованиям федеральной образовательной программы дошкольного образования. Кроме того, использование данных материалов может быть рекомендовано родителям для закрепления формируемых временных представлений у детей.
Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования, методистам и студентам педагогических вузов и колледжей.
Анализируется как настоящее состояние высшего и общего образования в современном российском обществе, так и его перспективы. Его сегодняшнее состояние связано с выходом России из Болонского соглашения, поиском другой системы образования. Чтобы выйти из прежней системы, необходимо ввести новую модель образования, которой еще нет. Переход к другой системе образования связан прежде всего с изменением ее содержания. Это вопрос стратегический, который вышел на первый план. Начался процесс переосмысления подходов к уровневой системе образования, где используется модель смешанного обучения. Идет процесс поиска ценностных приоритетов в образовании, исходя из чего возможна его модернизация, реформирование, обновление, разработка нового стандарта, новой системы образования, с ориентацией на социальное будущее, XXI век, которая должна опираться на научную методологию определения ее эффективности и результативности. Перспективы развития образования будущего следует искать в потребностях, интересах, ценностях, традициях, состоянии производства, материально-технической базе, политической, культурной системе общества, в направленности его развития, где отражаются закономерности и тенденции. Основной закономерностью развития современного российского общества является его переход от индустриального типа цивилизации к постиндустриальному. В основе будущей модели образования должен лежать цивилизационный подход, основные тенденции современного мира, система как объективных, так и субъективных факторов, среди которых определяющая роль принадлежит производству, содержанию труда, культуре постиндустриального общества. Постболонская система образования, включающая в себя единство обучения и воспитания, должна стать носителем культурного кода российского общества, постиндустриального типа цивилизации.
В статье акцентируется внимание на проблеме ориентации образовательного процесса современной школы на создание здоровьесберегающей образовательной среды с включением системы многокомпонентной воспитательной работы и здоровьесберегающих технологий. Подчеркивается значимость организации воспитательной деятельности, направленной на поддержание физического и психического здоровья обучающихся. Приводятся статистические данные, свидетельствующие о негативной динамике состояния здоровья российских школьников за последние годы. Теоретическая база публикации подкрепляется стратегическими приоритетами, обозначенными в указе Президента Российской Федерации, посвященном национальным целям развития страны на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, в том числе сохранении населения, укреплении здоровья и повышения благополучия людей, поддержке семей. Предметом исследования в статье является анализ результатов самодиагностики школ Пермского края и описание педагогического опыта работы одной из школ «Наставнической лиги» Пермского края в контексте создания здоровьесберегающей образовательной среды и формирования здорового образа жизни у обучающихся в модели проекта «Школа Минпросвещения России». Для этого обобщены результаты самодиагностики 463 школ Пермского края по магистральному направлению «Здоровье» в 2024 году. Приведен сравнительный анализ дефицитарных показателей по результатам самодиагностики. На примере деятельности МАОУ «Сылвенская средняя школа имени В. Каменского» по направлению «Здоровье» демонстрируется продуктивный педагогический опыт в качестве школы-лидера «Наставнической лиги» в образовательном пространстве Пермского края. Опровергается распространенный тезис о несовместимости процесса обучения в школе и сохранения здоровья обучающихся.
В статье описана региональная модель наставничества образовательных организаций в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», реализуемая на площадке государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Пермского края» (далее — Институт). В качестве ключевого аргумента актуальности проблемы приведены результаты самодиагностики общеобразовательных школ, показывающие снижение количества школ с показателем ниже базового уровня и увеличение в пять раз числа образовательных организаций с высоким уровнем соответствия эталонным требованиям. При разработке модели были учтены важные тезисы, сформулированные после изучения научно-педагогической и методической литературы по вопросам наставничества в системе образования. Анализ литературы показал, что важным компонентом наставничества видится трансляция ценностно-смысловых установок деятельности. Значимой характеристикой модели становится ее «внешний контур» как взаимодействие с другой образовательной организацией. Существенно, что имеющиеся методические рекомендации касаются внутренней системы наставничества, при этом «внешний контур» наставничества остается недостаточно проработанным. Проведенный в октябре 2024 года опрос директоров школ Пермского края, вошедших в состав федеральной «Наставнической лиги», показал возможные направления деятельности управленческих команд и их готовность представлять свой опыт для всех образовательных организаций. Результаты анализа литературы и опроса позволили рабочей группе Института разработать модель наставничества с учетом имеющегося в каждой школе опыта наставничества во «внутреннем контуре»; цикличной взаимосвязи целевого, организационного, содержательного, технологичного, результативного компонентов; возможностей адаптирования модели к каждой конкретной ситуации.
Представлен анализ современных работ, посвященных системам расселения и пространственному анализу археологических памятников. Выявляются проблемы, связанные с применением пространственного анализа инструментами геоинформационных систем. Формируются теоретические основания для анализа систем расселения и реконструкции систем адаптации населения. Предлагается три модели расселения, характеризующиеся соответствующим уровнем хозяйственно-культурного типа, развития социальной структуры в контексте изменения условий окружающей среды. «Горизонтальная» модель подразумевает синхронное сосуществование всех известных археологических памятников определенного периода, каждый из которых представлял собой самостоятельную поселенческую хозяйственную единицу и принадлежал отдельной общине. Такой единицей может быть как укрепленное поселение, так и не укрепленное, без учета его характера и расположения. «Вертикальная» модель предполагает систему круглогодичных и сезонных поселений, функционирующих в рамках хозяйства одной общины. При этом учитывается топографическое положение памятника. Так всесезонные поселения (укрепленные и неукрепленные) расположены на выступах коренных террас, сезонные же селища располагаются в пойменных участках речных долин. «Иерархическая» модель подразумевает усложнение «горизонтальной» модели в результате сложения более сложной социальной системы, соответствующей вождеству или иному типу среднесложного общества и функционирующей в рамках хозяйственной системы данной структуры в природно-климатическом контексте. В данной модели выделяется центр - крупное городище со сложной многовальной системой фортификации. Вокруг располагаются укрепленные и не укрепленные поселения для круглогодичного проживания, которые сопровождаются сезонными селищами. По периметру могут присутствовать городища, которые обозначают границу распространения территории данной группы населения
Статья посвящена структуре вопросительного предложения в ряде европейских языков (русском, польском, английском, немецком, французском, итальянском, башкирском, турецком), что имеет важное значение для теории языка в целом и для комплексной типологии предложения в частности. Цель исследования состоит в установлении тождественных и специфических признаков (компонентов), определяющих структуры общего и специального вопросов в языках сравнения. К таким компонентам можно отнести, например, инверсию основного словопорядка, вопросительную частицу, вспомогательный глагол, а также позицию вопросительного местоимения. Варьирование этих компонентов позволяет выделить модели, преимущественно используемые в языках сравнения; при этом один и тот же язык может использовать разные модели. Языком-эталоном служит идеальная модель со «спокойным» строем предложения, т. е. без специальных компонентов построения вопроса, в то время как языки-репрезентанты эталона могут включать такие компоненты в обязательном или выборочном порядке, что приводит к определенной «напряженности» синтаксической структуры. Гипотеза исследования, которая рассматривает зависимость позиционной автономности слова от степени напряженности синтаксического строя, проверяется с помощью произвольной выборки эквивалентных вопросительных предложений в языках сравнения. По степени возрастания синтаксической напряженности языки сравнения можно расположить в следующей последовательности: (русский, польский) → (башкирский, турецкий) → (немецкий, испанский) → (французский) → (английский).
В статье раскрывается сущность понятия «аутопсихологическая компетентность» и определен предмет аутопсихологической компетентности. Автором разработана модель формирования аутопсихологической компетентности студентов педагогического вуза как необходимого условия профессиональной подготовки, состоящая из умений, подходов, принципов, компонентов, функций и форм проявления. Актуальность темы обусловлена необходимостью разрешения проблемы формирования у студентов педагогического вуза аутопсихологической компетентности, которая в будущем позволит специалисту успешно решать задачи профессионального и личностного развития. В тексте подробно рассмотрена степень изученности темы аутопсихологической компетентности в современной науке. Определены способы совершенствования аутопсихологической компетентности у студентов педагогического вуза. Описан сравнительный анализ эффективности модели, получены достоверные данные о том, что при целенаправленном использовании психологических методов в профессиональной подготовке студентов, повышается осведомленность студентов о способах профессионального самосовершенствования, о своих положительных и отрицательных качествах, учебной и самообразовательной деятельности. Приведена диаграмма, отражающая динамику личностных психологических качеств студентов. Таким образом, аутопсихологическую компетентность можно рассматривать как свойство личности, детерминирующее мировоззренческую направленность, высокий уровень самосознания, саморегуляции и готовности к мотивированному обучению через потребность к получению качественного образования для профессиональной деятельности. Развивая аутопсихологическую компетентность, мы создаем условия для профессионального становления будущих педагогов, что остается важной задачей современного педагогического образования.
В соответствии с современными подходами к разработке декларативных баз знаний, формируемых экспертами без поддержки инженеров знаний, экспертам приходится самим производить трудоёмкую аналитическую работу с понятиями различных уровней общности, выявлять различные типы отношений между понятиями, осуществлять действия по «отлаживанию» разрабатываемой базы знаний. В этой связи актуальны исследования, направленные на создание моделей, методов и технологий, способствующих разработке дополнительных (по отношению к существующим редакторам онтологий и баз знаний) наборов инструментальных средств поддержки экспертов. Одним из таких методов является создание логической модели онтологии предметной области. Модели онтологий в форме необогащенных систем логических соотношений позволяют задать структуру онтологии каждого уровня и базы знаний, ставить задачи в терминах онтологии интеллектуальной системе и разрабатывать методы их решения. Модель метаонтологии (модель онтологии уровня выше второго) позволяет также автоматизировать создание промежуточных понятий редактором, что возможно не для всех предметных областей. Для семейства предметных областей, объекты которых представляют собой системы сложной структуры (строгое определение семейства дано и подразумевает, что подсистемами таких систем могут быть элементарные системы, иерархически устроенные системы или процессы) это оказывается возможным. Цель статьи - предъявить модель метаонтологии для семейства предметных областей, объекты которых являются системами сложной структуры, в форме необогащенной трёхуровневой системы логических соотношений с параметрами и конструкторами и показать ее применимость для разработки базы знаний предметной области данного семейства. В качестве иллюстративного примера выбрана предметная область определения реакционных способностей химических соединений. Модель представлена на языке прикладной логики, для которого были разработаны специализированные расширения «Макросы» и «Комплексные числа», термы которых представлены. Модели онтологии уровней ниже третьего получаются в результате описанной операции применения обогащения. Различные типы метапонятий модели метаонтологии могут быть использованы при создании наборов дополнительных инструментальных средств поддержки экспертов в виде генераторов промежуточных понятий онтологии для предметных областей данного семейства.