Развитие арабо-мусульманского направления внешней политики Саудовской Аравии после 1979 г. (2025)

Предметом исследования является трансформация арабо-мусульманского направления внешней политики Саудовской Аравии после ключевых событий 1979 г., которые существенно повлияли на политическое развитие страны и региона в целом. Особое внимание уделяется анализу основных факторов, определивших смену политического курса королевства, таких как исламская революция в Иране, захват Мечети аль-Харам в Мекке и начало Афганской войны. Исследуются два основных вектора развития внешней политики Саудовской Аравии: региональный, связанный с созданием ССАГЗ в 1981 г., и религиозный, направленный на укрепление роли страны в мусульманском мире. Рассматриваются механизмы реализации этих направлений. Анализируются влияние событий постсоветского периода и “холодной войны” на формирование новых стратегических приоритетов Эр-Рияда, а также его реакция на вызовы глобального терроризма после 11 сентября 2001 г. Методология исследования основана на комплексном анализе исторических событий, официальных документов и экспертных оценок. Использованы методы сравнительного анализа, хронологической периодизации и системного подхода к изучению трансформации внешней политики Саудовской Аравии. Особое внимание уделено источникам, включая работы ведущих экспертов по региону. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе трансформации внешней политики Саудовской Аравии после 1979 г., с акцентом на взаимосвязь региональных и религиозных векторов её развития. Автор впервые рассматривает влияние ключевых событий этого периода - исламской революции в Иране, захвата Мечети аль-Харам и начала Афганской войны - на формирование стратегических приоритетов Эр-Рияда. Исследование раскрывает механизм “секьюритизации религии” как основного инструмента укрепления внутренней стабильности и международного влияния королевства. Выводы работы демонстрируют, как Саудовская Аравия, используя свои экономические и религиозные преимущества, успешно адаптировалась к меняющимся геополитическим реалиям, превратившись из регионального игрока в одного из главных центров силы мусульманского мира. Исследование также подчеркивает двойственную роль религиозного фактора во внешней политике королевства, где поддержка традиционных исламских ценностей сочеталась с рисками распространения экстремистских идеологий, что стало важным уроком для современной дипломатии.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Останин-Головня Василиий Дмитриевич
Сохранить в закладках
«Особые» отношения республики Ирак с США как фактор сдерживания иракских правящих кругов в стремлении к расширению международных контактов (2025)

Актуальность темы обусловлена значительным влиянием американо-иракских отношений на стратегическую стабильность и политическую архитектуру Ближнего Востока. В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия Республики Ирак и США в политической, экономической и оборонной сферах после принятия в 2008 г. Рамочного соглашения, а также влияние внешней политики Соединённых Штатов на развитие иракского государства при сохранении американского военного присутствия. Исследованы механизмы и инструменты, используемые США для обеспечения долгосрочного влияния на Ирак. Проанализировано Рамочное соглашение 2008 года, ставшее базовым документом для определения приоритетных сфер сотрудничества США и Ирака. Уделено внимание экономическим интересам США, политическим ограничениям для Ирака в сфере внешнеполитических контактов и сохранению американского военного присутствия в стране. Методологической основой данного исследования является системный подход, позволяющий рассматривать иракско-американские отношения как сложную и многокомпонентную систему. Комплексный подход обеспечивает целостное восприятие иракско-американского взаимодействия и позволяет глубже понять механизмы его формирования и развития. Ключевыми методами исследования стали ивент-анализ и функциональный анализ. Основными выводами проведенного исследования являются то, что американо-иракские отношения представляют собой сложную и многоуровневую систему, в которой стратегические интересы США и национальные интересы Ирака тесно переплетаются. Вашингтон продолжает играть ключевую роль в политической, экономической и оборонной сферах этой страны, используя свое влияние для контроля над стратегическими процессами на Ближнем Востоке и недопущения усиления позиций России и Китая. В то же время для Ирака сотрудничество с США остается важным инструментом для восстановления экономики, укрепления оборонного потенциала и привлечения долгосрочных иностранных инвестиций. Однако очевидно, что несмотря на значительное давление со стороны США, существует тенденция к расширению иракско-российских отношений, а с появлением и усилением в стране шиитских группировок, тесно связанных с Ираном, создает дополнительные возможности для углубления ирано-иракского сотрудничества. В то же время американское присутствие в Ираке, включая военные и частные структуры, продолжает служить инструментом контроля над политическими процессами и экономическими ресурсами страны, ограничивая пространство для развития альтернативных внешнеполитических векторов.

Издание: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Рыжов Игорь Валерьевич, Джоджи Нечирван Джасим, Струкова Марина Игоревна
Сохранить в закладках
Потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым) (2025)

В качестве предмета исследования выступает потенциал национально-культурных автономий в реализации публичной дипломатии (на примере деятельности национально-культурных автономий Республики Крым). Следует отметить, что современное международное влияние базируется на способности привлекать внимание через культурные ценности, политические идеалы и гуманитарные инициативы, а публичная дипломатия выступает инструментом реализации данного влияния посредством диалога негосударственных акторов с иностранными аудиториями. Национально-культурные автономии (НКА), представляя интересы этнических и культурных общностей, могут стать ключевыми негосударственными акторами в этом процессе, так как они устанавливают тесные связи с культурными метрополиями и с государствами, где та или иная культура многочисленно представлена. Эти связи непосредственным образом, влияют на доверие, возникающее внутри этнических сообществ, и, как следствие, формируют позитивное представление о процессах, происходящих по линии национальное меньшинство - государство. В работе были использованы: институциональный метод (при анализе процесса оформления этнокультурного взаимодействия в Крыму); метод контент-анализа (при изучении уставных документов крымских региональных НКА); экспертный опрос (при анализе уровня вовлеченности крымских НКА в международную деятельность). Важным компонентом проведенного исследования стала концепция «мягкой силы», выступающая в качестве инструмента ненавязчивого влияния. Новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается деятельность национально-культурных автономий в контексте реализации публичной дипломатии. В результате проведенного экспертного опроса, направленного на определение уровня международной активности НКА, а также анализа деятельности крымских национально-культурных автономий, были обозначены параметры оценки эффективности их деятельности в реализации внешней политики. В результате проведенного исследования было выявлено, что национально-культурные автономии обладают значительным, но недостаточно изученным потенциалом в сфере публичной дипломатии. Так, из 13 руководителей НКА РК, принявших участие в опросе, 8 экспертов отметили, что их организации выходят за пределы регионального взаимодействия: 2 организации ограничиваются федеральным уровнем, 6 организаций выходят на международный уровень. Метрическое измерение каждого из обозначенных параметров дает возможность определять эффективность использования ресурса НКА в реализации публичной дипломатии.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Арутюнян Айкуи Генриковна
Сохранить в закладках
Особенности африканского направления современной внешней политики Кубы (2025)

Объектом исследования является внешняя политика Кубы. В качестве предмета исследования выбрана внешнеполитическая деятельность Гаваны на африканском направлении в период 2010-2025 годов. Сначала автор рассматривает историю кубинской активности в Африке. Затем анализируются современные отношения Кубы с её ключевыми партнерами в регионе: ЮАР, Нигерией, Анголой, Эфиопией и Алжиром. Выявляются особенности африканского направления внешней политики Кубы и значение отношений с Африкой для Гаваны. Особое внимание уделено нескольким аспектам, важным для поддержании интенсивности кубинско-африканских отношений. Это роль исторической памяти в обосновании современного сотрудничества, динамика высокоуровневых дипломатических визитов и медицинская и образовательная дипломатия Кубы. Цели африканского направления внешней политики Кубы рассматриваются в контексте повышения роли Глобального Юга в мировой политике. В статье применяются общенаучные методы познания - анализ и синтез, а также элементы сравнительного метода. В качестве источников для анализа использовались документы и информационные материалы Министерств иностранных дел Кубы и стран Африки, а также материалы СМИ Кубы и стран Африки, научные работы отечественных и зарубежных специалистов. Научная новизна работы обусловлена недостатком в отечественной науке попыток проанализировать именно современную внешнюю политику Кубы в отношении стран Африки. Данная работа демонстрирует адаптацию карибской республики к вызовам сегодняшней мировой политики. Как основные выводы можно отметить, во-первых, сохраняющуюся важность Африки для реализации глобальных целей Кубы. Этими целями являются предотвращение дипломатической и экономической изоляции острова и поиск партнеров для торгового и инновационного сотрудничества. Страны Африки поддерживают Гавану в ООН и готовы оплачивать услуги кубинских специалистов. Во-вторых, Куба продолжает не только сохранять, но и развивать сотрудничество с африканскими странами. Установлено, что Куба активизировала высокоуровневые дипломатические визиты в Африку в последние три года - страны континента посещали президент, вице-президент и министр иностранных дел. Гавана взаимодействует с Африкой не только в двустороннем, но и в многостороннем формате, имеет хорошие отношения с такими организациями, как Африканский союз и ЭКОВАС.

Издание: МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Демидов Алексей Михайлович
Сохранить в закладках
Два императора – две эпохи. Взгляд из России на личность и политику Наполеона Бонапарта и Наполеона III: сравнительный анализ (2025)

Предметом исследования настоящей статьи являются воззрения отечественных консервативных и либеральных мыслителей середины XIX - второй половины XIX вв. на личность и деятельность Наполеона Бонапарта и Наполеона III. Отмечается, что в российском обществе всегда был высок уровень интереса к событиям, происходящим во Франции. Это было связано как с мировоззренческими установками среди российского дворянства, так и с теми противоречиями, которые наблюдались между Россией и Францией в XIX столетии. Речь идет об Отечественной войне 1812 г. и антинаполеоновских войнах начала века, а также о Крымской кампании 1853-1856 гг. Данные события оказали существенное влияние на восприятие Франции в России, а также на те оценки, которые давались в российском обществе французским правителям. Авторы подчеркивают, однако, довольно заметную разницу в представлениях отечественных мыслителей на личность Наполеона Бонапарта и Наполеона III, определенное уважение в отношении первого и явную критику и даже пренебрежение в отношении второго монарха. Основными методами настоящего исследования можно назвать сравнительный, дающий возможность провести компаративный анализ мнений и оценок, выявить характерные черты в восприятии французских лидеров в российском общественном мнении. Представляется возможным отметить, что настоящая проблема практически не исследовалась ранее, т. е. специальных исследований, посвященных сравнению политики французских императоров в российской общественной мысли XIX в., не предпринималось. В этой связи представляется весьма интересным провести именно компаративный анализ существующих оценок, помогающий понять причину уважительного отношения к Наполеону Бонапарту в России и практически полное забвение или критику его племянника. Среди основных выводов, к которым приходят авторы можно выделить следующие: в российском обществе XIX в. присутствовал неизменный интерес как к внешнеполитической составляющей, так и к отдельным государствам. В частности, подобный интерес наблюдался в отношении Франции, воплощением и собирательным образом которой несомненно были те правители, которые запомнились яркими реформами, военными успехами/поражениями, и, безусловно, взаимодействием с Россией.

Издание: GENESIS: ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 4 (2025)
Автор(ы): Кряжева-Карцева Елена Валерьевна, ЛИНЬКОВА Елена Валентиновна, Симонова Мария Александровна
Сохранить в закладках
ПОДХОДЫ США К РЕВОЛЮЦИЯМ В МЕКСИКЕ, КИТАЕ И РОССИИ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОСМЫСЛЕНИЯ (2024)

Статья посвящена общим и особенным чертам практической политики США по отношению к революционным процессам за рубежом в начале ХХ века. В качестве примеров используются Мексиканская революция 1910-1917 гг., Русская революция и Гражданская война 1917-1922 гг., Синьхайская революция 1911 г. в Китае. Отправной точкой для исследования служат традиции сравнительного изучения революций, теорий их генезиса и влияния на международные отношения. Отмечается, что наличие устойчивых представлений о «прогрессе» обуславливало положительное восприятие американцами революции как явления. Особое внимание уделяется значению американских стереотипов о своей стране как наиболее успешной «революционной нации». Предпринимается поиск свидетельств того, что США постепенно накапливали опыт взаимодействия с революциями, обладая достаточно ограниченной информацией о них. Исследовано соотношение дипломатических, военных, экономических, пропагандистских инструментов влияния Вашингтона на обстановку в Мексике, Китае и России, с установлением общих и особенных черт. Указывается, что американцы отталкивались от тезиса о возможности быстрого преодоления разрушительной фазы революции и ее перехода в созидательное русло. Предполагается, что революции в рассматриваемых странах способствовали постепенному изживанию в сознании американской политической элиты и интеллигенции примитивных «позитивистских» взглядов на историческое развитие. Одновременно происходило усложнение всей архитектуры планирования и проведения внешней политики США, в том числе из-за необходимости конкурировать с другими «великими державами». Изложенный подход призван прояснить типичные черты политики государства в контексте революции как международной проблемы.

Издание: ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ
Выпуск: № 44 (2024)
Автор(ы): Манухин Алексей Анатольевич
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМОЛЕНСКОГО КНЯЗЯ РОСТИСЛАВА МСТИСЛАВИЧА В 30-40-Е ГГ. XII В (2025)

Статья посвящена анализу внешнеполитической деятельности смоленского князя Ростислава Мстиславича в период 1130-40-х гг., который являлся ключевым этапом в формировании его политической стратегии. В эти годы, характеризующиеся интенсивной междоусобной борьбой князей в русских землях (особенно в Южной Руси), Ростислав Смоленский, как самостоятельный правитель, активно, но достаточно осторожно выстраивал свои отношения с соседними княжествами после смерти отца киевского князя Мстислава Великого, стремясь укрепить позиции Смоленской земли в новых внешнеполитических условиях. В работе исследуется его взаимодействие с киевскими, черниговскими, волынскими, переяславскими князьями, а также анализируется его участие в ряде военных кампаний и междоусобных столкновениях этого времени на южнорусском направлении. При изучении проблемы предпринята попытка проследить динамику развития внешнеполитического курса Ростислава и выделить основные тенденции его деятельности в рассматриваемый период. В заключении делается вывод о выстраиваемой Ростиславом Мстиславичем взвешенной внешней политике с киевскими князьями как из династии Мономашичей, так и Ольговичей, способствовавшей сохранению самостоятельности Смоленской земли, а также повышению ее значимости в политической жизни русских земель в указанное время.

Издание: ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 1 (57) (2025)
Автор(ы): СМИРНОВ Александр Витальевич
Сохранить в закладках
КОНКУРЕНТНЫЙ ПОДХОД США К КНР: СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ПЕРЕКЛАДЫВАНИЯ БРЕМЕНИ (2023)

В статье раскрывается понятие конкурентного подхода, его роль и место в американской внешней политике, а также разъясняются принципы реализации четырех видов стратегий, на нем основанных. Анализируется одна из стратегий навязывания издержек - стратегия активного перекладывания бремени, созданная и активно используемая Вашингтоном в отношении Китая для подрыва его способности оспаривать доминирование США. Демонстрируется то, как возможности и уязвимости противника используются при разработке и осуществлении различных конкурентных стратегий.

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 3 (2023)
Автор(ы): Кузнецов Никита Дмитриевич
Сохранить в закладках
КРИЗИС-СОДЕРЖАЩИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КНР (2023)

В 2022-2023 гг. Китай вступает в новый этап своего развития, в котором вероятность масштабного социально-экономического кризиса очень высока. Негативная ситуация определяется совокупностью ряда кризис-содержащих факторов. Экономическое замедление, продолжающееся и обостряющееся американо-китайское соперничество, сверхцентрализация власти после 20 съезда КПК, а также обострение тайваньской проблемы - все составляющие вместе либо при одновременном наложении лишь двух или трех компонентов друг на друга могут спровоцировать чрезмерное ослабление Китая. Это в конечном итоге поставит под вопрос достижение Пекином своей “второй столетней цели” к 2049 г. - стать одной из ведущих мировых держав

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 5 (2023)
Автор(ы): Михеев Василий Васильевич, Луконин Сергей Александрович
Сохранить в закладках
РЕЗОНАНСНЫЙ КАТАР: ФЕНОМЕН ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МАЛОЙ МОНАРХИИ (2024)

Статья посвящена изучению особенностей внешней политики Катара, который за относительно непродолжительный срок смог не только преодолеть свои географические и демографические ограничения, но и добиться резонансных успехов как на региональном, так и на международном уровнях, закрепив за собой положение влиятельного игрока в глобальных масштабах. Предпринимается попытка комплексного анализа различных аспектов внешней политики эмирата, ее инструментов, принципов и результатов. Цель исследования - сформулировать сущность и выявить ключевые компоненты внешнеполитической идентичности Катара, которая послужила основой эффективной реализации амбициозных стратегий малой монархии. Анализируются исторический, культурный и личностный факторы, сыгравшие принципиальную роль в формировании международного статуса Катара и его самопозиционировании, а также основные подходы руководства эмирата в выстраивании отношений с крупными региональными и мировыми игроками. При этом особое внимание уделено катарской стратегии “балансирования” в сочетании с продвижением своего имиджа прогрессивного и современного государства, полезного военно-политического партнера, надежного поставщика энергетических ресурсов, востребованного международного посредника, донора гуманитарной помощи и влиятельного инвестора, а также образовательного, культурного, транспортного, финансового и туристического центра.

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 10 (2024)
Автор(ы): Тюкаева Татьяна Иршатовна
Сохранить в закладках
К ВОПРОСУ О ЯПОНО-СОВЕТСКИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ПО ПРОБЛЕМАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (2025)

Поражение, которое потерпели японские агрессоры осенью 1939 г. у реки Халхин-Гол, а также заключение советско-германского договора о ненападении заставили японские правящие круги пересмотреть свою политику в отношении СССР, в том числе и по вопросу уточнения границы между МНР и Маньчжоу-Го. Однако в январе 1940 г., в тупик зашла работа комиссии по уточнению границы между МНР и Маньчжоу-Го. Советское правительство считало невозможным вести переговоры о новой рыболовной конвенции, пока не будет урегулирован и этот вопрос. Переговоры продолжались, но безрезультатно. Положение стало постепенно меняться в середине 1940 г. - в связи с оккупацией Германией Голландии и Бельгии, капитуляцией Франции и подрывом позиций Англии. Огромные колониальные владения стран Западной Европы: Французский Индокитай, Голландская Индия и другие территории оказались беспомощными.

В результате событий у Халхин-Гола в Японии оказались вынуждены признать, что для нападения на СССР требуется серьезное дополнительное наращивание силы. Более легких успехов сулила агрессия в южном направлении. Так, во Французском Индокитае войска метрополии насчитывали всего около 50 тыс. человек, причем они были лишены возможности теперь получать какую-либо помощь из Франции. В Токио решили воспользоваться создавшимся в этом регионе положением. Приняв решение сосредоточить на ближайшее время основные усилия на «южном» направлении, японское правительство стало проявлять заинтересованность в том, чтобы дипломатическими средствами стабилизировать свои позиции на «северном» направлении.

Издание: ВЕСТНИК СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ К. Л. ХЕТАГУРОВА
Выпуск: № 2 (2025)
Автор(ы): Койбаев Борис Георгиевич, ЛОХОВА ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА, Ревазов Владимир Черменович
Сохранить в закладках
АДАПТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО В УСЛОВИЯХ “ДВОЙНОГО СДЕРЖИВАНИЯ”: ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ США В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОПОРЯДКЕ (2024)

Статья посвящена исследованию режимов адаптации Соединенных Штатов Америки к изменениям в окружающей международной среде. В ситуации, когда “двойное сдерживание” Китая и России фактически становится организующей идеей американской внешней политики, а условия, при которых США в постбиполярный период представляли себя остальному миру в качестве ролевой модели либеральной демократии и рыночной экономики, подвергаются эрозии, американские элиты стремятся к удержанию за Вашингтоном гегемонистского положения в мировой системе. Автор рассматривает набирающую в США популярность теорию “адаптивного лидерства”, способы ее сопряжения с теорией адаптивного поведения Дж. Розенау, изучает характер такой адаптации в отдельных областях и предпринимает попытку ответить на вопрос, насколько реализуемые сегодня Соединенными Штатами меры адекватны для искомых ими целей.

Издание: МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Выпуск: Т. 67 № 11 (2024)
Автор(ы): Сучков Максим Александрович
Сохранить в закладках