Научный архив: статьи

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЛЕДОВАТЕЛЯМ В ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО НЕРАСКРЫТЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ДЕЛА О КОТОРЫХ ПРИОСТАНОВЛЕНЫ (2024)

Рассматриваются процессуальная и непроцессуальная формы взаимодействия следователя со специалистом-криминалистом при проведении предварительного исследования вещественных доказательств по нераскрытым преступлениям, дела о которых приостановлены. Предлагается алгоритм осмотра объектов, изъятых при проведении следственных действий. Исследуются особенности взаимодействия следователя со специалистом при оценке заключения судебного эксперта

Издание: ОБЩЕСТВО И ПРАВО
Выпуск: № 2 (88) (2024)
Автор(ы): Данильян Элина Сергеевна
Сохранить в закладках
МЕЖПОКОЛЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (2025)

Цель статьи заключается в раскрытии роли межпоколенного взаимодействия в экзистенциальном самоопределении будущего учителя и способов его организации.

Методология и методы исследования. В исследовании использовались материалы из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе логического сравнения информации.

Результаты. Выявлено диалектическое единство межпоколенного профессионального (педагогического) взаимодействия и экзистенциального самоопределения будущего учителя в образовательной среде университета. Предлагаются примеры проектов организации межпоколенного взаимодействия в образовательной среде университета («Династии педагогов. Притяжение поколений», «Педагогические мемуары», «Подражание педагогическому идеалу: ретроспектива и перспектива», «Юность моя - тимуровцы», «Искусство экзистенциального рассказа», проектантикафе «Педагогическая перезагрузка»), обеспечивающие положительную динамику признаков экзистенциального самоопределения будущего учителя (экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости, экзистенциальной синергетичности).

Теоретическая и/или практическая значимость. Предлагается одним из механизмов межпоколенного педагогического взаимодействия считать общение, где важна диада «бытие будущего учителя - научно-педагогическая школа». Диада понимается как диалог двух событийных пространств через представителей разных поколений педагогического дела - будущего и прошлого/настоящего. Диалогичность проявляется в способности созидания экзистенциального опыта у будущего учителя через краеведческо-педагогическое погружение. Даются способы выявления результативности организации межпоколенного взаимодействия: критерии экзистенциального самоопределения будущего учителя (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) и диагностики, определяющие её динамику (Шкала экзистенции (Existenz-Skala, ESK) А. Лэнгле, К. Орглера; Шкала осознанного выбора и самосознания, PCASS; Опросник самоорганизации деятельности, ОСД).

Выводы. Межпоколенное взаимодействие не только воспитывает чувство уважения к старшим поколениям, но и выполняет роль социального ресурса, оказывающего положительное влияние на экзистенциальный выбор будущего учителя. Практика работы подтверждает эффективность организации проектной деятельности, включавшей в себя интеграцию поколений педагогов и студентов, а также погружение будущих учителей в историко-педагогическое наследие. Всё это привело к положительной динамике в экзистенциальной наполненности, экзистенциальной восприимчивости и экзистенциальной синергетичности будущего учителя. Предложенные проекты могут быть значимы в работе со студентами педагогических вузов, а также на курсах повышения квалификации.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): Исаев Евгений Анатольевич
Сохранить в закладках
ЛИЧНОСТНО-СОЗИДАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2025)

Цель научной статьи состоит в описании сущности и особенностей личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогов образовательных комплексов с семьями обучающихся, которые направлены на достижение более высоких образовательных результатов.

Методология и методы исследования. В исследовании применялись личностно-ориентированные подходы; методы сравнительного анализа, метод опроса родителей учащихся, беседы с педагогическими работниками для выявления степени их взаимодействия с семьями обучающихся в рамках образовательных комплексов.

Результаты исследования продемонстрировали, что личностно-ориентированный подход должен уступить место личностно-созидающей стратегии образования, направленной на взаимодействие педагогического коллектива образовательного комплекса с семьями учеников, т. к. данное сотрудничество способствует повышению уровня вовлечённости родителей в образовательный процесс. Личностно-ориентированный подход (парадигма) предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, а значит, реализацию индивидуального подхода, что затрудняет процесс персонального развития личности и её социализации в едином образовательном процессе воспитания и обучения в рамках преемственности образовательных программ. В ходе исследования установлено, что личностно-созидающая стратегия улучшает процесс коммуникации педагогов с семьями учащихся и положительно влияет на академическую успеваемость и социализацию школьников. Результаты анкетирования позволили определить повышение процента удовлетворённости родителей образовательным процессом, увеличение доли активных семей в жизни школы.

Научная новизна, теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна состоит в описании личностно-созидающей стратегии взаимодействия педагогических коллективов образовательных комплексов с семьями учащихся, которая адаптирует инновационные подходы и психолого-педагогические практики к современным условиям. Теоретическое значение данного исследования состоит в расширении представлений о процессе взаимодействия общеобразовательных комплексов с семьями учащихся, начиная с дошкольного возраста, что на данном этапе способствует разработке современных моделей и инновационных подходов в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в использовании полученных данных для разработки преемственных программ взаимодействия педагогов с родителями воспитанников дошкольных отделений и учащихся. Полученные результаты могут являться основой для разработки методических рекомендаций по совершенствованию процесса взаимодействия педагогического коллектива с семьями учащихся.

Выводы. В процессе исследования определено, что рассматриваемая в научной статье личностно-созидающая стратегия взаимодействия педагогов с родителями обучающихся способствует улучшению процесса коммуникации, что в данном случае положительно влияет на академическую успешность учащихся, она создаёт эмоционально-комфортную среду в образовательном комплексе.

Издание: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): АГАРЁВА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА, ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
Сохранить в закладках
ОТНОШЕНИЕ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (2024)

В современном российском обществе все более частыми становятся случаи негативного отношения одних людей к другим вследствие несовпадения жизненных взглядов, поведения, внешнего облика, в особенности в среде современной студенческой молодежи. При этом более яркий характер среди других видов нетерпимости по разным критериям носит нетерпимость по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Растет значимость выстраивания равенства между членами общества вне зависимости от их индивидуальных особенностей. Немаловажную роль в жизни общества (в частности, российского) приобретает сравнительно новое социальное явление - инклюзивное образование, результатом внедрения которого становится неоднозначное отношение обучающихся с нормативным развитием и их родителей к учащимся с ОВЗ.

В статье показано, как отношение современных российских студентов к инклюзивному образованию влияет на формирование у них толерантности. Описаны результаты количественного социологического исследования, для проведения которого были сконструированы переменные, позволяющие собрать эмпирические данные. В исследовании использованы метод онлайн-анкетирования для сбора данных и статистические методы для анализа (анализ первичных данных проведен с использованием программы SPSS). В опросе приняли участие 1276 респондентов в возрасте от 15 до 24 лет из 37 субъектов всех федеральных округов Российской Федерации.

По результатам исследования выявлена корреляционная связь и прямая зависимость между характером отношения современных российских студентов к инклюзивному образованию и уровнем их толерантности к людям с ОВЗ.

Издание: СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Выпуск: № 3 (51) (2024)
Автор(ы): МАНУЙЛОВА ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА, Мануйлова Дарья Сергеевна
Сохранить в закладках
БУХГАЛТЕРСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ (2015)

В статье рассматриваются составляющие учетно-аналитической системы, выделяются ее основные признаки. Раскрывается учетная подсистема и показывается взаимодействие с другими подсистемами на предприятии. Изложена позиция авторов о необходимости формирования учетно-аналитической системы организации, позволяющей гармонизировать весь учетный процесс и адаптировать его к условиям нестабильной внешней среды

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 4 (279) (2015)
Автор(ы): Варакса Наталия Геннадьевна, Коростелкина Ирина Алексеевна
Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ (2015)

В настоящее время применение внутриорганизационного маркетинга организациями высшего образования приобретает все большую актуальность. Использование клиентоориентированной стратегии управления взаимоотношениями позволяет укреплять конкурентные позиции организации. Внедрение внутриорганизационного маркетинга в практику работы организации высшего образования позволяет существенно расширить ее возможности по привлечению клиентов

Издание: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Выпуск: № 1 (276) (2015)
Автор(ы): Ушакова Ирина Васильевна
Сохранить в закладках
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ РАССЛЕДОВАНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ В СЕМЬЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (2023)

В результате комплексного научного исследования сформирована концепция раскрытия и расследования насильственных преступлений, совершенных в семье путем создания соответствующей базовой криминалистической методики как необходимая составляющая современной правоприменительной практики и важнейший фактор оптимизации борьбы с насильственными проявлениями в семейных отношениях. В статье автором изложены некоторые результаты проведенного самостоятельного научного исследования посвященного концептуальным основам базовой криминалистической методики расследования насильственных преступлений, совершенных в семье.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 1 (2023)
Автор(ы): nas2481
Сохранить в закладках
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ (2023)

Целью данного исследования было изучение сложившейся в настоящее время конъюнктуры в геопространстве, которая в том числе способствовала активизации криминальных элементов, а также появлению новых видов преступных проявлений, которые требуют своевременной и соизмеримой реакции, как со стороны правоохранительных органов в частности, так и со стороны всего гражданского общества в целом. Вследствие Специальной военной операции, начатой 24 февраля 2022 года на территории Донецкой и Луганской Народных Республик для защиты от агрессии украинских националистов, стали фиксироваться факты террористических актов, диверсий, распространения в рамках информационной войны коллективным Западом откровенных «фэйковых» сведений о действиях вооруженных сил нашего государства на территории Украины. Одновременно с этим все большая часть преступного элемента уходит в киберпространство, как для совершения противоправных деяний новыми способами, так и для сокрытия своих деяний. Одной из основных контрмер в деятельности по предупреждению и противодействию преступности является постоянное совершенствование законодательства в данной сфере за счет, как внесения изменений в уже существующие нормативные акты, так и путем введения юридической ответственности за новые виды противоправных деяний. Задачи исследования заключаются в анализе современной криминогенной обстановки и в обозначении с ее учетом основных целей и задач в предупреждении и противодействии преступности, подчеркивании роли в данной деятельности международного сотрудничества, в том числе с целью повышения эффективности противодействия транснациональной преступности и розыску преступников, скрывшихся от правосудия на территории других государств. Выводы: мы установили, что для эффективного предупреждения и противодействия преступности необходимо выполнение всех обозначенных в исследовании целей и задач, в том числе в условиях транснационального сотрудничества на уровне правоохранительных органов и государств.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 4 (2023)
Автор(ы): МАКОЕВА ЕВГЕНИЯ РУСЛАНОВНА
Сохранить в закладках
ЦИФРОВАЯ КООПЕРАЦИЯ В ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗКАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ (2025)

Статья посвящена исследованию темы цифровой кооперации в пассажирских авиаперевозках, основная идея которой заключается в объединении всех участников процесса пассажирских авиаперевозок и сопутствующих услуг на единой цифровой платформе для повышения качества обслуживания пассажиров и повышения конкурентоспособности авиаперевозок. Цель исследования заключается в разработке схем взаимодействия участников цифровой кооперации на рынке пассажирских авиаперевозок. Авторами представлены результаты проведенного контент-анализа, отображающего современное состояние и тенденции функционирования рынка воздушных авиаперевозок на примере деятельности и количества авиационных и неавиационных партнеров таких российских авиакомпаний, как «Россия», «КрасАвиа», «РусЛайн» и «2-й Архангельский объединенный авиаотряд». Выявлено значительное количество партнеров у авиакомпаний, что подтверждает актуальность темы цифровой кооперации для дальнейшего повышения качества взаимодействия участников рынка и обслуживания авиапассажиров. В регионах, где авиаперевозки представляют собой основной вид транспорта и играют ключевую роль в мобильности граждан, реализация цифровой кооперации позволит повысить информированность и комфорт при планировании и осуществлении перемещения, что способствует развитию сопутствующих услуг, необходимых в процессе путешествия, внося вклад в предпринимательское и инфраструктурное развитие регионов Российской Федерации. В качестве темы научной дискуссии авторы предлагают обсудить возможное влияние цифровой кооперации на повышение качества жизни населения на примере регионов, где авиаперевозки играют ключевую роль в мобильности граждан.

Издание: ИЗВЕСТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАН
Выпуск: Том 27 № 3 (2025)
Автор(ы): Лавская Кристина Константиновна, БАРЫКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, Божук Светлана Геннадьевна, Макаренко Евгений Александрович
Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2023)

В статье проводится анализ осуществляемой Российской Федерацией деятельности по борьбе с угрозами экстремизма и терроризма на пространстве Евразии в современных условиях глобальных экономических, политических и иных изменений. Автором рассматриваются меры, предпринимаемые Российской Федерацией в вопросах обеспечения стабильности и безопасности на территории евразийского континента. Цель работы заключается в определении и критическом осмыслении пробелов и проблем, сложившихся на просторах Евразии в деле противодействия угрозам экстремистского и террористического характера, а также в формулировании предложений по усовершенствованию подходов к формированию единой евразийской системы международной безопасности, способной оперативно реагировать на возникающие вызовы и кризисные явления, обусловленные деятельностью террористических и экстремистских организаций. Автор приходит к нескольким выводам. Во-первых, деятельность Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму в евразийском пространстве должна носить предупредительный характер, основываться на систематическом анализе происходящих процессов, прогнозировании угроз на основе обобщения получаемых данных. Во-вторых, успешное противодействие экстремизму и терроризму возможно лишь при адекватном восприятии этих угроз государствами, участвующими в международных усилиях по обеспечению мира и безопасности. Невозможно обеспечить внутригосударственную безопасность и международную безопасность при активной борьбе с терроризмом, но отсутствии полноценного противодействия угрозам экстремистского характера, создающим в перспективу питательную среду для дальнейшего террора. В-третьих, успешное противодействие экстремизму и терроризму выходит за рамки только правоохранительных и военных задач. Важным аспектом борьбы с указанными угрозами является устранение причин и условий, способствующих их распространению. К подобным условиям можно отнести социально-экономическую нестабильность, низкий уровень образования, отсутствие информационной грамотности населения, безработицу и ряд других факторов, неразрешенные этнические, религиозные, культурные и иные конфликты.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 5 (2023)
Автор(ы): Мисроков Тенгиз Замирович
Сохранить в закладках
СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (2023)

Современное общество сталкивается с множеством проблем, связанных с преступностью и нарушением законов. В связи с этим важным направлением деятельности государства является борьба с преступностью и ее предупреждение. Одним из инструментов борьбы с преступностью являются альтернативные лишению свободы виды наказания, которые могут быть назначены вместо тюремного заключения. Такие альтернативные меры включают в себя общественно полезный труд, условное осуждение, арест как вид наказания и другие. Однако, чтобы эти меры были эффективными, необходимо обеспечить их правильную организацию и контроль. В этой связи, важным является взаимодействие между уголовно-исполнительными инспекциями и органами внутренних дел. Это позволит обеспечить мониторинг соблюдения условий альтернативных мер, а также своевременную реакцию на нарушения.

Издание: ПРОБЕЛЫ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Выпуск: Т. 16 № 6 (2023)
Автор(ы): Вечкаев Николай Степанович, Федоров Андрей Николаевич, Тарасов Максим Юрьевич
Сохранить в закладках
Понятие, задачи, общие условия (принципы) и формы взаимодействия между следователем и оперативным сотрудником (2025)

Введение. Общеизвестно, что хорошо организованное взаимодействие субъектов расследования во многом является залогом оперативного и всестороннего установления всех обстоятельств подлежащих доказыванию и, как следствие, достижения целей уголовного судопроизводства. Указанная тема не обделена вниманием ученых-процессуалистов и криминалистов, труды которых позволили существенно обогатить теорию данных правовых наук, однако, к сожалению, не закрыли все имеющиеся проблемные вопросы. И если по части вопросов взаимодействия научное сообщество практически единодушно, то в другой их части в т. ч. практического характера, остается много дискуссионного, по ним имеются точки зрения, которые являются не просто противоречивыми, но и диаметрально противоположными.

Материалы и методы. Исследование построено на анализе текстов юридической научной литературы, посвященной вопросам взаимодействия следователя и сотрудника оперативного подразделения, а также современной судебно-следственной правоприменительной практики и нормативных правовых актов, регламентирующих указанный аспект правоприменительной деятельности; методологическую основу данного исследования составляют совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы обработки информации и логического анализа, синтеза, индукции, дедукции и обобщения.

Анализ. Представленное в работе виденье понятия, задач, принципов и форм взаимодействия сотрудников органов предварительного расследования и сотрудников оперативно-розыскных подразделений опирающееся на анализ имеющихся точек зрения на рассматриваемый феномен, нормативную правовую базу и судебно-следственную практику дает возможность приблизиться к разрешению части имеющихся проблемных вопросов организации и осуществления взаимодействия субъектов расследования в ходе выявления и расследования преступлений.

Результаты. В работе, среди прочего, с достаточной степенью тщательности исследована правовая основа взаимодействия; сотрудник следственного подразделения и сотрудник оперативного подразделения рассмотрены как участники уголовного судопроизводства, так и как субъекты сотрудничества в процессе раскрытия и расследования уголовно-наказуемого деяния; в контексте современного эффективного взаимодействия указанных субъектов.

Издание: ГУМАНИТАРНЫЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Автор(ы): БИРЮКОВ СВЯТОСЛАВ ЮРЬЕВИЧ
Сохранить в закладках